Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Смирновой Е.Д., судей Репиной Е.В., Шеломановой Л.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 13 декабря 2021 года (направленную почтовой корреспонденцией 8 декабря 2021 года) в суд первой инстанции кассационную жалобу представителя ГБУ г. Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" Яворского Д.Д. на решение Московского городского суда от 26 января 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 июня 2021 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению Компании с ограниченной ответственностью "Дуебаг Инвестментс Лимитед" об оспаривании действий, связанных с увеличением кадастровой стоимости объектов (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 3а-200/2021).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, выслушав объяснения представителя административного ответчика ГБУ г. Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" Абросимовой П.А, представителя административного истца КОО "Дуебаг Инвестментс Лимитед" Прощенского М.Б, заинтересованного лица Департамента городского имущества г. Москвы Гуровой Е.В, судебная коллегия
установила:
КОО "Дуебаг Инвестментс Лимитед" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий ГБУ г. Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" по определению кадастровой стоимости нежилого здания площадью 1282, 3 кв.м. с кадастровым номером N, расположенного по адресу: г. Москва, Сколковское шоссе, д. 31, стр. 15, по состоянию на 28 июля 2020 года, возложении на ГБУ г. Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем аннулирования Акта об определении кадастровой стоимости от 6 августа 2020 года N 02-8256/20-01-ОКС в части, определяющей кадастровую стоимость по состоянию на 28 июля 2020 года, признании незаконными действий Управления Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве по формированию и направлению в ГБУ г. Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" сведений в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N, послуживших основанием для определения кадастровой стоимости в отношении указанного объекта недвижимости по состоянию на 28 июля 2020 года, признании незаконными действий Управления Росреестра по г. Москве по внесению 24 августа 2020 года в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости согласно Акту в отношении объекта недвижимости, возложении на Управление Росреестра по г. Москве обязанности исключить из ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере, определенном по состоянию на 28 июля 2020 года и внесенном в ЕГРН 24 августа 2020 года на основании Акта; внести в ЕГРН сведения о кадастровой стоимости, установленной решением Московского городского суда от 23 декабря 2019 года по делу N 3а-2341/2019 в отношении указанного объекта недвижимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года.
Требования Общество мотивировало тем, что 15 сентября 2020 года Обществом получена выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, согласно которой в ЕГРН 24 августа 2020 года внесены сведения о кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, датой определения кадастровой стоимости указана 28 июля 2020 года, кадастровая стоимость - в размере 143 175 411 руб. 67 коп, что нарушает права и интересы административного истца, поскольку ранее утвержденная кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2018 года пересмотрена вступившим в законную силу решением Московского городского суда от 23 декабря 2019 года по делу N 3а-2341/2019 и установлена равной его рыночной стоимости, действующей до следующей кадастровой оценки.
Решением Московского городского суда от 26 января 2021 постановлено:
Признать незаконными действия ГБУ г. Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" по определению кадастровой стоимости в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 28 июля 2020 года в размере 143 175 411 руб. 67 коп.
Обязать ГБУ г. Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" устранить допущенные нарушения путем аннулирования Акта об определении кадастровой стоимости от 6 августа 2020 года N 02-8256/20-01-ОКС в части, определяющей кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 28 июля 2020 года.
Признать незаконными действия Управления Росреестра по г. Москве по формированию и направлению в ГБУ г. Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" сведений в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N, послуживших основанием для определения кадастровой стоимости в отношении указанного объекта недвижимости по состоянию на 28 июля 2020 года.
Признать незаконными действия Управления Росреестра по г. Москве по внесению 24 августа 2020 года в Единый государственный реестр недвижимости сведений в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N о кадастровой стоимости в размере 143 175 411 руб. 67 коп. согласно Акту об определении кадастровой стоимости от 6 августа 2020 года N 02-8256/20-01-ОКС.
Обязать Управление Росреестра по г. Москве исключить из ЕГРН данные о кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N в размере 143 175 411 руб. 67 коп, определенной по состоянию на 28 июля 2020 года и внесенной в ЕГРН 24 августа 2020 года на основании Акта об определении кадастровой стоимости от 6 августа 2020 года N 02-8256/20-01-ОКС, и внести в ЕГРН сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N в размере 50 000 000 рублей, установленной решением Московского городского суда от 23 декабря 2019 года по делу N 3а-2341/2019 и определенной по состоянию на 1 января 2018 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 июня 2021 года решение Московского городского суда от 26 января 2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ГБУ г. Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" - без удовлетворения.
В кассационной жалобе представителя ГБУ г. Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" Яворского Д.Д. ставится вопрос об отмене судебных актов по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, КОО "Дуебаг Инвестментс Лимитед" является собственником нежилого здания площадью 1282, 3 кв.м. с кадастровым номером N, расположенного по адресу: г. Москва, Сколковское шоссе, д. 31, стр. 15.
Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 29 ноября 2018 года N 40557 в отношении указанного объекта недвижимости кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2018 года утверждена в размере 136 400 341 руб. 15 коп.
Решением Московского городского суда от 23 декабря 2019 года, вступившим в законную силу, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 года установлена в размере 50 000 000 рублей.
В последующем Актом ГБУ г. Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" от 6 августа 2020 года N 02-8256/20-01-ОКС в отношении указанного объекта недвижимости кадастровая стоимость по состоянию на 28 июля 2020 года утверждена в размере 143 175 411 руб. 67 коп, что было обусловлено изменениями характеристик материала стен с "железобетонные, кирпичные" на "кирпичные".
Разрешая заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались положениями Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N 237-ФЗ), Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закона N 218-ФЗ), Приказа Министерства экономического развития РФ от 24 сентября 2018 года N 514 "Об утверждении Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости".
В соответствии с Законом N 237-ФЗ очередная государственная кадастровая оценка проводится через четыре года с года проведения последней государственной кадастровой оценки соответствующих видов объектов недвижимости, указанных в части 1 настоящей статьи, в городах федерального значения в случае принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующего решения - через два года (часть 4).
Решение о проведении государственной кадастровой оценки принимается уполномоченным органом субъекта Российской Федерации (часть 5).
Статья 16 названного Закона предусматривает, что определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 1).
Публично-правовая компания в течение трех рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости формирует и направляет в бюджетное учреждение такие сведения в соответствии с порядком формирования и предоставления перечней объектов недвижимости (часть 2).
Определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящей статьей, осуществляется в течение десяти рабочих дней со дня поступления в бюджетное учреждение сведений об объекте недвижимости, направленных публично-правовой компанией, за исключением случая определения кадастровой стоимости в соответствии с частью 5 настоящей статьи (часть 4).
В течение сорока рабочих дней после получения перечня объектов недвижимости, предусмотренного частью 7 статьи 15 настоящего Федерального закона, бюджетное учреждение осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включенных в такой перечень, в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 5).
По результатам определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением составляется акт об определении кадастровой стоимости в форме электронного документа, включающий в том числе систематизированные сведения об определении кадастровой стоимости (часть 6).
Бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня определения кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящей статьей, размещает акт об определении кадастровой стоимости на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и направляет данный акт в орган регистрации прав для внесения сведений о кадастровой стоимости, указанных в данном акте, в Единый государственный реестр недвижимости, а также включения сведений о кадастровой стоимости, перечень которых определяется федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки, при установлении порядка ведения фонда данных государственной кадастровой оценки, в фонд данных государственной кадастровой оценки (часть 7).
Судами нижестоящих инстанций на основе анализа представленных сторонами доказательств (технический паспорт нежилого здания по состоянию на 19 июня 2001 года, справка БТИ от 20 марта 2004 года, сведения из Управления Росреестра по г. Москве, ГБУ г. Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования"), материалов административного дела N 3а-2341/2019, в частности, заключения судебной оценочной экспертизы от 14 октября 2019 года N 0519/17-БЭ, установлено, что материал стен объекта "железобетонный, кирпичный".
При этом осуществления Обществом изменения качественных и (или) количественных характеристик спорного объекта недвижимости, влекущих изменение кадастровой стоимости, предусмотренных Порядком, в 2018-2020 годах, не установлено.
Установив эти обстоятельства, суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу об отсутствии у административных ответчиков правовых оснований для пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 28 июля 2020 года, ввиду чего административные исковые требования Общества сочли подлежащими удовлетворению.
В кассационной жалобе приводится довод о том, что поскольку решение не содержит результата определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, то применительно к положениям статьи 19, пункта 15 части 1 статьи 20 КАС РФ рассмотрение дел об оспаривании актов государственных бюджетных учреждений не относится к подсудности Московского городского суда, а относится к компетенции арбитражных судов.
Вместе с тем, поскольку суть рассматриваемого спора касается пересмотра кадастровой стоимости, то он подлежит рассмотрению в порядке главы 25 КАС РФ, в связи с чем его подсудность определяется в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 20 КАС РФ и рассматривается областными судами.
Вопреки доводам жалобы нарушений норм материального права при рассмотрении настоящего дела судами не допущено, так же как и нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов.
Иных доводов в жалобе не содержится.
Учитывая изложенное, кассационная жалоба представителя ГБУ г. Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" оставляется без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского городского суда от 26 января 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ГБУ г. Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" Яворского Д.Д. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Е.Д. Смирнова
Судьи: Е.В. Репина
Л.В. Шеломанова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 8 февраля 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.