Постановление Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 01 февраля 2022 г. по делу N 16-340/2022-
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу Голубева Д.Э. в защиту общества с ограниченной ответственностью "ЭНКЕ ЛТД" (ныне - общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" "ЭНКЕ ЖКО") на вступившие в законную силу постановление и.о. заместителя начальника главного управления - начальника управления государственного жилищного надзора Кустова О.В. от 24 февраля 2021 года N А2021-17-01-0053, решение судьи Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 20 мая 2021 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 11 августа 2021 года в отношении общества с ограниченной ответственностью "ЭНКЕ ЛТД" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением и.о. заместителя начальника главного управления - начальника управления государственного жилищного надзора Кустова О.В. от 24 февраля 2021 года N А2021-17-01-0053, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда города Хабаровска от 20 мая 2021 года и решением судьи Хабаровского краевого суда от 11 августа 2021 года, юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью "ЭНКЕ ЛТД" (на основании решения Арбитражного суда Хабаровского края от 20 января 2021 года наименование общества изменено 27 мая 2021 года, ныне - общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" "ЭНКЕ ЖКО", далее - ООО "ЭНКЕ ЛТД") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационной суд общей юрисдикции Голубевым Д.Э. в защиту ООО "ЭНКЕ ЛТД", заявлено об отмене состоявшихся по делу актов как незаконных, прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучение материалов истребованного дела, доводов жалобы, позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Согласно подпунктам "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 года N1110, лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных подпунктами 1-6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, пунктом 10 которых установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей).
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N170 (далее - Правила), определены требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 3.71 указанных Правил организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать, в том числе: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Пунктом 3.7.4 Правил предусмотрено, что мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.
Из материалов дела следует, что на основании решения о проведении проверки от 25 января 2021 года прокуратурой Краснофлотского района города Хабаровска в отношении ООО "ЭНКЕ ЛТД" проведена проверка в связи с поступившей информацией Комитета администрации города Хабаровска по управлению Краснофлотским районом, в ходе которой установлено, что на мусорной площадке, находящейся на придомовой территории многоквартирного дома N 77 по улице Трехгорной в городе Хабаровске Хабаровского края, расположено 4 мусорных контейнера, которые размещены на земле, ограждение из стандартных железобетонных изделий и других материалов отсутствует, бетонное или асфальтовое покрытие отсутствует, бордюром и зелеными насаждениями указанная площадка не ограничена, рядом с контейнерной площадкой установлено наличие неорганизованной свалки бытовых отходов - мусора, состоящей из отходов потребления (среди отходов преобладают пластиковые пакеты, пакеты с мусором, жестяные банки, пластиковые и стеклянные бутылки, картонные коробки, и др.), которые хранятся насыпью, контейнеры находятся в переполненном отходами состоянии.
Указанные обстоятельства, свидетельствующие о невыполнении лицензиатом обязательных работ при содержании и обслуживании многоквартирного дома, послужили основанием для вывода о том, что ООО "ЭНКЕ ЛТД" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом с нарушением лицензионных требований, что повлекло наступление административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ и назначение наказания в соответствии с санкцией указанной нормы.
Установленные судами обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в частности: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 8 февраля 2021 года (л.д.100 т.1), решением о проведении проверки от 25 января 2021 года (л.д.121 т.1), актом осмотра (проверки) от 25 января 2021 года (л.д.131 т.1), фототаблицей к акту проверки от 25 января 2021 года (л.д.133-137 т.1), лицензией на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 28 сентября 2017 года (л.д.201 т.1), договором управления многоквартирным домом от 19 августа 2019 года (л.д.184 т.1) и иными доказательствами, непосредственно исследованными судьями при разрешении дела и получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние ООО "ЭНКЕ ЛТД", допустившего описанное выше нарушение, обоснованно квалифицировано по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере лицензионных требований и жилищного законодательства.
