Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Матушкиной Н.В, судей Захаровой С.В, Курчевской С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яцкова Владимира Ивановича, Зайцева Валерия Николаевича, Цыранова Александра Николаевича к Владимирскому отдельскому казачьему обществу войскового казачьего общества "Центральное казачье войско" о признании недействительными решений совета атаманов, решений мандатной комиссии, решений отчетно-выборного круга (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-175/2021)
по кассационной жалобе Яцкова Владимира Ивановича, Зайцева Валерия Николаевича, Цыранова Александра Николаевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 8 сентября 2021 года, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Матушкиной Н.В, объяснения представителя Яцкова Владимира Ивановича ФИО31 поддержавшего доводы жалобы, Петрусенко Михаила Федоровича, возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Яцков В.И, Зайцев В.Н, Цыранов А.Н. обратились в суд с иском к Владимирскому отдельскому казачьему обществу войскового казачьего общества "Центральное казачье войско" (далее - ВЛоКО ЦКВ) в котором просили:
признать недействительным протокол заседания совета атаманов ВЛоКО ЦКВ от 04 июля 2020 г. N 2 в части принятия решений о созыве и проведении 15.08.2020 отчетно-выборного круга (съезда выборных казаков) ВЛоКО ЦКВ, а также времени, месте его проведения, повестке дня и норме представительства от первичных казачьих обществ;
признать недействительным протокол заседания совета атаманов ВЛоКО ЦКВ от 15 августа 2020 г. N3 в части принятия решений вопросам, касающимся проведения 15.08.2020 отчетно-выборного круга (съезда выборных казаков) ВЛоКО ЦКВ;
признать недействительным протокол мандатной комиссии ВЛоКО ЦКВ от 15 августа 2020 г. в полном объеме.
Признать недействительным протокол отчетно-выборного круга (съезда выборных казаков) ВЛоКО ЦКВ от 15 августа 2020 г. N 1 в части:
признания удовлетворительной работы атамана ВЛоКО ЦКВ Петрусенко М.Ф. за отчетный период;
принятия новой редакции устава ВЛоКО ЦКВ;
избрания Петрусенко М.Ф. атаманом ВЛоКО ЦКВ;
избрания первым заместителем (товарищем) атамана ФИО29;
формирования других органов ВЛоКО ЦКВ;
исключение Вязниковского ХКО из структуры ВЛоКО ЦКВ.
Также просили взыскать с ответчика в пользу Яцкова В.И. денежные средства в сумме 300 рублей, потраченные на оплату государственной пошлины по данному делу.
Решением Октябрьского районного суда г. Владимира от 2 апреля 2021 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 8 сентября 2021 года вышеприведенное решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Яцков В.И, Зайцев В.Н, Цыранов А.Н. выражают несогласие с апелляционным определением, считают, что оно вынесено с нарушением с норм материального и процессуального права, выводы суда, изложенные в апелляционном определении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Указывают, что паспорт казачьих обществ по Владимирской области является подложным доказательством, поскольку в нём имеются сведения, не соответствующие действительности, в частности, отсутствует ряд сведения о том, кто является атаманом того или иного казачьего общества, количество членов казачьих организаций в паспорте указано произвольно. Между тем, суд апелляционной инстанции не только не проверил данные доводы истцов, но и взял паспорт за основу при подсчете штатной численности членов первичных казачьих обществ, а также кворума на круге.
Также полагают, что в отношении заседания совета атаманов, оформленного протоколом от 04.07.2020 N2, имели место нарушения, а именно: существенно нарушен порядок созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление его участников; у лиц, выступавших от имени участников собрания, отсутствовали полномочия; нарушено равенство прав участников собрания при его проведении.
Кроме того, такой орган, как "мандатная комиссия" и регламент её работы уставом ВЛоКО ЦКВ не предусмотрены, однако суд апелляционной инстанции представленному протоколу от 15.08.2020 не дал надлежащей правовой оценки. Указывает, что в протоколе отчетно-выборного круга от 15 августа 2020 года отсутствуют сведения о лицах, принимавших в нем участие.
