Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Кисловой Е.А, судей Анненковой К.К, Шамрай М.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дианской Татьяны Пантелеймоновны к Государственному учреждению - Главному Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения, обязании включить периоды работы в специальный стаж в льготном исчислении, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Дианской Татьяны Пантелеймоновны на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 03 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 мая 2021 года, заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Кисловой Е.А, пояснения представителя истца Дианской Т.П. - Шигаревой В.А, поддержавшей кассационную жалобу,
УСТАНОВИЛА:
Дианская Т.П. обратилась в суд с иском к ответчику Государственному учреждению - Главному Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области (далее по тексту - ГУ - ГУ ПФР N2 по г. Москве и Московской области) о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав, просила обязать ответчика включить в подсчет специального стажа периоды лечебной деятельности в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 3 месяца работы: с 16 мая 1995 года по 21 ноября 1996 года, с 01 ноября 1999 года по 27 июня 2014 года, с 18 ноября 2014 года по 01 июня 2015 года, с 28 июня 2014 года по 17 ноября 2014 года, с 20 марта 2017 года по 15 апреля 2017 года, с 11 августа 2018 года по 31 августа 2018 года и назначить страховую пенсию по старости досрочно с 18 июня 2019 года.
В обоснование заявленных требований истец Дианская Т.П. указала, что решением пенсионного органа от 02 октября 2019 года отказано в назначении страховой пенсии по старости досрочно по подпункту 20 части 1 статьи 30 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации", в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной деятельности, при этом из подсчета стажа исключены ряд периодов работы, отпуск по уходу за ребенком, не применен льготный коэффициент 1, 3, что повлияло на право получения пенсии досрочно. Полагая свои права нарушенными, истец обратилась с данным иском в суд.
Решением Кунцевского районного суда г. Москвы от 03 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 мая 2021 года, исковые требования Дианской Т.П. удовлетворены частично.
На ГУ - ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области возложена обязанность включить Дианской Т.П. в специальный стаж в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 3 месяца период работы с 18 ноября 2014 года по 01 июня 2015 года; включить в специальный стаж периоды работы с 01 февраля 2006 года по 14 марта 2006 года, с 29 октября 2007 года по 02 ноября 2007 года, 01 февраля 2012 года по 28 февраля 2012 года, с 02 апреля 2012 года по 27 апреля 2012 года, с 20 марта 2017 года по 15 апреля 2017 года, с 17 декабря 1999 года по 28 декабря 1999 года, с 04 сентября 2001 года по 28 сентября 2001 года, с 11 августа 2018 года по 31 августа 2018 года.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить принятые по делу судебные постановления, принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме, назначить досрочную страховую пенсию по старости с 18 июня 2019 года.
Стороны извещены о времени и месте рассмотрения дела кассационным судом общей юрисдикции надлежащим образом. Дело рассмотрено в порядке статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.
При рассмотрении дела установлено, что 18 июня 2019 года Дианская Т.П. обратилась в суд с заявлением о назначении пенсии по старости досрочно в связи с лечебной деятельностью.
Решением ГУ - ГУ ПФР N2 Москве и Московской области от 02 октября 2019 года N1900000085025/1471540/19 Дианской Т.П. отказано в назначении пенсии по старости досрочно в связи с отсутствием требуемого специального стажа 30 лет.
Решением ГУ - ГУ ПФР N2 по г. Москве и Московской области от 02 октября 2019 года 0000085025/1471540/19, с учетом уточняющего решения ГУ - ГУ ПФР N2 по г. Москве и Московской области от 22 ноября 2019 года N1900000092542/1471540/19, определен льготный стаж Дианской Т.П, который составил 28 лет 00 месяцев 28 дней, при требуемом 30 лет.
Из подсчета специального стажа истца исключены следующие периоды с 16 мая 1995 года по 21 ноября 1996 года - отпуск по уходу за ребенком; с 01 ноября 1999 года по 27 июня 2014 года - включен в стаж на соответствующих видах работ в календарном порядке, так как не подтверждается участие в операциях, сведения о наличии структурных подразделений отсутствуют, кроме того, частично в периоде нет подтверждения кода льгот; с 18 ноября 2014 года по 01 июня 2015 года - наименование учреждения не соответствует Списку N781, с 20 марта 2017 года по 15 апреля 2017 года - курсы повышения квалификации, с 11 августа 2018 года по 31 августа 2018 года - работодателем сданы сведения о застрахованном лице без указания кода льгот.
