Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Зайцевой О.А. и Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ГБУЗ "Камчатская краевая больница имени А.С.Лукашевского" на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 18 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 19 августа 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению ГБУЗ "Камчатская краевая больница имени А.С. Лукашевского" к Государственной инспекции труда в Камчатском крае, главному государственному инспектору труда в Камчатском крае Павленко И.А. о признании незаконным предписания N 41/2-72-20-ПР/12-3237-И/20-1 от 29 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ГБУЗ "Камчатская краевая больница имени А.С.Лукашевского" (далее - Учреждение") обратилась в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края с вышеназванным административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда в Камчатском крае (далее - ГИТ в Камчатском крае, Инспекция) и просила признать незаконным и отменить предписание главного государственного инспектора по труду ГИТ в Камчатском крае Павленко И.А. N 41/2-72-20-ПР/12-3237-И/20-1 от 29 сентября 2020 года.
Определением суда от 19 февраля 2021 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечён главный государственный инспектор труда в Камчатском крае Павленко И.А.
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 18 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 19 августа 2021 года, в удовлетворении административного искового заявления ГБУЗ "Камчатская краевая больница имени А.С.Лукашевского" отказано.
12 ноября 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ГБУЗ "Камчатская краевая больница имени А.С.Лукашевского", поданная через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края 27 октября 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и принятии по делу нового судебного акта.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права. Так, вопреки требованиям статьи 47 КАС РФ, к участию в деле в качестве заинтересованного лица не было привлечено министерство финансов Камчатского края, ответственное за финансирование всех ГБУЗ на территории Камчатского края. Данное нарушение делает невозможным исполнение оспариваемых судебных актов, поскольку лечебное учреждение не располагает целевыми денежными средствами, источником финансирования которых является резервный фонд Российской Федерации. Своих денежных средств Учреждение не имеет. Денежные средства, выделяемые на стимулирующие выплаты в связи с ковидом, являются целевыми. Также, к участию в деле необоснованно не привлечены министерство здравоохранения Камчатского края, которое также как и министерство финансов Камчатского края, является главным распорядителем денежных средств, и медицинские работники, чьи права безусловно затронуты оспариваемыми судебными актами. Выплаты стимулирующего характера за особые условия и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения данной инфекцией в период апрель-июль 2020 года в полном объёме за фактически отработанное время в каждом месяце время, приведут к нецелевому использованию федеральных средств. Данному доводу судами не дана оценка. Несвоевременность выплаты заработной платы была обусловлена несвоевременностью финансирования из средств федерального бюджета на осуществление стимулирующих выплат. Вопреки позиции суда, выплаты стимулирующего характера производились не за часы фактической работы с больными, а за фактически отработанное время, которое в силу Трудового кодекса РФ рассчитывается как часы в смене.
Неправомерной является позиция трудовой инспекции в части обязания ознакомления с графиками сменности не позднее, чем за месяц до введения их в действие, поскольку это обстоятельство определялось эпидемиологической ситуацией. Учреждением соблюдены требования Правил, утверждённых постановлением Правительства от 02 апреля 2020 года N 415, и выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку произведены в полном объёме медицинским работникам. Письмом министерства здравоохранения от 12 марта 2021 года N 16-3/704 также подтверждена правильность расчёта выплат стимулирующего характера профилированными медицинскими учреждениями. Кроме этого, государственный инспектор труда, в нарушение требований Трудового кодекса РФ, фактически разрешилиндивидуальный трудовой спор, связанный с разногласиями между работниками и работодателем по порядку начисления заработной платы. Судами не учтены требования постановлений Правительства РФ N 415 от 02 апреля 2020 года, N 484 от 12 апреля 2020 года, и проигнорировано то обстоятельство, что локальные акты, изданные по исполнения постановления N 415, носили временный характер, изданные на период действия чрезвычайной ситуации.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 19 ноября 2021 года кассационная жалоба ГБУЗ "Камчатская краевая больница имени А.С.Лукашевского" передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ГБУЗ "Камчатская краевая больница имени А.С.Лукашевского" является краевым государственным бюджетным учреждением, оказывающим медицинскую помощь.