Полагают, что при проведении Совета атаманов от 15.08.2020 отсутствовал кворум, поскольку вместо атаманов Собинского ХКО ФИО13 присутствовал по доверенности первый заместитель атамана ФИО14, Вместо атамана Гороховецкого ХКО - первый заместитель атамана ФИО15, вместо умершего атамана Ковроского ХКО ФИО20 в заседании Совета атаманов принял участие и.о. атамана ФИО16 По мнению истца, присутствие указанных лиц не должно учитываться при определении кворума. Если названных трех лиц не учитывать, то из 13 атаманов присутствовали 8 вместо необходимых 9.
Кроме того, протокол заседания мандатной комиссии ВЛОКО ЦКВ от 15.08.2020 содержит не все необходимые сведения, вследствие чего неправильно определено общее количество выборных казаков. По мнению подателя жалобы у лиц, принимавших участие в работе круга (съезда выборных казаков) ВЛОКО ЦКВ 15.08.2020, отсутствовали полномочия, поскольку мандаты для участия в отчетно-выборном круге ВЛОКО ЦКВ были выданы не выборным казакам, а казакам, прибывшим на круг по собственному желанию.
Также податели жалобы указывают на подложность ряда доказательств, в том числе, двух доверенностей атамана и двух доверенностей и.о. атаманов, двух выписок из протокола круга и паспорта казачьих организаций Владимирской области.
Помимо этого, указывают, что вывод суда о том, что представитель Вязниковского ХКО извещен о дате, месте и времени проведения отчетно-выборного круга посредство направления заказного письма по адресу общества, указанному в ЕГРЮЛ, является не верным.
На кассационную жалобу поступили возражения представителя ВЛОКО ЦКВ ФИО17, в которых он просил оставить обжалуемое апелляционное определение без изменения, кассационную жалобу истцов - без удовлетворения. Указывает на наличие кворума на Советах атаманов, состоявшихся 04.07.2020 и 15.08.2020, а также Круге 15.08.2020.
В частности указывает, что из протокола заседания расширенного Совета атаманов ВлОКО ВКО "ЦКВ" следует, что в заседании Совета атаманов 4.07.2020 принимали участие атаманы Собинского ХКО, Радужного ХКО, ХКО Муромец", Петушинского ХКО, Камешковского ХКО, Кольчугинского ХКО, Гороховецкого ХКО, а также атаман ВлОКО ЦКВ Петрусенко М.Ф. и его первый заместитель (товарищ атамана) ФИО18
То есть, за исключением казачьих обществ, не являющихся членами ВлОКО ВКО "ЦКВ" - Боголюбовское и Судогодское ХКО, а также неявившихся атаманов Юрьев-Польского и Вязниковского ХКО, и исключенных в связи с отсутствием полномочий Александровского СТО и Ковровского ХКО, общее количество лиц принимавших участие в Совете составило - 9, при общем количестве членов Совета - 13, следовательно, необходимый п. 4 5 Устава ВлОКО ВКО "ЦКВ" кворум имелся.
Из протокола заседания расширенного Совета атаманов ВлОКО ВКО "ЦКВ" от 15.08.2020 в заседании Совета атаманов принимали участие: атаманы Александровского СКО, Собинского ХКО, Радужного ХКО, ХКО Муромец, Петушинского ХКО, Камешковского ХКО, Кольчугинского ХКО, первые заместители (товарищи) атаманов Собинского и Горовецкого ХКО, а также атаман ВлОКО ЦКВ Петрусенко М.Ф. и его первый заместитель (товарищ атамана) ФИО18
То есть, за исключением казачьих обществ, не являющихся членами ВлОКО ВКО "ЦКВ" - Боголюбовское и Судогодское ХКО, а также неявившихся атаманов Юрьев-Польского и Вязниковского ХКО, и исключенного в связи с отсутствием полномочий Ковровского ХКО, общее количество лиц,, принимавших участие в Совете составило - 10, при общем количестве членов Совета - 13, следовательно, необходимый п.45 Устава ВлОКО ЦКВ кворум также имелся.
Кроме того, Уставами Собинского (п.6.22 Устава) и Гороховецкого ХКО (п. 5.22 Устава) поименованы должности заместителей (товарищей) атаманов и круг их полномочий, позволявших принимать участие в указанных Советах.
Помимо этого, не имеется (отсутствуют) оснований о признании ничтожности либо недействительности решений, принятых по результатам проведенного 15.08.2020 отчетно-выборного Круга ВлОКО ВКО "ЦКВ" по следующим причинам.
