Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Захарова Е.И, судей Ненашевой Е.Н, Войтко С.Н, при секретаре судебного заседания Ивановой А.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (N 3а-549/2021) по административному исковому заявлению ООО "РостТех", ООО "ПромТех" о признании недействующими в части приказов Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 31 декабря 2019 года N 77-2184-од, от 30 апреля 2020 года N77-673-од, от 18 декабря 2020 года N77-2273-од, по апелляционной жалобе Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края на решение Красноярского краевого суда от 08 сентября 2021 года, заслушав доклад судьи Захарова Е.И, пояснения представителя Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края Гордиенко А.Е, представителя ООО "РостТех", ООО "ПромТех" Чебоксаровой М.А, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Довыденко Н.П,
УСТАНОВИЛА:
приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 31 декабря 2019 года N 77-2184-од (далее - приказ N 77-2184-од) установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов Красноярского края.
Приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 30 апреля 2020 года N 77-673-од (далее - приказ N 77-673-од) установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Красноярского края на срок до 31 декабря 2020 года, приказ от 31 декабря 2019 года N 77-2184-од признан утратившим силу.
Приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 18 декабря 2020 года N 77-2273-од (далее - приказ N 77-2273-од) внесены изменения в приказ Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 30 апреля 2020 года N 77-673-од.
Общество с ограниченной ответственностью "РостТех" (далее - ООО "РостТех"), Общество с ограниченной ответственностью "ПромТех" (далее - ООО "Промтех") обратились с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия пунктов 13.1, 13.2 Приложения N 2, пунктов 9.1, 9.2 Приложения N 3, пунктов 13.1, 13.2 Приложения N 6, пункта 12.1 Приложения N 10, пункта 12.1 Приложения N 14 к приказу N 77-2184-од; о признании недействующими со дня принятия пунктов 2.1, 2.2, 3.1, 3.2, 6.1, 6.2, 10.1, 14.1 Приложения N 2 к приказу N 77-673-од; о признании недействующими со дня принятия пунктов 2.1, 2.2, 3.1, 6.1, 6.2, 10.1, 14.1 Приложения N 2 к приказу N 77-2273-од. В обоснование своих требований указывают, что оспариваемыми пунктами приказов установлен норматив накопления по домовладениям на территории Железногорской, Красноярской правобережной, Норильской, Таймырской, Зеленогорской технологических зон в размере 0, 07 м3 в месяц на 1 проживающего. Считают, что оспариваемые нормы не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Полагают, что данные нормативные правовые акты нарушают их права на определение правильного размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Решением Красноярского краевого суда от 08 сентября 2021 года административное исковое заявление ООО "РостТех", ООО "ПромТех" удовлетворено. Оспариваемые пункты приказов Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края признаны недействующими, на Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края возложена обязанность принять нормативные правовые акты, заменяющий признанные судом недействующими.
На указанное решение суда Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края (далее - Министерство) подана апелляционная жалоба, в которой просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления. Судом не учтено, что заявителями не соблюден порядок обжалования приказов. Административными истцами пропущен трехмесячный срок для обращения в суд. Не согласны с выводом суда о нарушении пункта 9 Методических рекомендаций и пункта 11 Правил N 269, предусматривающих, что замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов. Кроме того, считают ошибочным вывод суда о том, что Министерством при расчете нормативов накопления ТКО не соблюден процент численности населения.
Относительно доводов апелляционной жалобы административными истцами, прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения, в которых просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края Гордиенко А.Е, участвующий в деле с использованием системы видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель ООО "РостТех", ООО "Промтех" Чебоксарова М.А, участвующая в деле с использованием системы видеоконференц-связи, просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснение сторон, заключение прокурора, полагавшего, что оснований для отмены или изменения решения не имеется, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления), настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона об отходах производства и потребления правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется указанным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Из части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 24.10 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемые приказы приняты уполномоченным органом с соблюдением формы и вида, в установленном порядке опубликованы и по этим основаниям не обжалуются.
Из материалов дела следует, что приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 6 августа 2018 года N 1/1576-од ООО "РостТех" присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Красноярской правобережной технологической зоны Красноярского края на 10 лет.
Приказом Министерства от 13 июля 2018 года N 1/1405-од ООО "РостТех" присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Железногорской технологической зоны Красноярского края на 10 лет.
Приказом Министерства от 10 августа 2018 года N 1/1629-од ООО "РостТех" присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Таймырской технологической зоны Красноярского края на 10 лет.
Приказом Министерства от 10 августа 2018 года N 1/1630-од ООО "РостТех" присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Норильской технологической зоны Красноярского края на 10 лет.
Приказом Министерства от 19 апреля 2018 года N 1/823-од ООО "Экоресурс-ПромТех" присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Зеленогорской технологической зоны Красноярского края на 10 лет. Решением участника ООО "Экоресурс-ПромТех" от 23 марта 2020 года изменено фирменное наименование общества с ООО "Экоресурс-ПромТех" на ООО "ПромТех".
Согласно пункту 4 статьи 24.10 Закона об отходах производства и потребления порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 года N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила определения нормативов).
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 г. N 524/пр утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Методические рекомендации N 524/пр).