Разрешая спор в части требований истца о включении в льготный стаж периода отпуска по уходу за ребенком с 16 мая 1995 года по 21 ноября 1996 года, суд первой инстанции исходил из того, что данный период не может быть учтен при подсчете специального стажа, дающего право на назначение страховой пенсии по старости досрочно, с учетом изменений, внесенных в трудовое законодательство с 06 октября 1992 года, исключающего такую возможность, о чем также даны разъяснения Министерством труда Российской Федерации в постановлении от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию по выслуге лет", согласно которым в специальный стаж включается отпуск по уходу за ребенком до 06 октября 1992 года.
При рассмотрении требований истца о включении в льготный стаж периода работы, заявленного как с 01 ноября 1999 года по 27 июня 2014 года, суд первой инстанции исходил из того, что в данный период истец работала в разных учреждениях и должностях, часть периода включена ответчиком в подсчет специального стажа в календарном исчислении, исключены периоды отпуска без сохранения заработной платы, курсы повышения квалификации, командировка.
Отказывая во включении в специальный стаж периодов отпусков без сохранения заработной платы с 19 февраля 2003 года по 21 февраля 2003 года, с 04 февраля 2013 года по 06 февраля 2013 года, суд исходил из того, что указанные периоды не входят в рабочее время, так как заработная плата работнику не начисляется, страховые взносы не уплачиваются, в связи с чем периоды не могут быть отнесены к периодам особого характера работ, дающим право на досрочное пенсионное обеспечение.
Установив, что на периоды работы, учтенные пенсионным органом в специальный стаж, приходятся курсы повышения квалификации, учебы и командировки, что являлось должностными обязанностями истца и в этот период за истцом сохранялся средний заработок, уплачивались страховые взносы, суд пришел к выводу о необходимости их включения в стаж, дающий право на назначение истцу пенсии по старости досрочно, с 01 февраля 2006 года по 14 марта 2006 года, с 29 октября 2007 года по 02 ноября 2007 года, 01 февраля 2012 года по 28 февраля 2012 года, с 02 апреля 2012 года по 27 апреля 2012 года, с 20 марта 2017 года по 15 апреля 2017 года. Вместе с тем, оснований для льготного исчисления указанных периодов работы суд не усмотрел, принимая во внимание, что лечебная деятельность осуществлялась истцом в г. Тюмени в должности медицинской сестры медицинской части ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тюменской области, и в ГБУЗ ТО Тюменском областном противотуберкулезном диспансере г. Тюмени.
Также суд не нашел оснований для учета в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 3 месяца работы периода лечебной деятельности истца с 17 декабря 1999 года по 28 декабря 1999 года в должности медсестра-анестезист оперблока хирургического отделения ГБУЗ ТО "Областной противотуберкулезный диспансер" г. Тюмени, поскольку сведений о том, что работа истца проходила в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) не представлено, при этом г. Тюмень к таким административно-территориальным единицам не относится. Поскольку занимаемая истцом должность и учреждение поименованы Списком от 22 сентября 1999 года N 1066, данный период включен судом в специальный стаж в календарном исчислении.
Установив, что в период с 18 ноября 2014 года по 01 июня 2015 года истец работала в должности медицинской сестры отделения функциональной диагностики филиала санатория "Марфинский" ФГКУ "Санаторно-курортный комплекс Подмосковье" Министерства обороны Российской Федерации в селе Марфино Московской области, суд первой инстанции учел данный период в стаж истца, дающий право на досрочную пенсию как 1 год за 1 год и 3 месяца работы.
Требования о включении в специальный стаж в льготном исчислении периода с 11 августа 2018 года по 31 августа 2018 года, когда истец работала в должности медицинской сестры в ГБУ "Шереметьевский реабилитационный центр" г. Долгопрудный Московской области, судом удовлетворено частично, при отсутствии оснований для льготного исчисления согласно требованиям истца, доказательств того, работа истца проходила в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) не представлено.
