Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В, судей Власенко И.Г, Аноприенко К.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дворцовой Ирины Николаевны, Дворцова Виктора Викторовича, Дворцова Дмитрия Викторовича, Дворцовой Светланы Алексеевны, ФИО12, Бабановой Нины Федоровны, Клюшницына Сергея Александровича к Комитету администрации города Хабаровска по управлению Индустриальным районом, министерству социальной защиты Хабаровского края о включении в список пострадавших от паводка с правом получения единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, по кассационной жалобе Дворцовой Ирины Николаевны, Дворцова Виктора Викторовича, Дворцова Дмитрия Викторовича, Дворцовой Светланы Алексеевны, Бабановой Нины Федоровны, Клюшницына Сергея Александровича на решение Индустриального районного суда города Хабаровска от 28 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 14 апреля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Аноприенко К.В, судебная коллегия
установила:
Дворцова И.Н, Дворцов В.В, Дворцов Д.В, Дворцова С.А, ФИО15, Бабанова Н.Ф, Клюшницын С.А. обратились в суд с названным иском к Комитету администрации города Хабаровска по управлению Индустриальным районом. В обоснование иска указано, что истцы зарегистрированы и проживают в "адрес", который находится в собственности Дворцовой И.Н. с 2011 года. Заключением межведомственной комиссии об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина и членов его семьи Дворцова И.Н. и члены ее семьи муж Дворцов В.В, мать Бабанова Н.Ф, сын Дворцов Д.В, невестка Дворцова С.А, ФИО13 признаны пострадавшими в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-сентябре 2020 года на территории города Хабаровска.
30 ноября 2020 года решением N 2-32 Комитет администрации города Хабаровска по управлению Индустриальным районом отказал истцам во включении их в списки на оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, единовременной материальной помощи по причине признания в 2019 году непригодным для проживания занимаемого истцами жилого помещения, возникновением у истцов в 2019 году права на получение выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, что исключает возможность реализации ими права на получение финансовой помощи на возмещение ущерба, причиненного паводком 2020 года.
Истцы считают такой отказ незаконным, поскольку с момента признания дома непригодным для проживания меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, они не получили. При наводнении в 2020 году жилой дом истцов был снова затоплен, пострадало имущество первой необходимости, постройки, сад, огород. На день подачи иска они продолжают проживать в указанном доме и нуждаются в государственной помощи.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено министерство социальной защиты Хабаровского края.
Решением Индустриального районного суда города Хабаровска от 28 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 14 апреля 2021 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Дворцова И.Н, Дворцов В.В, Дворцов Д.В, Дворцова С.А, Бабанова Н.Ф, Клюшницын С.А. ставят вопрос об отмене судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанции, направлении дела на новое рассмотрение. Настаивают на том, что мера социальной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, выбирается ими самостоятельно; нереализованное истцами право на получение денежных средств для приобретения жилого помещения гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, не может ограничивать их право на получение государственной помощи в виде единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.
В письменных возражениях министерство социальной защиты Хабаровского края просило кассационную жалобу отклонить за необоснованностью.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом кассационной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив доводы кассационной жалобы и материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судами, разрешившими дело, были допущены и они состоят следующем.
При рассмотрении гражданского дела судами установлено, что в принадлежащем Дворцовой И.Н. индивидуальном 2-х этажном жилом доме "адрес", общей площадью 172.7 кв.м, зарегистрированы и проживают члены ее семьи Дворцов В.В, Дворцов Д.В, Дворцова С.А, ФИО16, Бабанова Н.Ф, а также не являющийся родственником Клюшницын С.А.
Жилой дом расположен на земельном участке общей площадью 1 067.76 кв.м, попавшем в границы затопления (подтопления) в 2013, 2019 и 2020 годах, утвержденные постановлениями администрации города Хабаровска от 16 сентября 2013 года N 3630 "Об утверждении границ зон затопления и подтопления на территории городского округа "Город Хабаровск", возникших в результате чрезвычайной ситуации, связанной с летне-осенним паводком 2013 года на реках Амур и Уссури", от 19 сентября 2019 года N 3086 "Об определении затопленных (подтопленных) границ зоны чрезвычайной ситуации, связанной с прохождением летнего паводка на реке Амур, выпадением большого количества осадков в виде дождя и подъемом уровня воды в реках на территории города Хабаровска в августе 2019 года", от 27 октября 2020 года N 3441 "Об определении затопленных (подтопленных) границ зоны чрезвычайной ситуации, связанной с прохождением летнего паводка на реке Амур, выпадением большого количества осадков в виде дождя и подъемом уровня воды в реках на территории города Хабаровска в августе-сентябре 2020 года".
