Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Захарова Е.И, судей Ненашевой Е.Н, Войтко С.Н, при секретаре судебного заседания Ивановой А.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (N 3а-156/2021) по административному исковому заявлению АО "Забайкальская пригородная пассажирская компания" о признании недействующим приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 17 декабря 2020 года N 584-НПА "Об установлении тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Забайкальского края в пределах Забайкальской и Восточно-Сибирской железных дорог на 2021 год" в части величины установленных экономически обоснованных уровней тарифов, по апелляционной жалобе Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края на решение Забайкальского краевого суда от 28 сентября 2021 года, заслушав доклад судьи Захарова Е.И, выслушав пояснения представителя Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края Дорожковой О.Н, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гурлевой О.В,
УСТАНОВИЛА:
приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее - РСТ Забайкальского края) от 17 декабря 2020 года N 584-НПА (далее - приказ N 584-НПА) установлены тарифы на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Забайкальского края в пределах Забайкальской и Восточно-Сибирской железных дорог на 2021 год.
Акционерное общество "Забайкальская пригородная пассажирская компания" (далее - АО "Забайкальская пригородная пассажирская компания", АО "ЗППК", Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа N 584-НПА в части величины установленных экономически обоснованных уровней тарифов. Указывает, что незаконно занижен экономически обоснованный уровень тарифа. Принятый тарифным регулятором пассажирооборот в объеме 48 681, 59 тысяч пасс./км. превышает фактический показатель 2019 года. Показатель "средняя дальность поездки" не соответствует реальному значению. Административным ответчиком не приняты расходы по фонду оплаты труда на 2021 год в размере 8 520 689, 80 тысяч рублей. Также Обществом были заявлены расходы на материалы по исполнению санитарно-эпидемиологических требований в сумме 4 493, 00 тысяч рублей, а приняты были в сумме 1 045, 30 тысяч рублей, что считает неправомерным. Регулятором не были учтены расходы на материалы в размере 3 584, 6 тысяч рублей. Также не в полном объеме учтены расходы на обеспечение безопасности на объектах подвижного состава. Кроме того, органом регулирования незаконно не учтен в составе необходимой валовой выручки на 2021 год предельный минимальный уровень рентабельности. Указывает, что несоблюдение порядка расчета экономически обоснованного уровня тарифов влечет нарушение прав граждан на получение заработной платы, так и прав регулируемой организации на получение субсидии из бюджета Забайкальского края в качестве компенсации выпадающих доходов.
Решением Забайкальского краевого суда от 28 сентября 2021 года административное исковое заявление АО "Забайкальская пригородная пассажирская компания" удовлетворено.
Не согласившись с указанным решением, руководителем Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее - РСТ Забайкальского края) подана апелляционная жалоба, в которой просит решение Забайкальского краевого суда отменить полностью и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления. Указывая, что Общество не представило экономическую обоснованность повышения должностных окладов больше чем на индекс потребительских цен, также не представило обосновывающие документы для начисления премий, в связи с чем считает, что расчет по статье затрат "фонд оплаты труда", "премирование" произведен верно. Полагает ошибочным вывод суда о том, что органом регулирования необоснованно занижены прочие расходы в части расходов на обеспечение безопасности на объектах подвижного состава. Не согласен с выводом суда о включении предельного уровня рентабельности в необходимую валовую выручку, так как на момент принятия экономически обоснованного тарифа согласованной суммы предельного уровня рентабельности в адрес РСТ Забайкальского края не поступало.