В соответствии с пунктом 4 Правил определения нормативов нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы.
Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил определения нормативов).
Пунктом 7 Правил определения нормативов установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.
В частности, выбираются участки поселений и городских округов, на территории которых проживают: а) не менее 2 процентов общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения до 300 тыс. человек; б) не менее 1 процента общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения 300 - 500 тыс. человек; в) не менее 0, 5 процента общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения свыше 500 тыс. человек.
Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 - 12 Правил определения нормативов.
Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил определения нормативов, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.
В соответствии с пунктом 11 Правил определения нормативов замеры по объекту каждой категории осуществляется каждый сезон (зима, весна, лето, осень) в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов.
По формулам, приведенным в пунктах 19 и 20 Правил определяются годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год (произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365).
Согласно пунктам 12, 13, 14, 15 Методических рекомендаций массу отходов рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного контейнера при помощи средств измерения массы, отвечающим требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и последующего вычитания массы пустого контейнера. Массу отходов в полиэтиленовых мешках рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного полиэтиленового мешка при помощи средств измерения. В случае заполнения всех контейнеров на одном объекте допускается определение массы отходов проводить путем взвешивания загруженного и порожнего мусоровоза на автомобильных весах.
Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого объекта каждой категории рекомендуется суммировать по дням недели и заносить в сводные сезонную и годовую ведомости накопления, примерные формы которых представлены в приложении 4 и 5.
Работы по определению нормативов рекомендуется проводить каждые 5 лет.
В соответствии с пунктом 9 Методических рекомендаций замер производятся в следующие сроки: а) зима - декабрь, январь; б) весна - апрель; в) лето - июнь, июль; г) осень - сентябрь, октябрь.
Оценив по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, представленные административным ответчиком в подтверждение своих возражений доказательства, пришел к правильному выводу о допущенном нарушении Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края порядка определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно материалам дела, нормативы накопления ТКО, утвержденные оспариваемым приказом, установлены на основании проведенных научно-исследовательских работ в рамках государственного контракта от 11 марта 2019 года N Ф.2019.85003 "Выполнение научно-исследовательских работ для определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, в том числе при раздельном накоплении, на территории Красноярского края", заключенного Министерством с АО "Автоспецбаза".
Из представленных таблиц замеров следует, что в нарушение положений пункта 9 Методических указаний и пункта 11 Правил определения нормативов, пункта 3.3 Приложения N 1 к государственному контракту от 11 марта 2019 года N Ф.2019.85003 замеры отходов в Норильской технологической зоне в зимний период времени не проводились, а проводились в весенний период времени (апрель), в летний (июль), осенний (октябрь-ноябрь).
В Красноярской технологической зоне замеры отходов проводились в апреле, июне-июле, сентябре-октябре.
В "данные изъяты" замеры отходов проводились в мае, августе, сентябре-октябре, в "данные изъяты" в мае, июне, сентябре-ноябре, в "данные изъяты" - в мае, июне-июле, сентябре, ноябре, в "данные изъяты" - в мае, июне-июле, сентябре, ноябре, в "данные изъяты" - в апреле, июле, сентябре, ноябре.
Доводы административного ответчика о том, что по климатическим особенностям замеры, произведенные в октябре-ноябре, соответствуют зимним параметрам, правомерно признаны судом несостоятельными, исходя из общеизвестного факта о времени зимнего периода (декабрь - февраль).
Проанализировав численность населения города Норильска, городского округа города Красноярска, Большемуртинского муниципального района, Емельяновского муниципального района, установив, что для замеров отходов выбраны участки поселений, городских округов на которых проживает менее 0, 5 % от общей численности населения (для городского округа города Красноярска), менее 2 % от общей численности населения (для города Норильска, Большемуртинского, Емельяновского муниципальных районов), краевой суд пришел к правильному выводу о нарушении требований пункта 7 Правил определения нормативов.
Доводы апелляционной жалобы о том, что выбранный для замера многоквартирный или индивидуальный жилой дом не являются участком, а только расположен на участке с количеством населения, выбранном в соответствии с пунктом 7 Правил определения нормативов, суд правомерно признал несостоятельными, поскольку из системного толкования пунктов 7 и 8 названных Правил следует, что при проведении замеров отходов в целях определения нормативов накопления ТКО учитывается суммарный охват численности населения контрольных участков, выраженный в процентном отношении к общей численности соответствующего муниципального образования.
Учитывая, что Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления ТКО, были утверждены Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 года N 524/пр во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269, которым установлен порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, иных методов определения нормативов твердых коммунальных отходов не имеется, довод административного ответчика о том, что указанные Методические рекомендации носят рекомендательный характер, в связи с чем могли не применяться при определении нормативов также является необоснованным.
Оспаривание нормативного правового акта, а также акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
В связи с изложенным довод апелляционной жалобы о пропуске административными истцами трехмесячного срока на обращение в суд за защитой нарушенного права, установленного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является ошибочным и основанным неправильном толковании норм права.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что у краевого суда имелись правовые основания для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим, что соответствует положениям части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красноярского краевого суда от 08 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалоб, представления в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Красноярский краевой суд.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 20 января 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.