Из Устава ВлОКО ВКО "ЦКВ" следует, что Круг является высшим представительным органом правления общества - съездом выборных казаков от каждого первичного казачьего общества по норме представительства членов казачьих обществ определяемой Советом атаманов, исходя из общей численности ВлОКО ВКО "ЦКВ" и числа, входящих в его состав первичных казачьих обществ (п.33 Устава).
Вне квоты принимают участие Совет стариков (3 члена), а также атаман ВлОКО ВКО "ЦКВ" и его первый заместитель (товарищ атамана).
Выборные казаки избираются на кругах первичных казачьих обществ, входящих в состав ВлОКО ЦКВ открытым голосованием в порядке, определяемом Советом атаманов ВлОКО ВКО "ЦКВ" (п.34 Устава).
В соответствии с протоколами Кругов первичных казачьих обществ, входящих в состав ВлОКО ВКО "ЦКВ", для участие в Круге на 15.08.2020 избраны и делегированы по 3 члена от этих первичных казачьих обществ (Собинского, Радужный, Муромец; Петушинского, Камешковского, Кольчугинского, Гороховецкого, Ковровского) и 5 членов от Александровского СТО, итого 29 членов из числа первичных обществ, входящих в состав ВлОКО ВКО "ЦКВ". Учитывая штатную численность первичных обществ казаков, согласно паспорта казачьих обществ, от Вязниковского ХКО участие в круге имели возможность принять участие 3 члена, от Юрьев-Польского ХКО только 1 член. Таким образом, общее количество выборных казаков составило 33 человека, с учетом Совета стариков, атамана ВлОКО ВКО "ЦКВ" и его первого заместителя (товарища атамана) 38 человек. Необходимый кворум должен составлять не менее двух третей, следовательно, 25 членов.
Согласно списку и ведомости регистрации членов первичных казачьих обществ, входящих в состав ВлОКО ВКО "ЦКВ" прибывших для участия в отчетно-выборном круге на 15.08.2020, в нем приняли участие от хуторских казачьих обществ Собинского, Радужный, Муромец, Петушинского, Камешковского, Кольчугинского, Гороховецкого, Ковровского и от Александровского станичного казачьего общества, а также от Совета стариков и от ВлОКО ЦКВ в лице атамана и его первого заместителя (товарища атамана) более 25 членов необходимых для кворума.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, законность апелляционного определения, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 04 июля 2020 г. состоялось расширенное заседание Совета атаманов ВЛоКО ЦКВ, решения которого оформлены протоколом N2, в том числе, принято решение о проведении 15 августа 2020 г. отчетно-выборного круга (съезда выборных казаков) ВЛоКО ЦКВ, а также времени, месте его проведения, повестке дня и норме представительства от первичных казачьих обществ.
Из протокола заседания Совета атаманов от 04 июля 2020 г. N2 следует, что на нем отсутствовали атаманы Вязниковского ХКО Яцков В.И, Александровского ХКО ФИО19, Ковровского ХКО ФИО20 и Юрьев- Польского ХКО ФИО21, вместо ФИО19, участвовал атаман ВЛоКО ЦКВ Петрусенко М.Ф, вместо ФИО20 - по доверенности от и.о. атамана ФИО23, начальник штаба ВЛоКО ЦКВ ФИО22
Согласно пункту 42 действующего Устава ВЛоКО ЦКВ в Совет атаманов по должности входят: атаман ВЛоКО ЦКВ и атаманы первичных казачьих обществ, входящих в состав ВЛоКО ЦКВ. Совет атаманов утверждается Кругом ВЛоКО ЦКВ сроком на пять лет.
Участие в заседаниях Совета атаманов лиц, не являющихся членами совета атаманов, в том числе по доверенностям, не предусмотрено Уставом ВЛоКО ЦКВ. ФИО23, выдавший доверенность ФИО22, является заместителем (товарищем) атамана Ковровского ХКО и согласно уставу может временно исполнять обязанности атамана только по доверенности, выданной самим атаманом. Однако атаман Ковровского ХКО ФИО20 скончался 03 февраля 2020 г. Согласно Уставу Ковровского ХКО атаман является лицом выборным. Однако сведений об избрании атаман Ковровского ХКО в материалы дела не представлено.