Заключением межведомственной комиссии от 10 октября 2019 года жилой дом "адрес" был признан непригодным для проживания. В результате затопления дома в 2019 году, Дворцова И.Н. и члены ее семьи получили меры социальной поддержки по 50 000 руб. на каждого в виде единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости (кровать, телевизор, насос для подачи воды).
В связи с признанием жилого дома в 2019 году непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, Дворцова И.Н. обратилась с заявлением о предоставлении мер государственной поддержки в форме выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения, предусмотренной постановлением Правительства Хабаровского края от 26 октября 2019 года N 440-пр, допускающим в качестве условия предоставления такой меры поддержки безвозмездное отчуждение находящегося в собственности заявителя утраченного жилого помещения и земельного участка в муниципальную собственность.
Однако в заявлении на получение выплаты Дворцова И.Н. не согласилась на безвозмездное отчуждение домовладения, в связи с чем названная мера государственной поддержки ей и членам ее семьи предоставлена не была.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 1 июня 2020 года Дворцовой И.Н. отказано в предоставлении указанной выплаты исходя общей площади занимаемого жилого помещения, без соблюдения условия безвозмездного отчуждения находящегося в собственности признанного непригодным для проживания дома и земельного участка.
В 2020 году вследствие затопления в результате чрезвычайной ситуации дома "адрес", комиссией были составлены:
- заключение об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина и членов его семьи в результате чрезвычайной ситуации, обусловленной паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в августе-сентябре 2020 года на территории Хабаровского края и Еврейской автономной области, - акт комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, обусловленной паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в августе-сентябре 2020 года на территории Хабаровского края и Еврейской автономной области.
Направленный Комитетом администрации города Хабаровска по управлению Индустриальным районом в адрес Дворцовой С.А. отказ от 30 ноября 2020 года N 2-32 в выплате разовой финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости, обоснованный ссылками на подпункт 2.13 Порядка предоставления финансовой помощи, утвержденного постановлением администрации города Хабаровска от 9 ноября 2020 года N 3596, послужил поводом для обращения истцов в суд с иском о понуждении ответчика включить их в список лиц, пострадавших от паводка (затопления) с правом получения единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.
Отказывая в удовлетворении иска, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что Дворцова И.Н. и члены ее семьи сохранили право на получение денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения, признанного непригодным для проживания в 2019 году, намерены воспользоваться этим правом, о чем Дворцова И.Н. дала суду соответствующие объяснения, однако выплата единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате затопления дома в 2020 году будет противоречить действующему нормативному регулированию, поскольку истцы достоверно знали о том, что с 2013 года дом, в котором они проживают, находится в границах затопления и подтопления, после признания в 2019 году дома непригодным для проживания истцы продолжают проживать в нем, заведомо зная, что последующее затопление приведет к значительному ухудшению состояния дома и находящегося в нем имущества, тем самым не обеспечивают сохранность имущества и свою безопасность.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с такими выводами, поскольку они противоречат законодательству, регулирующему спорные отношения, подлежащему применению в настоящем деле.
Согласно абз. 7 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ).
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 года N 1327 и от 28 декабря 2019 года N 1928 предусмотрено предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в том числе на цели ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера посредством предоставления:
- выплат гражданам, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений (на территории Хабаровского края правила предоставления данных выплат урегулированы постановлением Правительства Хабаровского края от 26 октября 2019 года N 440-пр).
- оказания гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека, оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости 100 тыс. рублей на человека) (на территории Хабаровского края порядок предоставления данных выплат урегулирован постановлением Правительства Хабаровского края от 22 октября 2020 года N 453-пр).
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 22 октября 2020 года N 453-пр, трансферты на указанные цели (единовременная материальная помощь и финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости) предоставляются органам местного самоуправления.
