Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Власенко И.Г, судей Панфиловой Л.Ю, Старовойт Р.К, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора г. Находка в защиту прав Игнатьевой (Приходько) Татьяны Владимировны к Управлению опеки и попечительства администрации Находкинского городского округа, Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края о признании незаконным распоряжения об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об исключении из списка по обеспечению жилым помещением на территории Забайкальского края, включении в список детей-сирот на территории Приморского края
по кассационной жалобе Управления опеки и попечительства администрации Находкинского городского округа на решение Находкинского городского суда Приморского края от 27 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 30 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Власенко И.Г, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры РФ Потапову Е.Н, просившую отказать в удовлетворении кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
И.о. прокурора г. Находки обратился в суд с иском в защиту прав Игнатьевой (Приходько) Т.В, указав, что Игнатьева (Приходько) Татьяна Вадимовна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в ДД.ММ.ГГГГ году включена в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края. В установленный срок по достижении совершеннолетия жилое помещение как лицу, относящемуся к категории детей-сирот, на территории Забайкальского края Игнатьевой (Приходько) Т.В. не предоставлено. С ДД.ММ.ГГГГ Игнатьева (Приходько) Т.В. постоянно проживает и зарегистрирована по адресу: "адрес", в связи с чем приказом Министра труда и социальной защиты населения Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ N N Игнатьева (Приходько) Т.В. исключена из Списка по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями на территории Забайкальского края в связи с переездом в Приморский край на основании ее заявления.
Распоряжением начальника управления опеки и попечительства администрации Находкинского городского округа N N от ДД.ММ.ГГГГ Игнатьевой (Приходько) Т.В. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в целях обеспечения жилым помещением на территории Приморского края из-за достижения заявителем 25-ти летнего возраста.
Приказом Министра труда и социальной защиты населения Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ N N Игнатьева (Приходько) Т.В. восстановлена в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории Забайкальского края в соответствии с распоряжением Администрации городского округа "Город Чита" от ДД.ММ.ГГГГ N N.
Полагает, что оснований для вынесения начальником органа опеки вышеуказанного Распоряжения, а также издания, вопреки воле Игнатьевой (Приходько) Т.В. вышеуказанного Приказа N N, не имелось, поскольку Игнатьева (Приходько) Т.В. с N года постоянно проживает в г. Находка Приморского края, о чем она письменно заявила в орган опеки.
Просил признать незаконным и отменить распоряжение начальника управления опеки и попечительства администрации Находкинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ N N "Об отказе во включении Приходько Татьяны Вадимовны в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края, лиц, которые относились к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилым помещением на территории Приморского края"; исключить Игнатьеву (Приходько) Т.В. из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края;
возложить на управление опеки и попечительства администрации НТО обязанность включить Игнатьеву (Приходько) Т.В, в указанный список для обеспечения жилым помещением на территории Приморского края.
В судебном заседании суда первой инстанции помощник прокурора г. Находки поддержала исковые требования.
Представитель органа опеки в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований, пояснила, что Игнатьева (Приходько) в списке на территории Забайкальского края Т.В. состоит с ДД.ММ.ГГГГ года, на территории Приморского края проживает с ДД.ММ.ГГГГ года, то есть после достижения совершеннолетия. Решение об отказе включить Игнатьеву (Приходько) Т.В. в список по новому месту жительства было направлено в адрес Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края ДД.ММ.ГГГГ для включения в список.
Игнатьева (Приходько) Т.В, представитель соответчика Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края в судебное заседание суда первой инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Решением Находкинским городским судом Приморского края 27 мая 2021 исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 30 августа 2021 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление опеки и попечительства администрации Находкинского городского округа просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований по настоящему делу не установлено.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Абзацем первым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закреплено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 названной нормы, возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (абзац первый пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ).
Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, а также форма заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года N 397.
Игнатьева (Приходько) Т.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в ДД.ММ.ГГГГ году была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края. В установленный срок по достижении совершеннолетия жилое помещение как лицу, относящемуся к категории детей-сирот, на территории Забайкальского края Игнатьевой (Приходько) Т.В. предоставлено не было.
С ДД.ММ.ГГГГ года Игнатьева (Приходько) Т.В. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по месту жительства по адресу: "адрес".
Приказом Министра труда и социальной защиты населения Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ N N Игнатьева (Приходько) Т.В. исключена из Списка по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями на территории Забайкальского края по причине переезда в Приморский край на основании ее заявления.
Распоряжением начальника управления опеки и попечительства администрации Находкинского городского округа N N от ДД.ММ.ГГГГ Игнатьевой (Приходько) Т.В. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в целях обеспечения жилым помещением на территории Приморского края из-за достижения заявителем 25-ти летнего возраста.
После данного отказа, приказом Министра труда и социальной защиты населения Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ N N Игнатьева (Приходько) Т.В. восстановлена в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории Забайкальского края в соответствии с распоряжением Администрации городского округа "Город Чита" от ДД.ММ.ГГГГ N N.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь ст.20 ГК РФ, ч. 2 ст.109.1 ЖК РФ, пп. 1, 2, 3, 3.1, 9 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ " О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей", п.23 Правил формирования списка детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей (утв. Постановлением правительства РФN 397 от 04.04.2019), п. 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах РФ, утв. Постановлением правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713, пришел к выводу о праве Игнатьевой (Приходько Т.В.) быть обеспеченной жилым помещением по избранному месту жительства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует Список, в который включаются дети-сироты и лица из их числа, достигшие возраста 14 лет.
Согласно пункту 9 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и лиц из их числа и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Из письма Минпросвещения России от 23 июня 2020 NДГ-812\07 "О направлении разъяснений" следует, что положения пункта 9 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", направленные на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепляющие условия сохранения за ними права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения по договорам найма специализированных жилых помещений, подлежат применению с учетом разъяснений, содержащихся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года), о возможности обеспечения жилыми помещениями лиц, не вставших (не поставленных) на учет до достижения возраста 23 лет (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 года N 1229-О, от 29 января 2019 года N 185-О и от 30 января 2020 года N 89-О).
Как следует из абзаца первого пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, указанным в этом абзаце лицам жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства данных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.
Приведенные в кассационной жалобе сведения о том, что Игнатьева (Приходько) проживала в г. Чита, Забайкальского края, и имеет право на обеспечение жилым помещением только в указанном муниципальном образовании, в связи с чем не может быть включена в соответствующий список на территории Приморского края, являются ошибочными.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
Смена постоянного места жительства, а именно переезд из Забайкальского края в Приморский край на постоянное место жительства, не может являться основанием для лишения истца права на предоставление ему жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей, поскольку исполнение принятых на себя государством расходных обязательств, не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации.
При таких обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что Игнатьева (Приходько) Т.В. имеет права на обеспечение жилым помещением на территории Приморского края являются правильными.
Правовая позиция судов обеих инстанций основана на нормах права, регулирующих спорные правоотношения, учитывает характер этих правоотношений, а также конкретные обстоятельства дела.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Находкинского городского суда Приморского края от 27 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 30 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.