В заседании Совета атаманов принял участие с правом решающего голоса представитель Судогодского хуторского казачьего общества по доверенности ФИО24, однако Судогодское ХКО, согласно его Уставу, не входит в структуру ВЛоКО ЦКВ, не могло принимать участие в голосовании.
В протоколе также указано: отсутствовали: ХКО "Боголюбовское" - атаман ФИО25 и его первый заместитель (товарищ) атамана ФИО26 находились на рабочем месте и присутствовать не смогли из-за занятости; Вязниковское ХКО - атаман ФИО27 - присутствовать не смог из-за занятости.
ХКО "Боголюбовское" не зарегистрировано в качестве юридического лица. А ФИО27 - не является атаманом Вязниковского ХКО, поскольку в установленном порядке данные изменения как на момент принятия оспариваемых решений, так и на момент рассмотрения дела не были внесены в ЕГРЮЛ.
Согласно данным ЕГРЮЛ и Управления Минюста России по Владимирской области атаманом Вязниковского ХКО является истец Яцков В.И.
У третьих лиц, выступавших от имени участников заседания Совета атаманов: Петрусенко М.Ф. - от имени атамана Александровского ХКО; ФИО22 - от имени атамана Ковровского ХКО и ФИО24 - от имени атамана Судогодского ХКО, отсутствовали полномочия.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции установил, что, как следует из протокола от 04 июля 2020 г. (за вычетом лиц, не имеющих соответствующих полномочий), на заседании Совета атаманов присутствовали 8 его членов.
Кроме того, 15 августа 2020 г. состоялось заседание Совета атаманов, решения которого оформлены протоколом N3. Из текста протокола следует, что на нем отсутствовали атаманы Вязниковского ХКО Яцков В.И, Ковровского ХКО ФИО20 (скончался 03 февраля 2020 г.) и Юрьев-Польского ХКО ФИО21
Представленный в материалы дела протокол заседания расширенного Совета атаманов ВЛоКО ЦКВ от 15 августа 2020 г. N3 содержит сведения о присутствующих атамане Судогодского хуторского казачьего общества (не входит в состав ВЛоКО ЦКВ), и.о. атамане Ковровского хуторского казачьего общества ФИО16, сведения о котором не содержаться в ЕГРЮЛ, о представителе ХКО "Боголюбовское", которое не зарегистрировано в ведомственном реестре некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции по Владимирской области, и в ЕГРЮЛ.
Вместо атамана Собинского ХКО ФИО13 по доверенности присутствовал первый заместитель (товарищ) атамана ФИО14, вместо атамана Гороховецкого ХКО по доверенности - первый заместитель (товарищ) атамана ФИО15 Должности как "первый заместитель (товарищ) атамана" уставами Ковровского ХКО и Гороховецкого ХКО не предусмотрены. Участие в заседаниях совета атаманов лиц, не являющихся членами совета атаманов, в том числе по доверенностям, не предусмотрено Уставом ВЛОКО ЦКВ.
Вместо умершего атамана Ковровского ХКО ФИО20 в заседании совета атаманов принимал участие и.о. атамана ФИО16 Согласно Уставу Ковровского ХКО атаман является лицом выборным. Однако до настоящего времени новый атаман не избран, а ФИО16 не только не является исполняющим обязанности атамана, но, не является и членом Ковровского ХКО, т.к. не зарегистрирован по месту жительства на территории г. Коврова или Ковровского района.
Одиннадцатым участником заседания совета атаманов числится ФИО18, - по доверенности от ХКО "Боголюбовское", который является членом Хуторского казачьего общества "Камешковское". Кроме того, ХКО "Боголюбовское" не входит в структуру ВЛоКО ЦКВ, поскольку не зарегистрировано в качестве юридического лица.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что как следует из протокола от 15 августа 2020 г. (за вычетом лиц, не имеющих соответствующих полномочий), на заседании Совета атаманов присутствовали 8 его членов.
В протоколе заседания мандатной комиссии от 15 августа 2020 г. отсутствуют следующие сведения: дата и номер документа, послужившего основанием для формирования мандатной комиссии, количестве и персональном составе ее членов; о количестве и списке первичных казачьих обществ, входящих в структуру ВЛоКО ЦКВ; о количестве и списочном составе выборных казаков по всем первичным казачьим обществам, входящим в структуру ВЛоКО ЦКВ; даты и номера протоколов первичных казачьих обществ, согласно которым избраны представители (выборные казаки) для участия в отчетно-выборном круге (съезде выборных казаков) ВЛоКО ЦКВ; список прибывших и зарегистрированных казаков от каждого первичного казачьего общества.