На основании распоряжения руководителя ГИТ в Камчатском крае от 31 августа 2020 года N 41/2-72-20-ПР/12-2999-И/20-1 главным государственным инспектором труда Павленко И.А. проведена внеплановая выездная проверка в ГБУЗ "Камчатская краевая больница имени А.С.Лукашевского", по результатам которой 29 сентября 2020 года был составлен акт N 41/2-72-20-ПР/12-3225-И/20-1, в котором отражены выявленные нарушения требований абзацев второго, седьмого части 2 статьи 22, части 2 статьи 57, части 4 статьи 103, части 6 статьи 136, статьи 159, статьи 162 Трудового кодекса РФ, допущенные работодателем, а именно в период с мая по июль 2020 года работникам производились выплаты стимулирующего характера за особые условия и дополнительную нагрузку, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп писка заражения новой коронавирусной инфекцией за работу не в полном объёме за фактически отработанное время; локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда приняты без учёта мнения представительного органа работников; заработная плата выплачивается реже, чем каждые полмесяца; графики сменности не своевременно доводятся до работников; трудовые договоры не содержат указание на обязательное условие - условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки, поощрительные выплаты), с локальными нормативными актами работники не ознакомлены под роспись.
29 сентября 2020 года ГБУЗ "Камчатская краевая больница имени А.С.Лукашевского" выдано предписание N 41/2-72-20-ПР/12-3237-И/20-1, которым на основании части 6 статьи 136, абзацев второго, седьмого части 2 статьи 22, статьи 162, статьи 8, статьи 22, части 4 статьи 103, части 2 статьи 57, части 4 статьи 8, части 2 статьи 22 Трудового кодекса РФ на Учреждение возложены обязанности: произвести выплату стимулирующего характера за особые условия и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией за работу в период май-июль 2020 года в полном объёме за фактически отработанное в каждом месяце (согласно постановлению Правительства РФ N 415 от 02 апреля 2020 года), с учётом ранее выплаченных сумм; принять локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда с учётом мнения представительного органа работников; на основании статей 357, 419 Трудового кодекса РФ рассмотреть вопрос о привлечении должностных лиц, допустивших указанные нарушения к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей; заработную плату выплачивать не реже чем каждые полмесяца; графики сменности доводить до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие (с графиком за июль, август 2020 года работники не ознакомлены под роспись); указать в трудовых договорах работников, обязательное условие - условие оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты; нормы локальных нормативных актов, принятые без соблюдения установленного статьёй 372 Трудового кодекса РФ порядка учёта мнения представительного органа работников, не подлежат применению; работодатель обязан ознакомит работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой
деятельностью, в срок до 05 ноября 2020 года.
В силу абзаца второго части 1 статьи 356 Трудового кодекса РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Абзацем шестым части 1 статьи 357 Трудового кодекса РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (абзацы второй, седьмой части 2 статьи 22 Трудового кодекса РФ).
Согласно статье 8 Трудового кодекса РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями (часть 1). В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа) (часть 2).
В соответствии с частью 1 статьи 136 Трудового кодекса РФ при выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника: о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период; о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику; о размерах и об основаниях произведенных удержаний; об общей денежной сумме, подлежащей выплате.
Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена (часть 6 статьи 136 Трудового кодекса РФ).
Частью 2 статьи 57 Трудового кодекса РФ установлено, что обязательными для включения в трудовой договор являются, в том числе: условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.
В соответствии с частью 4 статьи 103 Трудового кодекса РФ графики сменности доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие.
Локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца (статья 162 Трудового кодекса РФ).
