Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Роженцевой Ю.В, Никитиной Г.Н, при секретаре Ивановой А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании нормативного правового акта в части
с апелляционной жалобой ФИО1 на решение Иркутского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительное решение Иркутского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Роженцевой Ю.В, объяснения представителя административного истца ФИО4, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю, полагавшей решения суда не подлежащими отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании пункта 13 Положения о порядке и условиях предоставления жилых помещений из государственного жилищного фонда Иркутской области гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания или располагаются в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, в целях развития инфраструктуры Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2020 года N 594-пп "О предоставлении жилых помещений из государственного жилищного фонда Иркутской области отдельным категориям граждан в целях развития инфраструктуры Иркутской области" в той мере, в какой содержащаяся в нем норма не предусматривает равнозначности предоставляемой общей площади ранее занимаемому жилому помещению. В обоснование заявленных требований (с учетом уточнений) указала, что является собственником земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: "адрес" "адрес". Площадь принадлежащего ей дома составляет 186 кв. метров. ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок был затоплен, а жилой дом подтоплен паводком, вызванным сильными ливневыми дождями. 17 января 2020 года постановлением N 159 указанное жилое помещение было признано непригодным для проживания по основаниям, указанным в абзаце 2 пункта 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47. Распоряжением Министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области от 4 декабря 2020 года N 59-1549-мр ей было установлено право на предоставление жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области площадью 108 кв. метров согласно нормам общей площади жилого помещения, закрепленным оспариваемым положением нормативного правового акта.
Предоставление взамен занимаемого жилого помещения площадью 186 кв. метров жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области площадью 108 кв. метров существенно нарушает права административного истца, предусмотренные законом.
Решением Иркутского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом дополнительного решения этого же суда от ДД.ММ.ГГГГ) в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда и дополнительным решением суда, ФИО1 обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального и материального права.
Относительно доводов апелляционной жалобы Правительством Иркутской области и прокурором, участвующим в деле, представлены письменные возражения, в которых они просят решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО4 доводы апелляционной жалобы поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения представителя административного истца ФИО4, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 4 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2020 года N 594-пп "О предоставлении жилых помещений из государственного жилищного фонда Иркутской области отдельным категориям граждан в целях развития инфраструктуры Иркутской области" (далее - Постановление N 594-пп) утверждено Положение о порядке и условиях предоставления жилых помещений из государственного жилищного фонда Иркутской области гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания или располагаются в многоквартирных домах признанных аварийными и подлежащими сносу, в целях развития инфраструктуры Иркутской области (далее - Положение).
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка принятия, опубликования и введения в действие и по этим основаниям не оспаривается.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником жилого дома площадью 186 кв. метров, расположенного по адресу "адрес" Данное жилое помещение было признано непригодным для проживания.
Распоряжением Министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области от 4 декабря 2020 года N 59-1549-мр установлено право ФИО1 на предоставление жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области площадью 108 кв. метров. Основанием для принятия данного распоряжения послужило Постановление N 594-пп.
Пунктом 13 Положения, утвержденного Постановлением N 594-пп, предусмотрено, что размер предоставляемого жилого помещения рассчитывается исходя из следующей нормы общей площади жилого помещения:
1) 33 кв. метра - если площадь утрачиваемого жилого помещения составляет до 33 кв. метров включительно;
2) 42 кв. метра - если площадь утрачиваемого жилого помещения составляет от 33, 01 кв. метра до 42 кв. метров включительно;
3) 54 кв. метра - если площадь утрачиваемого жилого помещения составляет от 42, 01 кв. метра до 54 кв. метров включительно;
4) 72 кв. метра - если площадь утрачиваемого жилого помещения составляет от 54, 01 кв. метра до 72 кв. метров включительно;
5) 90 кв. метров - если площадь утрачиваемого жилого помещения составляет от 72, 01 кв. метров до 90 кв. метров включительно;
6) 108 кв. метров - если площадь утрачиваемого жилого помещения составляет более 90, 1 кв. метров.