Поскольку при суммировании периодов специального стажа истца, учтенного пенсионным органом бесспорно как 28 лет 28 дней, с учтенным судом общей продолжительностью 1 год 2 месяца 6 дней, отсутствует необходимая продолжительность 30 лет, суд указал на отсутствие оснований для назначения истцу пенсии досрочно с даты обращения в пенсионный орган 18 июня 2019 года.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций и не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
В кассационной жалобе заявитель приводит доводы о том, что периоды работы с 26 ноября 1996 года по 26 августа 2002 года в должности медицинской сестры процедурной хирургического отделения (с 26 ноября 1996 года по25 декабря 1997 года) и медицинской сестры - анестезиста операционного блока хирургического отделения (с 26 декабря 1997 года по 26 августа 2002 года), с ссылкой на справку N 377-09/20 ГБУ Здравоохранения Тюменской области областной противотуберкулезный диспансер, а также с 15 марта 2006 года по 01 декабря 2008 года в должности старшей медицинской сестры лечебного корпуса Общебольничного персонала в Областном противотуберкулезном диспансере, 01 декабря 2008 года по 16 января 2011 года в должности старшей медицинской сестры общебольничного медицинского персонала в Областном противотуберкулезном диспансере подлежат включению в льготном исчислении 1 год как 1 год и 6 месяцев. С такими доводами нельзя согласиться по следующим основаниям:
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действующей на момент обращения в пенсионный орган - 18 июня 2019 года) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Подпунктом "н" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 были утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно пункту 5 Правил от 29 октября 2002 года N 781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:
а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;
б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1-3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.
Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом "а", так и подпунктом "б" настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.
Приложением к названным Правилам является Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, как год и шесть месяцев.
По пункту 1 Перечня предусмотрена работа в отделениях хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1 - 6, 8, 12, 15, 20, 21, 27 - 30 списка.
Диспансеры, в том числе противотуберкулезные, предусмотрены пунктом 15 Списка от 29 октября 2002 года N781.
Однако в данном перечне в числе наименований должностей указаны должности операционных медицинских сестер, включая старших, медицинских сестер перевязочных в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматологическом, травматолого-ортопедическом, туберкулезном для больных костно-суставным туберкулезом.
Аналогичный порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применялся и при ранее установленном правовом регулировании данных отношений.
Согласно пункту 3 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно Приложению, один год работы засчитывается за один год и 6 месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня.
Диспансеры, в том числе противотуберкулезные, предусмотрены пунктом 14 Списка от 22 сентября 1999 года N 1066.
В перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения, должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как год и шесть месяцев, указаны отделения хирургического профиля стационаров государственных учреждений, предусмотренных пунктами 1-5, 7, 11, 14, 15, 20, 21 Списка, и должности операционных медицинских сестер, включая старших, акушерки, включая старших, медицинские сестры перевязочных.
Указанным требованиям с учетом занимаемой должности в хирургическом отделении истец не соответствует.
Довод истца о том, что работа в должности старшей медицинской сестры лечебного корпуса общебольничного персонала, а также в должности старшей медицинской сестры общебольничного медицинского персонала в противотуберкулезном диспансере подлежит включению в льготном исчислении 1 год как 1 год и 6 месяцев ввиду того, что работа в данной должности подразумевает собой работу во всех отделениях диспансера, в том числе хирургическом, не основан на нормах права и представленных доказательствах.
Кроме того, обращаясь в суд с исковым заявлением, истец просила о включении в подсчет специального стажа периодов лечебной деятельности в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 3 месяца, а не как 1 год за 1 год и 6 месяцев и дело рассмотрено судом в пределах исковых требований истца на основании положений части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Несостоятельна и ссылка истца на, что судом не дана оценка периоду с 01 ноября 1999 года по 27 июня 2014 года, так как при рассмотрении требований истца в указанной части суд первой инстанции исходил из того, что в данный период истец работала в разных учреждениях и должностях, часть периода включена ответчиком в подсчет специального стажа в календарном исчислении, исключены периоды отпуска без сохранения заработной платы, курсы повышения квалификации, командировка.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, оценка всех доказательств, представленных сторонами, судами произведена полно и всесторонне, нормы процессуального права нарушены не были. Исходя из установленных фактических обстоятельств дела суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального права.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 03 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Дианской Татьяны Пантелеймоновны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.