Постановлением Правительства РФ от 02 апреля 2020 года N 415 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объёме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (действовавшие в период спорных правоотношений) (далее - Правила N 415).
Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2020 года N 484 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 (далее - Правила N484).
Письмом Минздрава России от 21 мая 2020 года N 16-3/И/1-6965 медицинским организациям дано разъяснение об осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда медицинским и иным работникам в соответствии с Постановлениями Правительства РФ N 415 и N 484, согласно которому выплаты стимулирующего характера медицинским работникам являются частью их заработной платы, соответственно они должны включаться в заработную плату, к которой применяются коэффициенты (районные, за работу в пустынных и безводных местностях, в высокогорных районах), а также процентные надбавки за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями в размерах, установленных Правительством Российской Федерации или органами государственной власти бывшего Союза ССР, которые продолжают применяться в соответствии со статьей 423 Трудового кодекса РФ.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций принимая судебные акты, сослались на положения Трудового кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ, постановления Правительства РФ от 02 апреля 2020 года N 415 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объёме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией", постановления Правительства РФ от 12 апреля 2020 года N 484 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19", письмо Минздрава России от 06 мая 2020 года N 16-3/И/1-6965, установили, что оплата стимулирующих выплат работникам Учреждения произведена не в полном объёме за фактически отработанное время, локальные нормативные акты не согласованы с представительным органом работников, заработная плата выплачивается реже, чем каждые полмесяца, графики смен доводятся до
работников несвоевременно, трудовые договоры не содержат указания на условия оплаты труда, с локальными нормативными актами работники не ознакомлены под роспись, и пришли к обоснованному выводу, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным должностным лицом в установленном законом порядке и при наличии законных оснований.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе ГБУЗ "Камчатская краевая больница имени А.С.Лукашевского" не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанции применено соответствующее законодательство, исследованы обстоятельства дела и все представленные сторонами доказательства по делу, а также все заявленные требования и доводы административного истца, доводы административных ответчиков, и сделаны соответствующие мотивированные выводы.
Довод кассационной жалобы о том, что судами, в частности, не дана оценка доводам административного истца о том, что исполнение оспариваемого Предписания приведёт к нецелевому использованию федеральных средств, является неправомерным, поскольку постановлением Правительства РФ от 02 апреля 2020 года N 415 определён порядок выделения денежных средств на спорные стимулирующие выплаты, а источником их финансового обеспечения являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ.
Вопреки доводам кассационной жалобы, отсутствуют основания полагать, что выявленные ГИТ в Камчатском крае нарушения ГБУЗ "Камчатская краевая больница имени А.С.Лукашевского" требований Трудового кодекса РФ относятся к индивидуальным трудовым спорам.
Указание в кассационной жалобе на то, что судом не привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц министерство финансов Камчатского края, ответственное за финансирование всех ГБУЗ на территории Камчатского края, министерство здравоохранения Камчатского края и медицинские работники, и что данное нарушение делает невозможным исполнение оспариваемых судебных актов, поскольку лечебное учреждение не располагает целевыми денежными средствами, источником финансирования которых является резервный фонд Российской Федерации, не влечёт отмену оспариваемых судебных актов, поскольку сам по себе факт привлечения либо не привлечения указанных органов в качестве заинтересованных лиц не свидетельствует о неполноте рассмотрения дела по существу, круг лиц определён судом исходя из предмета и основания заявленных требований.
Кроме этого, ходатайство о привлечении министерства финансов Камчатского края, министерства здравоохранения Камчатского края, и медицинских работников к участию в деле административный истец не заявлял.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Разрешая данный административный спор, суды первой и апелляционной инстанции правильно определилобстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому применили нормы материального права, его регулирующие.
Все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам ГБУЗ "Камчатская краевая больница имени А.С.Лукашевского" в судах первой и апелляционной инстанции, а её несогласие с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 18 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 19 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГБУЗ "Камчатская краевая больница имени А.С.Лукашевского" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.