Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шеломановой Л.В.
судей Войты И.В, Рахманкиной Е.П, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика ФКУ ИК - 2 УФСИН России по Смоленской области - Халматова О.В. на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 12 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 13 апреля 2021 года, вынесенные по административному делу N 2-1968/2020 по административному исковому заявлению Смоленского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительном учреждениях в ФКУ ИК - 2 УФСИН России по Смоленской области, УФСИН России по Смоленской области о признании совершении действий по устранению нарушений законодательства.
Заслушав доклад судьи Шеломановой Л.В, объяснения представителей административных ответчиков - ФКУ ИК - 2 УФСИН России по Смоленской области, УФСИН России по Смоленской области, поддержавших доводы кассационных жалоб, прокурора полагавшего решения судов законными, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Смоленской области с учётом уточнений требований, обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ "ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области и УФСИН России по Смоленской области, по устранению нарушений законодательства, выразившееся в неисполнении требований статьи 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" указав, что 18 ноября 2019 года в ходе проведенной проверки соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства в деятельности ФКУ "ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области были выявлены нарушения. Просил:
обязать ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области не позднее 12 месяцев с момента вступлении решения суда в законную силу в соответствии с требованиями ст.ст. 10, 11. 12 УПК РФ, ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" провести текущий ремонт: комнаты длительных свиданий N 8, помещений жилых секций, комнат воспитательной работы, комнат для хранения продуктов питания и приема пищи, санитарных узлов: в здании общежития N 3 (отряд со строгими условиями отбывания наказания - СУОН); здании общежития N 4 (отряды NN 13. 15); здании общежития N 7 (отряды NN10, 12); здание общежития N 2 (отряды NN 8, 11): здании общежития N 9(отряды N5, 7); здании общежития 1 (отряд N6):
отряд со строгими условиями отбывания наказания СУОН; в здании общежития N 4 (отряды N 13, 15); здание общежития N 7 (отряды NN10.12);здание общежития N 2 (отряды NN 8. 11); здание общежития N 9 (отряды NN 5.7); здание общежития N 1 (отряд N 6) комнаты приема пищи и хранения продуктов питания укомплектовать индивидуальными ячейками для хранения продуктов питания, комнаты для хранения уборочного инвентаря, кабинетами для индивидуальной психологической работы с осужденными;
общежитие отряда N 15 укомплектовать в достаточном количестве санитарно - техническим оборудованием по норме не менее 1 унитаз, 1 лотковый писсуар на 15 человек и 1 умывальник на 10 человек;
обязать УФСИН России но Смоленской области для устранения нарушений требований закона в 6 месячный срок после вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства, необходимые для создания соответствующих условий содержания граждан в пенитенциарном учреждении ФКУ ИК-2 УФСИН России но Смоленской области.
Определением суда производство по делу по иску Смоленского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области, УФСИН России по Смоленской области о совершении действий по устранению нарушений законодательства, в части заявленных требований о возложении обязанности на ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области по оборудованию комнатами для хранения хозинвентаря, комнату ожидания для спецконтингента, комнату для проведения аутотренингов, комнату для проведения психодиагностики прекращено.
Решением Ленинского районного суда г..Смоленска от 12 ноября 2020 года исковые требования Смоленского прокурора удовлетворены частично. На ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области возложена обязанность устранить нарушения требований законодательства не позднее 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу - создать соответствующие условия содержания граждан в пенитенциарном учреждении. В соответствии с требованиями ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" провести текущий ремонт: комнаты длительных свиданий N8, помещений жилых секций, комнат воспитательной работы, комнат для хранения продуктов, питания и приема пищи, санитарных узлов в здании общежития N3 отряд со строгими условиями отбывания наказания - СУОН, в здании общежития N4 отряды 13, 15, здание общежития N7 отряды N10, 12, здание общежития N2 отряды N8, 11, здание общежития N9 отряды N5, 7, здание общежития N1 отряд N6. Комнаты приема пищи и хранения продуктов питания отряда со строгими условиями отбывания наказания СУОН, в здании общежития N"4 отряды) 413, 15, здание общежития N7 отряды N10, 12, здание общежития N2 отряды N8, 11, здание общежития N9 отряды N5, 7, здание общежития N1 отряд N6 укомплектовать индивидуальными ячейками для хранения продуктов питания. Общежитие отряда N 15 укомплектовать санитарно-техническим оборудованием по норме не менее 1 унитаз, 1 писсуар на 15 человек; 1 умывальник, на 10 человек.
Обязать УФСИН России по Смоленской области в соответствии с Положением "Об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области", утвержденным приказом ФСИН России от 11.06.2015 года N 518 для устранения нарушений требований закона в десятимесячный срок после вступления решения суда в законную силу осуществить материально-техническое обеспечение, необходимое создания соответствующих условий содержания граждан в пенитенциарном учреждении ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 16 февраля 2021 судебная коллегии перешла к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства, дело передано в судебную коллегию по административным делам Смоленского областного суда.
Указанное определение сторонами по делу обжаловано не было.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным дела Смоленского областного суда от 13 апреля 2021года решение суда изменено. Резолютивную часть решения дополнено абзацем следующего содержания: признать незаконным бездействие ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области по созданию надлежащих условий содержания граждан в пенитенциарном учреждении.
