Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Знаменщикова Р.В, судей Роженцевой Ю.В, Никитиной Г.Н, при секретаре Ермаковой А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N по административному исковому заявлению ФИО1 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок
с апелляционной жалобой ФИО1 на решение Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Роженцевой Ю.В, объяснения представителя административного истца ФИО4, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в Хабаровский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с министерства финансов Хабаровского края за счет средств бюджета края компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере "данные изъяты", а также возместить судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере "данные изъяты". В обоснование заявленных требований указала, что решением Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ по делу N на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края возложена обязанность предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в пределах г. Хабаровска, размером
не менее 18 квадратных метров общей площади, за счет жилищного фонда Хабаровского края. Данное решение вступило в законную силу. На основании исполнительного документа ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство N-ИП. Однако до настоящего времени решение Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ не исполнено, что нарушает ее права, так как она вынуждена нести финансовые затраты на возможность проживания в жилых помещениях по договору найма. Кроме того, после рождения ребенка-инвалида нести затраты на аренду жилья стало практически невозможно, поскольку денежные средства идут на лечение дочери.
Решением Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление удовлетворено частично, ФИО1 присуждена компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере "данные изъяты", а также судебные расходы в размере "данные изъяты". Решением определено, что оно подлежит исполнению министерством финансов Хабаровского края за счет средств бюджета Хабаровского края.
Не согласившись с решением суда в части размера присужденной компенсации, ФИО1 подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда в указанной части изменить, ссылаясь на то, что при определении размера компенсации суд не учел значимость последствий нарушения ее права на исполнение судебного акта в разумный срок, а также практику Европейского Суда по правам человека.
Относительно доводов апелляционной жалобы министерством финансов Хабаровского края представлены письменные возражения, в которых оно просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО4 доводы апелляционной жалобы поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещались надлежащим образом.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, изучив материалы гражданского дела N, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения представителя административного истца ФИО4, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации) граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Аналогичное положение содержится в части 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 1 Закона о компенсации компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы).
Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что решением Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу N N, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края возложена обязанность предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного государственного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в пределах г. Хабаровска, размером не менее 18 квадратных метров общей площади, за счет жилищного фонда Хабаровского края.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю на основании выданного судом ДД.ММ.ГГГГ исполнительного листа, предъявленного ФИО1 к исполнению в пределах установленного срока, в отношении министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края возбуждено исполнительное производство N-ИП. Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии указанного постановления.
Порядок принудительного исполнения судебных актов регламентирован Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
По общему правилу, установленному в статье 36 названного Федерального закона, требования, содержащиеся в исполнительном документе, должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом.
Поскольку решением Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ не был установлен срок для исполнения решения суда, решение суда должно было быть исполнено в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края судебному приставу-исполнителю было сообщено о том, что решение суда не может быть исполнено в установленный срок в связи с отсутствием свободного жилого помещения государственного жилищного фонда края в г. Хабаровске. Также сообщалось, что заявка на приобретение жилья ФИО1 направлена в министерство строительства.
Определением Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края предоставлена отсрочка исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ.
В целях исполнения требования исполнительного документа судебным приставом-исполнителем должнику неоднократно направлялись требования об исполнении решения суда в установленный срок.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ с министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края был взыскан исполнительский сбор в размере "данные изъяты" за неисполнение в установленный срок требований исполнительного документа.
В связи с неисполнением требований, содержащихся в исполнительном документе, министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края также привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в отношении должника судебным приставом-исполнителем выносилось предупреждение об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
Материалы исполнительного производства свидетельствуют о том, что со стороны службы судебных приставов принимались достаточные меры к принудительному исполнению решения Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ, вины указанного органа в неисполнении решения суда в установленный срок не усматривается.
Со стороны суда также не допущено каких-либо деяний, связанных с несвоевременностью исполнения решения суда. Вступивший в законную силу судебный акт в резолютивной части неясностей не содержит.
При этом материалы дела свидетельствуют о том, что объективные причины задержки исполнения судебного акта отсутствовали, и административный истец за данную задержку исполнения решения ответственность не несет, каких-либо данных, которые бы указывали на совершение взыскателем действий, препятствующих своевременному исполнению судебного решения, материалы дела не содержат.
Суд установил, что общая продолжительность исполнения решения суда со дня поступления исполнительного листа в службу судебных приставов (ДД.ММ.ГГГГ) по день вынесения настоящего решения (ДД.ММ.ГГГГ) составила 5 лет 7 месяцев 26 дней.
При этом судебная коллегия отмечает, что общий срок исполнения решения со дня вступления его в законную силу (ДД.ММ.ГГГГ) по день вынесения решения по настоящему административному делу (ДД.ММ.ГГГГ) составил 5 лет 10 месяцев 3 дня.