Относительно доводов апелляционной жалобы, представителем АО "Забайкальская пригородная пассажирская компания" и прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения, в которых просят решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края Дорожкова О.Н, доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель АО "Забайкальская пригородная пассажирская компания" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, выслушав пояснения явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего, что оснований для отмены решения не имеется, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно подпунктам 12, 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении; установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Деятельность субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок подлежит ценовому регулированию посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня (пункт 1 статьи 4, статья 6 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ), пункты 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов посредством установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней (пункт 3 статьи 5 Закона N 147-ФЗ, пункты 3 и 6 Положения о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05 августа 2009 года N 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" (далее - Положение N 643), пункты 1, 3, 4 и 6 Положения об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 года N 950).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 16 мая 2017 года N 196 региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов в пределах установленных полномочий, в т.ч. государственное регулирование и контроль деятельности субъектов естественных монополий в сферах железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении, услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, услуг по передаче электрической и тепловой энергии, транспортировке газа по газораспределительным сетям, за исключением регулирования и контроля, относящегося к полномочиям федеральных органов исполнительной власти.
Из пункта 13.2.34 Положения следует, что Служба принимает нормативные правовые акты об установлении экономически обоснованного уровня тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, а также тарифов, сборов и платы за данные перевозки, оплачиваемые пассажирами при осуществлении поездок в пригородном сообщении.
Как правильно установлено судом первой инстанции, приказ Региональной службы по тарифам и ценообразования Забайкальского края от 17 декабря 2020 года N 584-НПА принят уполномоченным органом, в установленном порядке опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (http:/право.забайкальскийкрай.рф) и по этим основаниям не обжалуется.
Из материалов дела следует, что приказом Федеральной службы по тарифам от 03 октября 2012 года в отношении ОАО "Забайкальская пригородная пассажирская компания" в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок на территории Забайкальского края введено государственное регулирование деятельности. ОАО "Забайкальская пригородная пассажирская компания", осуществляющее деятельность в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок, включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте.
05 октября 2020 года АО "ЗППК" обратилось в РСТ Забайкальского края с заявлением об установлении тарифов на 2021 год, предоставив обосновывающие материалы.
07 октября 2020 года административный истец извещен о начале процедуры рассмотрения вопроса об установлении тарифов на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, оказываемые АО "ЗППК" на 2021 год.
Расчет тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в пределах Забайкальского края и экономически обоснованных уровней тарифов на 2021 год был выполнен РСТ Забайкальского края в соответствии с применением метода экономически обоснованных затрат.
Согласно утвержденной приказом ФАС России от 05 декабря 2017 года N 1649/17 Методике расчета экономически обоснованного уровня затрат, учитываемых при формировании экономически обоснованного уровня тарифов за услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении (далее - Методика N 1649/17), основным методом для расчетов является метод экономически обоснованных затрат. При этом экономически обоснованные затраты определяются: в отчетном периоде - на основе документально подтвержденных данных о расходах перевозчика в отчетном году; в текущем периоде и на период регулирования - на основе прогноза расходов (затрат) перевозчиков на базе отчетного периода методом индексации и с учетом планируемых расходов перевозчика на основе документально подтвержденных данных о расходах (при наличии таких обоснований) (пункт 47).
В соответствии с пунктом 36 Методики N1649/17 расчет экономически обоснованных расходов (затрат) перевозчика выполняется на основе следующей информации: бухгалтерской, статистической, налоговой отчетности перевозчика за отчетный год; о затратах перевозчика в целом по организации и по виду деятельности "пассажирские перевозки в пригородном сообщении" по статьям и элементам расходов (в том числе по субъекту Российской Федерации) за отчетный год и текущий год (полугодие).
При этом расчет экономически обоснованных затрат должен предусматривать: расчет затрат на оплату труда в текущем году (ожидаемые по году) и на период регулирования согласно Таблице N 2 приложения к Методике N1649/17, штатного расписания, положения об условиях оплаты, коллективного договора, с изменениями к нему в текущем году и на период регулирования, справки о среднесписочной численности и среднемесячной заработной плате за предшествующий отчетный год и последний отчетный период по категориям работников; комментарий об изменении численности, средней заработной платы в текущем году и на период регулирования.
В соответствии с пунктом 49.6.1. Методики N 1649/17 расчет затрат на оплату труда производится по формуле, в том числе исходя из расходов на оплату труда в отчетном периоде, предшествующем текущему, прочих затрат на оплату труда в отчетном периоде, предшествующем текущему, с применением прогнозного значения индекса инфляции, установленного в процентах, на текущий период (в среднем за текущий год к предыдущему году).
