Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В.
судей Старовойт Р.К, Наконечной Е.В.
с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Потаповой Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в защиту интересов Харитоновой Олеси Сергеевны к Департаменту сельского хозяйства Правительства Еврейской автономной области, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации о признании права на получение мер государственной поддержки, по кассационной жалобе Министерства сельского хозяйства Российской Федерации
на решение Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 18 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 20 августа 2021 года
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К, прокурора Потапову Е.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Исполняющий обязанности прокурора Ленинского района Еврейской автономной области обратился в суд с иском в интересах Харитоновой О.С. к управлению сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области (переименовано в Департамент сельского хозяйства Правительства Еврейской автономной области) о признании права на получение субсидии, как пострадавшей от чрезвычайной ситуации.
В обоснование требований указал, что в результате чрезвычайной ситуации в июле-сентябре 2019 года был затоплен земельный участок, используемый Харитоновой О.С. для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: ЕАО, Ленинский район, "адрес", в результате чего был утрачен урожай сельскохозяйственных культур на площади 0, 04 га. Однако до настоящего времени выплата компенсации в связи с утратой урожая ответчиком не произведена.
Уточнив требования, просил признать за Харитоновой О.С. право на получение меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории ЕАО. Обязать Департамент сельского хозяйства Правительства ЕАО произвести Харитоновой О.С. выплату меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории ЕАО, из расчёта площади гибели сельскохозяйственных культур - 0, 04 га, из областного бюджета за счёт средств федерального бюджета.
Решением Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 18 мая 2021 года исковые требования удовлетворены, за Харитоновой О.С. признано право на получение меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причинённого в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, из расчёта площади гибели сельскохозяйственных культур - 0, 04га; на Департамент сельского хозяйства Правительства Еврейской автономной области возложена обязанность произвести Харитоновой О.С. выплату меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, из расчёта площади гибели сельскохозяйственных культур - 0, 04 га, из областного бюджета за счёт средств федерального бюджета.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 20 августа 2021 года решение Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 18 мая 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство сельского хозяйства Российской Федерации просит об отмене постановлений суда первой и апелляционной инстанции. Указывая, что предусмотренные для осуществления компенсации ущерба Харитоновой О.С. денежные средства в размере 4, 44 тыс. рублей, выделенные из резерва фонда Правительства Российской Федерации, а также средства на осуществление компенсации иным сельскохозяйственным товаропроизводителям причиненного ущерба и средства по возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям затрат по уплате процентов по кредитам (займам) и по уплате лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в размере 434 537, 5 тыс. рублей, в полном объеме были перечислены Минсельхоз России в бюджет Еврейской автономной области. Согласно п. 2 Правил N 1455 иные межбюджетные трансферты предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных из резервного фонда Правительства Российской Федерации, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства сельского хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета, на цели, указанные в п. 1 Правил. Прямое перечисление средств сельскохозяйственному товаропроизводителю напрямую из резервного фонда Правительства Российской Федерации законодательством не предусмотрено. Указывает, что Минсельхоз России полностью исполнил возложенные на него обязательства по проведению оценки причиненного ущерба, а также по перечислению выделенной распоряжениями Правительства Российской Федерации от 23.10.2019 N 2494-р, от 27.12.2019 N 3235-р суммы денежных средств в бюджет Еврейской автономной области. Отмечает, что указание судами на федеральный бюджет как источник получения средств для обеспечения права Харитоновой О.С. на получение компенсации неправомерно, поскольку означает возложение ответственности на Российскую Федерацию за действия (бездействие) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Также указывает, что Правила N 1455 предусматривали предоставление субсидии исключительно в 2019 году, поэтому не могут применяться при решении вопроса о выделении из резервного фонда Правительства Российской Федерации средств иного межбюджетного трансферта Еврейской автономной области для осуществления компенсации ущерба Харитоновой О.С. в 2021 году. Также в материалах дела отсутствуют доказательства того, что земельный участок, расположенный по адресу: Еврейская автономная область, "адрес", предоставлен или приобретен Харитоновой О.С. для ведения личного подсобного хозяйства.
Прокурор в судебном заседании полагал судебные акты законными и обоснованными, а кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Стороны в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились. В материалах дела имеются уведомления о надлежащем извещении, судебная коллегия в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Согласно ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства ЕАО от 20.11.2019 N 414-пп утверждён Порядок предоставления в 2019 году субсидии из областного бюджета за счет средств федерального бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области (далее - Порядок).