Кроме того, Уставом ВЛоКО ЦКВ не предусмотрено наличие такого органа как мандатная комиссия, условия и правила ее функционирования.
В протоколе отчетно-выборного круга (съезда выборных казаков) от 15 августа 2020 г. N1 отсутствуют сведения о лицах, принимавших в нем участие.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, о том, что атаман Вязниковского ХКО Яцков В.И. не был извещен о времени, месте и вопросах повестки дня заседаний Совета атаманов от 04 июля и 15 августа 2020 г, а также о принятых Советом атаманов решениях. Заседания Совета атаманов от 04 июля и 15 августа 2020 г. были неправомочными по причине отсутствия кворума, признав указанные решения ничтожными.
Кроме того, в силу допущенных существенных нарушений при составлении протокола круга, решения отчетно-выборного круга (съезда выборных казаков) ВЛоКО ЦКВ от 15 августа 2020 (протокол N 1) суд первой инстанции признал ничтожными.
В связи с установленной судом неправомочностью Совета атаманов от 15 августа 2020 г, решение мандатной комиссии Владимирского отдельского казачьего общества войскового казачьего общества "Центральное казачье войско", оформленное протоколом от 15 августа 2020 г. без номера, суд признал недействительным в полном объеме.
С указанными выводами не согласился суд апелляционной инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции, и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7 ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ) настоящий Федеральный закон применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, постольку, поскольку иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно ст. 6.2 названного Федерального закона казачьими обществами признаются формы самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества. Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.
Казачье общество вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.
Имущество, переданное казачьему обществу его членами, а также имущество, приобретенное за счет доходов от его деятельности, является собственностью казачьего общества. Члены казачьего общества не отвечают по его обязательствам, а казачье общество не отвечает по обязательствам своих членов.
Особенности правового положения казачьих обществ, их создания, реорганизации и ликвидации, управления казачьими обществами определяются законодательством Российской Федерации.
В частности, правовая и организационная основы государственной службы российского казачества закреплены в Федеральном законе от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" (Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ российское казачество - граждане Российской Федерации, являющиеся членами казачьих обществ; казачье общество - форма самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества в соответствии с федеральным законодательством (некоммерческая организация).
Казачье общество создается в виде хуторского, станичного, городского, районного (юртового), окружного (отдельского) или войскового казачьего общества, члены которого в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы.
Управление казачьим обществом осуществляется высшим органом управления казачьего общества, атаманом казачьего общества, а также другими органами управления казачьего общества, образуемыми в соответствии с уставом казачьего общества.
Казачье общество в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежит внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации; хуторское, станичное, городское казачье общество - первичное объединение граждан Российской Федерации и членов их семей - жителей одного или нескольких сельских и городских поселений либо иных населенных пунктов, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы; районное (юртовое) казачье общество - казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения хуторских, станичных и городских казачьих обществ; окружное (отдельское) казачье общество - казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения районных (юртовых) казачьих обществ и хуторских, станичных и городских казачьих обществ, не входящих в состав районных (юртовых) казачьих обществ; войсковое казачье общество - казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения окружных (отдельских) казачьих обществ и осуществляет свою деятельность на территориях двух и более субъектов Российской Федерации либо на территории одного субъекта Российской Федерации, который образован в результате объединения двух и более субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3.1 Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 1992 г. N 632 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов в отношении казачества" предусмотрено, что казачьи общества действуют в соответствии с уставами, принимаемыми высшими органами соответствующих казачьих обществ.
В силу п. 2 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).
Статьей 28 упомянутого Федерального закона установлено, что структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а в отношении казенного или бюджетного учреждения - также в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования или в случаях, установленных федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, - нормативными правовыми актами иных органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ст. 65.1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с п. 1 ст. 65.3 настоящего Кодекса, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), нотариальные палаты, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.
