Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г. и Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФКУ "Исправительная колония N 6" УФСИН России по Хабаровскому краю на решение Амурского городского суда Хабаровского края от 22 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 16 июня 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Яковлева Виталия Николаевича к ФКУ "Исправительная колония N 6" УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю, Министерство финансов РФ о признании незаконными действий (бездействия) сотрудников исправительного учреждения, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Яковлев В.Н. обратился в Амурский городской суд Хабаровского края с вышеназванным административным исковым заявлением к ФКУ "Исправительная колония N 6" УФСИН России по Хабаровскому краю (далее - ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, Учреждение), и просил признать незаконными действия (бездействие) ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившиеся в необеспечении его горячим водоснабжением в камере в период с 26 августа 2019 года по настоящее время; взыскать с административного ответчика в его пользу компенсацию за нарушение условий содержания в размере 100 000 рублей.
Определением судьи от 26 марта 2021 года к участию в деле привлечены в качестве административного соответчика ФСИН России, в качестве заинтересованных лиц: Министерство финансов РФ, УФСИН России по Хабаровскому краю.
Решением Амурского городского суда Хабаровского края от 22 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 16 июня 2021 года, административные исковые требования Яковлева В.Н. удовлетворены частично: признаны незаконными действия (бездействие) администрации ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившиеся в необеспечении горячим водоснабжением камер, в которых находился Яковлев В.Н. при отбывания наказания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю с 26 августа 2019 года по настоящее время; взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета - ФСИН России в пользу Яковлева В.Н. за счёт казны Российской Федерации компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 5 000 рублей. В остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 16 июня 2021 года дополнена резолютивная часть решения, и на ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав Яковлева В.Н. путём организации горячего водоснабжения в камере где отбывает наказание осужденный.
12 ноября 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, поданная через Амурский городской суд Хабаровского края 21 октября 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене решения Амурского городского суда Хабаровского края от 22 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 16 июня 2021 года и, принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска в полном объёме.
В обоснование своей позиции кассаторы сослались на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела. Так, по мнение кассаторов, ссылка судов на Инструкцию по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утверждённой приказом Минюста России от 02 июня 2003 года N 130-ДСП, Свод правил 308.1325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утверждённого приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20 октября 2017 года N 1454/пр, является несостоятельной, поскольку данные нормативные правовые акты должны соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение здания, помещений. Подводка горячей воды к умывальникам в камерах не была предусмотрена на момент строительства колонии. Действующее законодательство, регламентирующее права осужденных, не устанавливает обязанность исправительного учреждения обеспечить осужденных горячей водой в камере. Отсутствие горячего водоснабжения в камерах Учреждения не связано с бездействием административных ответчиков, а является следствием отсутствия центрального теплоснабжения в посёлке Эльбан Амурского муниципального района Хабаровского края. Признание незаконными и нарушающими права Яковлева В.Н. действия (бездействие) администрации ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю по необеспечению горячим водоснабжением в камере, в отсутствие центрального горячего водоснабжения в посёлке Эльбан, является незаконным и неисполнимым. Полагают, что взысканная в счёт компенсации сумма является чрезмерной, и не соответствует принципу разумности и справедливости.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 19 ноября 2021 года кассационная жалоба ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, ходатайств о проведении судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи не заявили, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации (часть 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, далее - УИК РФ).
Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний, им гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 10 поименованного Кодекса).
Как следует из статьи 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и требований, содержащихся в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству, при этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учётом практических требований к режиму содержания.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 227.1 КАС РФ, частями 1 и 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее - УИК РФ) лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, которые рассматриваются судом одновременно.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Яковлев В.Н. осужден к пожизненному лишению свободы и отбывает наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю. В период с 26 августа 2019 года по настоящее время в камерах Учреждения, где содержался и содержится осужденный Яковлев В.Н, отсутствовало горячее водоснабжение. Обеспечение горячей водой душевых и иных хозяйственных помещений производится с помощью водонагревательных приборов.
В соответствии со статьёй 99 УИК РФ осужденным к лишению свободы должны быть обеспечены минимальными нормами материально-бытового обеспечения, которые устанавливаются Правительством РФ.
Согласно пункту 20.1 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утверждённой приказом Министерства юстиции РФ от 2 июня 2003 года N 130-ДСП, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий". Подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях (пункт 20.5 Инструкции).
Аналогично, в силу пунктов 19.2.1, 19.2.5 Свода правил 308.1325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утверждённого приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20 октября 2017 года N 1454/пр, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водоводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям действующих нормативных документов; подводку холодной и горячей воды следует предусматривать, в том числе, к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).
Указанные Правила распространяются на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений исправительных, лечебных исправительных, лечебно-профилактических учреждений и исправительных центров уголовно-исполнительной системы, а также включает основные требования к планировке и застройке территорий исправительных учреждений, исправительных центров, лечебно-исправительных и лечебно-профилактических учреждений (пункт 1.1).
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции сослались на положения Уголовно-исполнительного кодекса РФ, Закона РФ от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Инструкцию по проектированию исправительных учреждений и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, утверждённую приказом Минюста России от 2 июня 2003 года N 130-ДСП, СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях), утверждённого и введённого в действие приказом Минстроя России от 20 октября 2017 года N 1454/пр, Положения о ФСИН России, утверждённого Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года N 1314, установили, что в камерах ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, где содержался и содержится осужденный Яковлев В.Н. отсутствует горячее водоснабжение, и пришли к обоснованному выводу о том, что в отношении осужденного Яковлева В.Н. исправительным учреждением нарушены условия его содержания. Данные обстоятельства послужили основанием для взыскания в пользу административного истца с Российской Федерации в лице ФСИН России компенсации за нарушение условий содержания за период с 26 августа 2019 года по настоящее время в размере 5 000 рублей.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в кассационной жалобе ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы ссылка судов на Инструкцию по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утверждённую приказом Минюста России от 02 июня 2003 года N 130-ДСП, Свод правил 308.1325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утверждённых приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20 октября 2017 года N 1454/пр, является правомерной.
Доводы кассационной жалобы о том, что подводка горячей воды к умывальникам не была предусмотрена на момент строительства исправительной колонии N 6, что в поселке Эльбан отсутствует централизованное горячее водоснабжение не может повлечь за собой отмену либо изменение обжалуемых судебных актов, поскольку со стороны административного ответчика судам в нарушение положений части 2 статьи 62 КАС РФ не были представлены доказательства невозможности организации горячего водоснабжения в камерах, где отбывают наказание осужденные. Тем более, что проектной документацией в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю предусмотрена газовая котельная горячего водоснабжения.
Довод кассационной жалобы относительно несогласия с размером компенсации подлежит отклонению, поскольку он уже являлся предметом оценки судов первой и апелляционной инстанции.
Приведённые в кассационной жалобе ссылки на судебную практику во внимание не принимаются, поскольку обстоятельства дела по каждому спору устанавливаются судом самостоятельно, а судебные постановления, приведенные кассаторами, преюдициального или прецедентного значения для рассмотрения настоящего административного дела не имеют. Судебная практика не является формой права и высказанная в ней позиция конкретного суда не является обязательной для применения при разрешении внешне тождественных дел.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Амурского городского суда Хабаровского края от 22 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 16 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФКУ "Исправительная колония N 6" УФСИН России по Хабаровскому краю - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.