В кассационной жалобе представителя административного ответчика ФКУ ИК - 2 УФСИН России по Смоленской области - Халматова О.В. ставит вопрос об отмене решения районного суда, апелляционного определения с принятием нового решения об отказе в иске. Полагает, что выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела, судами допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 22 ноября 2021 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании кассационной инстанции.
Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания суда кассационной инстанции извещены надлежащим образом. Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушений, влекущих отмену либо изменение обжалуемых судебных актов по приведенным в статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниям судебными инстанциями по административному делу не допущено.
Положения статьи 32 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре РФ" устанавливают, что предметом надзора является, в том числе, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Обязанность по обеспечению надлежащих материально-бытовых условий содержания арестованных (осужденных), а также соблюдению требований санитарии возлагается законодателем на учреждения и органы уголовно-исполнительной системы.
Статья 10 УИК РФ устанавливает, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ФКУ ИК - 2 УФСИН России по Смоленской области является учреждением уголовно-исправительной системы. Его учредителем и собственником закрепленного за ним имущество на праве оперативного управления является Российская Федерация в лице Федеральной службы исполнения наказания. Общежития исправительной колонии простроены построены в 1958 и 1969 годах. Согласно справке из ФКУ ИК - 2 ГУФСИН России по Смоленской области, по состоянию на 21 июля 2020 года численность осужденных в указном исправительном учреждении составила - 732 осужденных
18 ноября 2019 года в ходе проверки, проведенной прокуратурой Смоленской области, на имя начальника УФСИН по Смоленской области направлено представление об устранении нарушений требований законодательства, аналогичное представление направлено на имя начальника ФКУ ИК - 2 УФСИН России по Смоленской области.
В ходе проведения проверок в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области выявлены нарушения предусмотренные статьей 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. В частности, установлено, что в данном исправительном учреждении отсутствуют помещения психологической разгрузки, хранения хозинвентаря. Комнаты для приема пищи и хранения продуктов питания в ИК -2 в отрядах не укомплектованы индивидуальными ячейками. Также, общежитие отряда N15 не укомплектовано в достаточном количестве санитарно-техническим оборудованием, установлено лишь 4 унитаза ка 89 осужденных при норме не менее 1 на 15 человек, умывальников 5 на 89 осужденных, что значительно ниже нормы (1 умывальник на 10 осужденных). В ходе проверки установлено, что администрацией учреждения ИК-2 нарушаются требования ч. 10, ч. 11 ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и ч. 1 ст. 24 Федерального закона N 152-ФЗ от 30.03.1999 года "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", поскольку на момент обхода в отряде N15 в комнате воспитательной работы, в комнате длительных свиданий N 8 на потолке и стенах подтеки, обсыпание штукатурки, плесень на стенах: требуют ремонта в связи с дефектами покрытие пола, отслоение краски и штукатурки на стенах, потолках, наличием следов протечек атмосферных осадков помещения жилых секций отрядов, комнат хранения продуктов питания и приема ниши, санитарные узлы в отряде СУОН.
02 марта 2020 года проведено совещание, согласно которому составлен протокол N 2, указанные в представлении нарушения подтверждены, составлен план мероприятий по устранению допущенных нарушений.
Частично удовлетворяя заявленные требования прокурора Смоленской области, суд первой инстанции руководствуясь положениями статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Приказа ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы", оценив представленные доказательства, установив, что в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области имелись нарушения требований нормативных актов по обеспечению помещений общежитий соответствующей мебелью и инвентарем, которые не устранены, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении искового заявления. Также, суд первой инстанции возложил обязанность на УФСИН России по Смоленской области осуществить материально техническое обеспечение, поскольку УФСИН России по Смоленской области в соответствии с предоставленными ему полномочиями осуществляет, в том числе: материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений, контроль деятельности подведомственных учреждений за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия полагает, что данные выводы основаны на обстоятельствах административного дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Частью 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
Исходя из требований статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года за N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" указанного Закона, учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условиям для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав.
Удовлетворяя административный иск прокурора, суды правильно приняли во внимание то, что заявление направлено на защиту прав неопределенного круга осужденных. Поскольку ответчиками не подтверждены в установленном порядке указанные им доводы, то оснований для принятия их во внимание у судов не было.
Проанализировав представленные доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что ответчиком принимались меры по приведению материально-бытовых условий в надлежащее состояние, оформлялись заявки на обеспечение учреждения необходимыми предметами в УФСИН России по Смоленской области, однако выявленные нарушения в полной мере не устранены на момент рассмотрения дела судом первой инстанции.
Доводы жалобы о том, что администрацией учреждения предпринимались все меры для устранения выявленных нарушений, судами первой и апелляционной инстанции проверялись и обоснованно признаны несостоятельными по основаниям, указанным в судебных постановлениях.
Доводы о невозможности возложения на УФСИН России по Смоленской области обязанности организовать финансирование не имеют правового значения, поскольку указанные выводы обжалуемые судебные постановления не содержат.
В целом доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, поэтому они не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.
Оснований, перечисленных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и влекущих безусловную отмену, апелляционного определения по делу не установлено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 12 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 13 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационные жалобу представителя административного ответчика ФКУ ИК - 2 УФСИН России по Смоленской области - Халматовой О.В. без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.