В случаях, предусмотренных подпунктами 5 и 6 настоящего пункта, гражданину (гражданам) по его (их) заявлению может быть предоставлено два и более жилых помещения. При этом общая площадь таких жилых помещений должна быть не более нормы общей площади.
Оспаривая указанный пункт Положения, ФИО1 полагала, что установленная норма предоставления жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области нарушает ее право на равнозначность предоставления жилого помещения ранее занимаемому жилому помещению, поскольку площадь ранее занимаемого ею помещения составляла 186 кв. метров, а ей было установлено право на получение жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области в размере 108 кв. метров.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые положения не противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, прав и законных интересов административного истца не нарушают.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, находя их правильными, основанными на верном толковании закона.
Проанализировав положения федерального и регионального законодательства, суд пришел к обоснованному выводу, что Иркутская область при наличии возможности вправе за счет средств областного бюджета предоставлять дополнительные меры социальной поддержки (в том числе по предоставлению жилых помещений) тем категориям граждан, которые в ней нуждаются и которые определены субъектом Российской Федерации самостоятельно.
Согласно пункту 6 Положения жилые помещения предоставляются гражданам, утрачиваемые жилые помещения которых включены в Перечень многоквартирных и индивидуальных жилых домов, являющийся приложением к подпрограмме "Поддержка и модернизация коммунальной и инженерной инфраструктуры Иркутской области" на 2020 - 2024 годы государственной программы Иркутской области "Доступное жилье" на 2019 - 2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 31 октября 2018 года N 780-пп, и отвечающим на дату обращения за предоставлением жилого помещения одному из следующих условий: 1) гражданин является собственником (сособственником) утрачиваемого жилого помещения; 2) гражданин является нанимателем утрачиваемого жилого помещения по договору социального найма. То есть данным Положением предусмотрено предоставление жилых помещений из государственного жилищного фонда Иркутской области определенной категории граждан - гражданам жилые дома, которых включены в вышеуказанный Перечень.
Жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" А, принадлежащее ФИО1, включено в данный Перечень.
Судом верно установлено, что Правительство Иркутской области в рамках предоставленных ему полномочий, принимая Постановление N 594-пп, установило дополнительные меры социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания или располагаются в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу путем предоставления жилых помещений из государственного жилищного фонда Иркутской области в целях развития инфраструктуры Иркутской области. Правительство Российской Федерации предоставило софинансирование из федерального бюджета для целей развития инфраструктуры Иркутской области в соответствии с уже имеющими условиями, содержащимися в Положении, утвержденном Постановлением N 594-пп, в том числе и в оспариваемой административным истцом пункте 13 Положения.
Установление подобного правового регулирования направлено на развитие инфраструктуры Иркутской области, является дополнительной мерой социальной поддержки определенной категории граждан и не может рассматриваться как ущемляющее права административного истца, поскольку это не лишает его права воспользоваться мерами социальной поддержки, предоставляемым в соответствии с федеральным законодательством (при признании жилого помещения непригодным для проживания).
Судом дана оценка доводам апеллянта о противоречии оспариваемого в части нормативного правового акта положениям статей 32, 32.1, 86, 87, 88, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые обоснованно не приняты во внимание, поскольку указанные нормы жилищного законодательства регулируют порядок обеспечения жилыми помещениями иных категорий граждан, к которым административный истец не относится. Ссылки на необходимость применения аналогии закона к спорным правоотношениям при наличии Постановления N 594-пп, их регулирующего, правомерно признаны несостоятельными.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат сведений, свидетельствующих о нарушении судом первой инстанции норм материального права, сводятся к переоценке выводов суда. Вопреки утверждениям административного истца и его представителя административно-правовой спор разрешен по существу, выводы суда мотивированы и соответствуют обстоятельствам и материалам дела.
Нарушений норм процессуального права, которые бы привели к неправильному разрешению дела, также не допущено.
При таких обстоятельствах обжалуемые решение суда и дополнительное решение суда являются законными и обоснованными, оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Иркутского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительное решение Иркутского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалоба, представление через Иркутский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.