В связи с участием в корпоративной организации ее участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 2 ст. 65.1 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 65.2 Гражданского кодекса Российской Федерации участники корпорации (участники, члены, акционеры и т.п.) вправе обжаловать решения органов корпорации, влекущие гражданско-правовые последствия, в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом.
Участники корпорации могут иметь и другие права, предусмотренные законом или учредительным документом корпорации.
Согласно п. 1 ст. 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации высшим органом корпорации является общее собрание ее участников. В некоммерческих корпорациях и производственных кооперативах с числом участников более ста высшим органом может являться съезд, конференция или иной представительный (коллегиальный) орган, определяемый их уставами в соответствии с законом. Компетенция этого органа и порядок принятия им решений определяются настоящим Кодексом, другими законами и уставом корпорации.
В силу п. 2 ст. 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другим законом, к исключительной компетенции высшего органа корпорации относятся, в том числе, определение приоритетных направлений деятельности корпорации, принципов образования и использования ее имущества; утверждение и изменение устава корпорации; определение порядка приема в состав участников корпорации и исключения из числа ее участников, кроме случаев, если такой порядок определен законом; образование других органов корпорации и досрочное прекращение их полномочий, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации; утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности корпорации, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации.
Законом и учредительным документом корпорации к исключительной компетенции ее высшего органа может быть отнесено решение иных вопросов.
Вопросы, отнесенные настоящим Кодексом и другими законами к исключительной компетенции высшего органа корпорации, не могут быть переданы им для решения другим органам корпорации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другим законом.
В соответствии с Уставом Владимирского отдельского казачьего общества Войскового казачьего общества "Центральное Казачье Войско" (далее - ВЛоКО ЦКВ) (пункты 1, 2, 8 - 11), утвержденным губернатором Владимирской области 18 октября 2010 г. (редакция действующая на момент спорных правоотношений), настоящий Устав распространяется на казачье общество "Владимирское отдельское казачье общество", являющееся областным подразделением, а также на входящие в его состав хуторские, станичные, городские районные казачьи общества (далее - первичные казачьи общества).
ВЛоКО ЦКВ создано путем объединения хуторских, станичных, городских, районных казачьих обществ, осуществляющих свою деятельность на территории Владимирской области, члены которых в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы. ВЛоКО ЦКВ создано путем объединения Махрищенского хуторского казачьего общества Александровского района, Петушинского хуторского казачьего общества Петушинского района. В дальнейшем по мере формирования в состав ВЛоКО ЦКВ войдут казачьи общества всех районов Владимирской области. ВЛоКО ЦКВ является юридическим лицом - некоммерческой организацией (п. п. 4, 5, 9 Устава).
Деятельность отдельского казачьего общества осуществляется, в числе прочего, на основе принципов добровольности, равноправия, законности, уважения прав и свобод человека и гражданина (п.6 Устава).
Атаман ВЛоКО ЦКВ является высшим должностным лицом и осуществляет общее руководство деятельностью ВЛоКО ЦКВ.
По данным выписки из ЕГРЮЛ, сведений Управления Минюста России по Владимирской области, атаманом отдельского общества с 17 ноября 2010 г. является Петрусенко М.Ф.
ВЛоКО ЦКВ состоит из хуторских, станичных, городских и районных казачьих обществ в рамках административного деления Владимирской области. Деятельность хуторских, станичных, городских и районных казачьих обществ, входящих в состав ВЛоКО ЦКВ, осуществляется на основании уставов, принятых высшими представительными органами (далее кругами) этих казачьих обществ в соответствии с Уставом (п. 12 Устава).
Согласно п. 19 Устава членами ВЛоКО ЦКВ являются члены нижестоящих обществ, входящих в его состав, по месту жительства. Если по месту жительства первичное казачье общество не созданы, казаки имеют право быть членами существующих казачьих обществ, входящих в состав ВЛоКО ЦКВ.
Члены первичных казачьих обществ одновременно являются членами ВЛоКО ЦКВ и Войскового казачьего общества "Центральное казачье войско".
Члены отдельского казачьего общества, в числе прочего, имеют право избирать и быть избранными на выборную должность в органы управления; участвовать в уставной деятельности ВЛоКО ЦКВ; носить в установленном порядке традиционную казачью форму одежды установленного образца; в случае изменения места жительства переходить в другое первичное казачье общество по согласованию с атаманом указанного казачьего общества на основании отзыва атамана первичного казачьего общества по прежнему месту жительства, предоставляющего возможность исключения назначения испытательного срока и подтверждающего чина казака (п.23 Устава ВЛоКО ЦКВ).