Разрешая спор и удовлетворяя административное исковое заявление частично, суд первой инстанции исходил из того, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованиям разумности, установленному статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, действия должника не являются достаточными и эффективными в целях исполнения решения суда.
Судом первой инстанции в соответствии с положениями статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дана оценка мер, принимаемых органами и должностными лицами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, реализация которых в течение почти шести лет не привела к реальному исполнению должником обязанности по предоставлению ФИО1 жилого помещения, и потому такие меры не могут быть признаны достаточными, своевременными и эффективными в смысле, придаваемом судебной практикой, в том числе Европейского суда по правам человека, доказательств этому суду не представлено.
Суд апелляционной инстанции также принимает во внимание, что исполнение подобного рода обязанностей для органа исполнительной власти края, выступающего в роли должника, имеет свои особенности, предполагающие осуществление совокупности процедурных требований и ограничений, связанных с приобретением готового либо возведением нового жилья, подлежащего последующей передаче взыскателю.
Вместе с тем, необходимо отметить, что судебное решение о предоставлении жилого помещения выносится при наличии закрепленного за гражданином Российской Федерации права на получение жилья, и длительное неисполнение таких судебных решений, нарушение принципа обязательности и неукоснительности исполнения вступившего в законную силу судебного акта подрывает авторитет органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государства.
Таким образом, исполнение решения должно быть осуществлено в установленный законом срок и не ставится в зависимость от наличия или отсутствия жилых помещений, от наличия или отсутствия вины государственных органов и должностных лиц этих органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, от наличия обязательств в отношении иных лиц, от вопросов финансирования и сложностей межбюджетных отношений.
Судом дана оценка ссылкам административных ответчиков на ежемесячную компенсацию за наем жилья, предоставляемую в качестве меры социальной поддержки детям-сиротам и лицам из их числа, которые правомерно признаны необоснованными, учитывая, что возможность получения денежной компенсации за наем жилья законом не поставлена в зависимость от реализации вынужденно несущим соответствующие расходы лицом права на присуждение компенсации за неисполнение в разумный срок судебного акта, которым на соответствующий орган власти возложена обязанность по обеспечению его жильем, не исполненная должником.
По указанным основаниям приведенные административными ответчиками обстоятельства относительно получения ФИО1 компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, как верно указал суд, не имеют правового значения для разрешения настоящего спора, поскольку нарушение права административного истца на исполнение судебного решения в разумный срок установлено в ходе проведенного судебного разбирательства и данное обстоятельство само по себе является основанием для присуждения компенсации.
Данные выводы, с которыми соглашается судебная коллегия, основаны на анализе исследованных доказательств, мотивированы, соответствуют материалам дела и требованиям законодательства.
Суд также верно указал, что в соответствии с положениями пункта 3 части 2 статьи 5 Закона о компенсации, статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации решение о присуждении компенсации подлежит исполнению соответствующим финансовым органом, в качестве которого в рассматриваемом случае выступает министерство финансов Хабаровского края.
Вместе с тем решение суда в части размера компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит изменению.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о компенсации размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
При определении размера компенсации суд учел действия должника по исполнению решения суда, продолжительность нарушения сроков исполнения судебного акта, наступившие для взыскателя последствия в виде необеспеченности жилым помещением в установленные сроки, практику Европейского Суда по правам человека, в связи с чем определилразмер компенсации в сумме "данные изъяты", с чем судебная коллегия не может согласиться, полагая, что суд не в полной мере учел вышеуказанные обстоятельства, неверно определилобщую продолжительность исполнения судебного акта (не с даты вступления решения суда в законную силу согласно позиции Европейского Суда по правам человека), присужденная сумма компенсации не отвечает принципам разумности и справедливости.
Судебная коллегия принимает во внимание значимость последствий нарушения права ФИО1 на исполнение судебного акта в разумный срок, которая как лицо, относящееся к категории социально незащищенных лиц - лиц, оставшихся без попечения родителей, длительное время (почти шесть лет) лишена гарантированного ей законом и установленного судебным актом права на жилище, имеет на иждивении ребенка-инвалида, нуждающегося в постоянном уходе, лечение которого требует дополнительных денежных затрат, при том, что административный истец вынуждена снимать жилье, учитывает также обстоятельства дела и практику Европейского Суда по правам человека, в связи с чем находит необходимым увеличить размер компенсации до "данные изъяты".
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ изменить в части размера присужденной компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Присудить ФИО1 компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере "данные изъяты".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба через Хабаровский краевой суд в течение шести месяцев со дня вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.