В ходе осуществления прокурором проверки в отношении ООО "ЭНКЕ ЛТД" грубых нарушений законодательства не допущено.
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 5.2 постановления от 17 февраля 2015 года N 2-П разъяснил, что согласно пункту 2 статьи 21 Федерального закона N 2202-1 "О прокуратуре в Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. По смыслу данного законоположения во взаимосвязи со статьей 10 названного Федерального закона, служащая основанием для принятия мер прокурорского реагирования информация о фактах нарушения законов может содержаться как в поступающих в органы прокуратуры заявлениях, жалобах и иных обращениях, рассматриваемых в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством, прежде всего Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", так и в любых открытых источниках.
Таким образом, с учетом характера возложенных на прокуратуру Российской Федерации публичных функций, в действующем правовом регулировании допускается осуществление прокурорского надзора за исполнением законов не только в связи с конкретными обращениями, но и в инициативном порядке.
В данном случае проверка проведена прокуратурой Краснофлотского района города Хабаровска в связи с поступившей из комитета администрации города Хабаровска по управлению Краснофлотским районом информации о ненадлежащем содержании управляющей компанией придомовой территории многоквартирного дома N 77 по улице Трехгорной в городе Хабаровске Хабаровского края и контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов (л.д. 118 т.1). Заявителем указывалось, что он неоднократно обращался в адрес ООО "ЭНКЕ ЛТД" по вопросу нарушения лицензионных требований, регулярного сбора и вывоза твердых коммунальных отходов, однако мер, направленных на решение данного вопроса, не принято.
В соответствии с пунктом 3 статьи 21 Закона о прокуратуре решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.
Решение о проведении проверки N 13 принято прокурором района 25 января 2021 года (л.д.121 т.1).
Копия указанного решения была вручена и.о. директора ООО "ЭНКЕ ЛТД" Голубеву Д.Э. 25 января 2021 года (л.д.122 т.1.). Акт проверки от 25 января 2021 года составлен в присутствии указанного должностного лица общества (л.д.131 т.1)
С учетом установленных фактических обстоятельств дела судьями нижестоящих судебных инстанций сделан обоснованный вывод о соблюдении процессуальных требований при получении доказательств, свидетельствующих о нарушении ООО "ЭНКЕ ЛТД" лицензионного законодательства при управлении многоквартирным домом N 77 по улице Трехгорной в городе Хабаровске Хабаровского края и вине общества в выявленных в ходе прокурорской проверки нарушениях.
То обстоятельство, что на момент заключения договора управления многоквартирным домом на придомовой территории отсутствовала оборудованная в соответствии с нормативными актами контейнерная площадка, вопреки доводам жалобы не снимало обязанность с ООО "ЭНКЕ ЛТД" строго следовать лицензионным требованиям и принять все зависящие от управляющей компании меры по оборудованию места накопления твердых коммунальных отходов от жизнедеятельности жильцов многоквартирного дома, находящегося в управлении.
В силу пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039, на которые в жалобе ссылается заявитель, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
По делу установлено и не оспаривается заявителем, что администрацией города Хабаровска Хабаровского края принято решение о создании места накопления твердых коммунальных отходов многоквартирного дома N 77 по улице Трехгорной в городе Хабаровске, указанная площадка включена в соответствующий реестр. Приняв необходимое решение, орган местного самоуправления исполнил возложенную на него вышепоименованными Правилами обязанность.
Непосредственное обустройство места накопления отходов в соответствии с пунктом 3.7.4 Правил относится к обязанностям управляющей организации - лицензиата, осуществляющего предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирного дома.
Административное наказание назначено в размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
постановление и.о. заместителя начальника главного управления - начальника управления государственного жилищного надзора Кустова О.В. от 24 февраля 2021 года N А2021-17-01-0053, решение судьи Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 20 мая 2021 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 11 августа 2021 года в отношении общества с ограниченной ответственностью "ЭНКЕ ЛТД" (ныне общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" "ЭНКЕ ЖКО") по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Голубева Д.Э. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.