Пунктами 32, 42 Устава установлено, что органами управления ВЛоКО ЦКВ являются: Круг - съезд выборных казаков от каждого первичного казачьего общества; Совет атаманов ВЛоКО ЦКВ - руководящий коллегиальный орган в период между кругами. К исключительной компетенции Круга относятся вопросы, в том числе образование органов управления ВЛоКО ЦКВ, избрание по представлению атамана ВЛоКО ЦКВ первого заместителя (товарища) атамана; изменение состава ВЛоКО ЦКВ (включение либо исключение из состава ВЛоКО ЦКВ казачьих обществ); рассмотрение и утверждение ежегодных отчетов о деятельности ВЛоКО ЦКВ, в том числе, об исполнении казаками принятых на себя обязательств по несению государственной или иной службы; рассмотрение и утверждение отчетов атамана ВЛоКО ЦКВ, правления, ревизионной комиссии (п.п.38, 40 Устава). Основные полномочия Совета атаманов определены п. 44 Устава, к которым, наряду с другими, относится утверждение даты созыва и места проведения круга ВЛоКО ЦКВ; определение нормы представительства членов казачьих обществ на Круге ВЛоКО ЦКВ и порядка избрания выборных казаков; иных вопросов, не входящих в исключительную компетенцию Круга ВЛоКО ЦКВ.
Проведение Круга правомочно, если на нем присутствует не менее 2/3 выборных казаков, а также православный священник. Решение Круга ВЛоКО ЦКВ по вопросам, отнесенным Уставом к исключительной компетенции, а также о внесении изменений и дополнений в Устав ВЛоКО ЦКВ принимаются не менее чем 2/3 голосов выборных казаков, по иным вопросам - большинством голосов от общего числа выборных казаков (п.41, 77 Устава). Заседание Совета атаманов считается правомочным при условии присутствия на нем не менее чем 2/3 его членов. Решения Совета атаманов принимаются большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании членов Совета атаманов (п. 45 Устава).
Как следует из паспорта казачьих обществ по Владимирской области, по состоянию на 01 августа 2020 г. в состав ВЛоКО ЦКВ входили 11 казачьих обществ: Александровское СКО, Собинское ХКО, Вязниковское ХКО, Радужное ХКО, ХКО "Муромец", Ковровское ХКО, Петушинское ХКО, ХКО "Камешковское", Кольчугинское ХКО, Гороховецкое ХКО, не внесенное в ГРКО Юрьев-Польское ХКО.
Иные, указанные как "не внесенные в ГРКО: Судогодское ХКО, ХКО Боголюбовское - не являются структурными подразделениями ВЛоКО ЦКВ: Судогодское ХКО - по причине отсутствия указания на это в его Уставе, ХКО Боголюбовское - по причине отсутствия государственной регистрации в качестве юридического лица.
В соответствии с Уставом Вязниковского хуторского казачьего общества (принят решением казачьего круга от 18 июля 2015 г. протокол N2) указанное первичное общество является юридическим лицом, некоммерческой организацией, структурным подразделением ВЛоКО ЦКВ, а также войскового казачьего общества "Центральное казачье войско". Члены казачьего общества являются членами ВЛоКО ЦКВ, а также войскового казачьего общества "Центральное казачье войско". Органом управления являются круг (общее собрание казаков), атаман и его заместитель (товарищ), правление (п.п. 1.7, 2.1, 4.3, 6.2 Устава).
Согласно выписки из ЕГРЮЛ, сведений Управления Минюста России по Владимирской области, лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени Вязниковского ХКО в период с 18 декабря 2012 г. по настоящее время, является Яцков В.И. - атаман указанного первичного общества на основании протокола отчетно-выборного круга от 24 декабря 2017 г. N4 (избран на 5 лет). Сведения о признании недействительным решения общего собрания казаков об избрании Яцкова В.И. в материалы дела не представлены.
Как следует из данных Управления Минюста России по Владимирской области, Вязниковское ХКО, включено в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.