Пунктом 4.2 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 22 октября 2020 года N 453-пр (в редакции, действовавшей во время возникновения спорных отношений) предусмотрено, что граждане и (или) члены их семей, чьи жилые помещения, попавшие в зону чрезвычайной ситуации, признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края в 2013 году, или чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - августе 2019 года на территории Хабаровского края, получившие меры государственной поддержки на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 года на территории Хабаровского края, в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 26 октября 2019 года N 440-пр "О предоставлении мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 г. на территории Хабаровского края", не имеют права на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в отношении вышеуказанных жилых помещений.
Основаниями для принятия решения об отказе в предоставлении единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, являются: а) отсутствие у гражданина права на получение финансовой помощи; б) наличие в представленных гражданином документах недостоверных сведений (пункт 4.2 Порядка).
Аналогичные ограничения права на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости установлены пунктом 2.13 Порядка предоставления финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, связанной с прохождением летнего паводка в реке Амур, выпадением большого количества осадков в виде дождя и подъемом уровня воды в реках на территории города Хабаровска в августе - сентябре 2020 года, утвержденного постановлением администрации города Хабаровска от 9 ноября 2020 года N 3596.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела приведенные положения нормативного правового акта Правительства Хабаровского края и муниципального правового акта администрации города Хабаровска исключают возникновение у истцов права на предоставление единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате паводка 2020 года в случае, если они получили меры государственной поддержки на приобретение или строительство жилого помещения как граждане, чей дом признан непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 года.
В настоящем деле такие обстоятельства судами установлены не были.
Напротив судами установлено, что Дворцова И.Н. и члены ее семьи государственную поддержку на приобретение или строительство жилья в связи с признанием непригодным для проживания дома "адрес", попавшего в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком 2019 года, не получали.
Наличие у истцов нереализованного права на данную выплату не является обстоятельством, с которым закон связывает отсутствие права на получение мер единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости при повторном затоплении дома в условиях паводка 2020 года. Таких ограничений нормативные правовые акты, регулирующие спорные отношения, не содержат.
Согласно пункту 4.1 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 22 октября 2020 года N 453-пр, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации граждане реализуют право на получение государственной помощи путем подачи соответствующего заявления на имя главы городского округа, муниципального района Хабаровского края по установленным формам, что указывает на добровольный характер принятия гражданами такой государственной помощи, допущение отказа граждан от ее принятия.
Нормативное регулирование порядка предоставления отдельных видов государственной помощи, которые являются предметом настоящего спора, не исключает возможность их получения теми же лицами при неоднократном возникновении чрезвычайных ситуаций и причинении вследствие этого ущерба имуществу этих граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных нормативными правовыми актами, к каковым установленные в настоящем деле обстоятельства не относятся.
Неправильное применение к спорным отношениям и установленным судами по делу фактам законодательства, регулирующего спорные отношения, повлекло неверное разрешение дела и постановку решения, которое не может быть признано законным, в связи с чем подлежит отмене.
Также судебная коллегия суда кассационной инстанции отмечает, что в настоящем деле заявлены требования, направленные на защиту прав и законных интересов Дворцовой И.Н, Дворцова В.В, Дворцова Д.В, Дворцовой С.А, ФИО17, Бабановой Н.Ф, Клюшницына С.А, нарушенных решением ответчика от 30 ноября 2020 года N 2-32 об отказе в предоставлении разовой финансовой помощи, принятого только в отношении Дворцовой С.А. и ее несовершеннолетнего ребенка, что следует из содержания данного документа.
Доказательств принятия ответчиком аналогичного решения в отношении остальных истцов материалы гражданского дела не содержат. Такие обстоятельства судами не устанавливались, что указывает на разрешение дела и постановку решения, основанного на выводах, не соответствующих установленным по делу обстоятельствам.
Принимая во внимание неправильное применение судами законодательства, регулирующего спорные отношения, наличие нарушений, которые применительно к части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных постановлений, учитывая требования закона о соблюдении разумных сроков рассмотрения гражданских дел, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, с принятием решения об отмене апелляционного определения и направлении гражданского дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 14 апреля 2021 года отменить, гражданское дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий О.В. Соловьева
Судьи И.Г. Власенко
К.В. Аноприенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.