Из части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Решением Забайкальского краевого суда от 25 февраля 2021 года признан недействующим приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 16 декабря 2019 года N 524-НПА "Об установлении тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Забайкальского края в пределах Забайкальской и Восточно-Сибирской железных дорог на 2020 год" в части величины установленных экономически обоснованных уровней тарифов.
Апелляционным определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 05 июня 2021 года решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края - без удовлетворения.
Разрешая исковые требования административного истца, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о необоснованном снижении тарифным органом размера должностных окладов на 2020 год. Орган регулирования, устанавливая должностные оклады сотрудникам АО "Забайкальская пригородная пассажирская компания" на 2020 год, в нарушение требований пунктов 36, 49.6.1. Методики N 1649/17, уклонился от исследования размеров должностных окладов работников общества и их экономической обоснованности, установленных действующими на момент принятия оспариваемого решения штатным расписанием, положением об условиях оплаты, коллективным договором, ограничившись лишь их индексацией на 1, 01 процента.
Из материалов дела, в том числе из заключения по расчету экономически обоснованного тарифа на перевозки на 2021 год следует, что оклады персонала АО "Забайкальская пригородная пассажирская компания" приняты регулирующим органом с применением коэффициента роста 1, 036 к окладам, учтенным при установлении тарифов на 2020 год.
Учитывая, что вступившим в законную силу решением суда от 25 февраля 2021 года установлено необоснованное снижение размера должностных окладов работникам регулируемой организации на 2020 год, расчет окладов на 2021 год также является необоснованным.
Довод апелляционной жалобы о том, что на момент принятия тарифного решения отсутствовало вступившее в законную силу решение Забайкальского краевого суда от 25 февраля 2021 года, на законность оспариваемого решения не влияет.
Законными являются выводы суда о необоснованном снижении затрат Общества на премирование персонала.
Как правильно указал суд первой инстанции, мотивированных выводов и суждений о непринятии расходов на премирование в заключении тарифного органа по расчету экономически обоснованного тарифа на перевозки на 2021 год не содержится.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда в данной части не опровергают.
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона N 17-ФЗ от 10 января 2003 года "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; экологическую безопасность.
Частью 2 статьи 4 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" предусмотрено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно приложению N 8 к договору аренды железнодорожного подвижного состава с экипажем (моторвагонный подвижной состав) от ДД.ММ.ГГГГ N N в зону ответственности арендатора (АО "ЗППК) входит период нахождения транспорта в рейсе (аренде), в пунктах оборота: "данные изъяты".
Принимая во внимание изложенное, расходы регулируемой организации по обеспечению охраны моторвагонного подвижного состава во время нахождения транспорта в пунктах оборота являются обязательными, в связи с чем оснований для отказа в принятии данных расходов в полном объеме у Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края не имелось.
Согласно пункту 8 Методики N 1649/17 экономически обоснованный уровень тарифов в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, определяется в соответствии с пунктами 10 - 27 настоящей Методики, и предусматривает учет капитальных вложений согласно инвестиционной программе перевозчика, согласованной субъектом Российской Федерации, и предельный минимальный уровень рентабельности (1% к сумме прямых производственных затрат), которая может быть направлена на улучшение транспортного обслуживания населения, развитие технической и технологической оснащенности перевозчика, социальные выплаты и иные мероприятия, создание фондов целевого назначения (накопления, потребления, социальной сферы), иные направления деятельности, предусмотренные уставом предприятия, которые согласуются субъектом Российской Федерации.
Буквальное толкование данного пункта не предусматривает необходимость согласования субъектом Российской Федерации уровня рентабельности. Указанное требование о согласовании относится к иным направлениям деятельности, на которые рентабельность может быть направлена.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции имелись правовые основания для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим, что соответствует положениям части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Забайкальского краевого суда от 28 сентября 2021 года оставить без изменений, апелляционную жалобу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалоб, представления в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Забайкальский краевой суд.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 25 января 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.