Согласно пункту 5 Порядка право на субсидию имеют сельхозтоваропроизводители, являющиеся по состоянию на 2 августа 2019 года владельцами (пользователями) земельных участков, попавших в зону подтопления (затопления) в соответствии с распоряжением губернатора ЕАО от 30.08.2019 N 440-рг "Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в результате сложной гидрометеорологической обстановки на территории Еврейской автономной области в 2019 году", утратившие урожай полностью либо частично в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории ЕАО.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, установив, что Харитонова О.С. на момент введения режима чрезвычайной ситуации, 02.08.2019, использовала земельный участок по адресу: Еврейская автономная область, "адрес", для ведения личного подсобного хозяйства, в результате затопления данного участка погибли выращенные на нём сельскохозяйственные культуры, признал за истцом право на получение субсидии в связи с утратой урожая в результате чрезвычайной ситуации, исходя из расчёта площади гибели сельскохозяйственных культур 0, 04 га, за счёт средств федерального бюджета, возложив на Департамент сельского хозяйства Правительства ЕАО обязанность по выплате данной субсидии.
Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области согласилась с выводами суда первой инстанции, принимая во внимание, что согласно акту Минсельхоза России от 16.10.2019 N 022ЛПХд2/1, в котором под номером 365 в списке пострадавших хозяйств указано личное подсобное хозяйство Харитоновой О.С, произведена оценка ущерба, причинённого ей в результате паводка в летний период 2019 года, по результатам которой ей подлежала выплате субсидия в размере 4 440 рублей и до настоящего времени не предоставлена.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что основания для отмены судебных постановлений отсутствуют.
Судом установлено, что Харитонова О.С. с 14.08.2013 является собственником 1/7 доли в праве на квартиру, расположенную по адресу: ЕАО, "адрес".
Согласно выписке из похозяйственной книги N по состоянию на 01.07.2019 Харитонова О.С. является главой личного подсобного хозяйства, расположенного по указанному адресу, в её пользовании находится приусадебный земельный участок площадью 0, 05 га, на котором расположено данное жилое помещение, площадь участка 0, 04 га занята под посев картофеля и овощей.
Пользование Харитоновой О.С. указанным земельным участком подтверждается сведениями из администрации Биджанского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым земельный участок является муниципальной собственностью и находится в пользовании истца.
Из распоряжения губернатора ЕАО от 30.08.2019 N 440-рг следует, что земельный участок, расположенный по адресу: ЕАО, "адрес", попал в зону подтопления.
Актом N от 03.10.2019, составленным комиссией по обследованию посевов и посадок сельскохозяйственных культур, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера, вызванной дождевым паводком в 2019 году на территории Биджанского сельского поселения, подтверждается, что в результате сильного переувлажнения почвы на вышеуказанном земельном участке погибли сельскохозяйственные культуры, а именно картофель и овощи общей площадью 0, 04 га. В качестве пострадавшего сельхозтоваропроизводителя указана Харитонова О.С.
Поскольку как законный землепользователь имеет право на получение субсидии в связи с утратой урожая в результате названной чрезвычайной ситуации, суд правомерно удовлетворил заявленные требования.
Оценка доказательств произведена судом первой и судом апелляционной инстанций в соответствии с положениями статьи 67 ГПК Российской Федерации. Полномочиями по переоценке доказательств по делу суд кассационной инстанции не наделен (статья 379.7 ГПК Российской Федерации), в связи с чем доводы кассационной жалобы, направленные на переоценку доказательств по делу, не могут быть признаны состоятельными.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что Министерство сельского хозяйства Российской Федерации не является надлежащим ответчиком по заявленному иску, основанием к отмене либо изменению судебных постановлений по делу служить не может.
Исполнение судебного решения в части производства выплаты мер государственной поддержки возложено судом на Департамент сельского хозяйства Правительства Еврейской автономной области, а не на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
Источник финансирования данной меры государственной поддержки - федеральный бюджет - определен судом на основании правильного применения норм материального права, регулирующих отношения сторон, а именно: пункта "м" статьи 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.11.2019 N 1455 Правил предоставления в 2019 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе личным подсобным хозяйствам, ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, а также затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) и процентов по кредитам (займам), распоряжения Правительства РФ от 23.10.2019 N 2494-р "О выделении Минсельхозу России из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2019 году бюджетных ассигнований для предоставления иного межбюджетного трансферта бюджету Еврейской автономной области".
Судебные постановления по делу приняты в полном соответствии с нормами материального права, регулирующими правоотношения сторон, при точном соблюдении норм процессуального законодательства. Выводы судебных инстанций соответствуют установленным обстоятельствам.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 18 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 20 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.