Из протокола заедания расширенного Совета атаманов Владимирского отдельского казачьего общества Войскового казачьего общества "Центральное казачье войско" усматривается, что в заседании Совета атаманов 04 июля 2020 г. принимали участие атаманы Собинского ХКО, Радужного ХКО, ХКО Муромец", Петушинского ХКО, Камешковского ХКО, Кольчугинского ХКО, Гороховецкого ХКО, а также атаман ВЛоКО ЦКВ Петрусенко М.Ф. и его первый заместитель (товарищ атамана) ФИО18
Таким образом, за исключением казачьих обществ, не являющихся членами ВЛоКО ЦКВ - Боголюбовское и Судогодское ХКО, а также неявившихся атаманов Юрьев-Польского и Вязниковского ХКО и исключенных в связи с отсутствием полномочий Александровского СТО и Ковровского ХКО, общее количество лиц принимавших участие в Совете составило - 9, при общем количестве членов Совета - 13, следовательно, необходимый п.45 Устава ВЛоКО ЦКВ кворум имелся.
Из протокола заедания расширенного Совета атаманов Владимирского отдельского казачьего общества Войскового казачьего общества "Центральное казачье войско", в заседании Совета атаманов 15 августа 2020 г. принимали участие атаманы Александровского ХКО, Собинского ХКО, Радужного ХКО, ХКО Муромец, Петушинского ХКО, Камешковского ХКО, Кольчугинского ХКО, первые заместители (товарищи) атаманов Собинского и Горовецкого ХКО, а также атаман ВЛоКО ЦКВ Петрусенко М.Ф. и его первый заместитель (товарищ атамана) ФИО18
Таким образом, за исключением казачьих обществ, не являющихся членами ВЛоКО ЦКВ - Боголюбовское и Судогодское ХКО, а также неявившихся атаманов Юрьев-Польского и Вязниковского ХКО и исключенных в связи с отсутствием полномочий Ковровского ХКО, общее количество лиц принимавших участие в Совете составило - 10, при общем количестве членов Совета - 13, следовательно, необходимый п.45 Устава ВЛоКО ЦКВ кворум также имелся.
При этом судом первой инстанции оставлено без внимания, что Уставами Собинского (п.6.22 Устава) и Гороховецкого ХКО (п. 5.22 Устава) поименованы должности заместителей (товарищей) атаманов и круг их полномочий, позволявших принимать участие в указанном Совете.
Учитывая приведенные по делу обстоятельства вывод суда первой инстанции об отсутствии кворума на заседаниях Совета атаманов от 04 июля и 15 августа 2020 г, является ошибочным.
Также суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 181.1-181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации, не нашел оснований для признания ничтожности либо недействительности решений принятых по результатам проведенного 15 августа 2020 г. отчетно-выборного Круга Владимирского отдельского казачьего общества Войскового казачьего общества "Центральное казачье войско" по следующим основаниям.
Как следует из Устава ВЛоКО ЦКВ, Круг является высшим представительным органом правления общества - съездом выборных казаков от каждого первичного казачьего общества по норме представительства членов казачьих обществ определяемой Советом атаманов, исходя из общей численности ВЛоКО ЦКВ и численности входящих в его состав первичны казачьих обществ (п.33 Устава).
Вне квоты принимают участие Совет стариков - три человека, а также атаман ВЛоКО ЦКВ и его первый заместитель.
Выборные казаки избираются на кругах первичных казачьих обществ, входящих в состав ВЛоКО ЦКВ открытым голосованием в порядке определяемом Советом атаманов ВЛоКО ЦКВ (п.34 Устава).
Согласно представленным в материалы дела выпискам из протоколов Кругов первичных хуторских казачьих обществ, входящих в состав ВЛоКО ЦКВ для участие в Круге 15 августа 2020 г. были избраны и делегированы по три казака от хуторских казачьих обществ Собинского, Радужный, Муромец, Петушинского, Камешковского, Кольчугинского, Гороховецкого, Ковровского и пять казаков от Александровского станичного казачьего общества, итого 29 казаков.
Учитывая штатную численность казаков, согласно паспорту казачьих обществ, от Вязниковского ХКО участие в круге имели возможность принять участие три человека, от Юрьев-Польского ХКО один человек.
Таким образом, общее количество выборных казаков составило 33 человека, с учетом Совета стариков, атамана ВЛоКО ЦКВ и его первого заместителя 38 человек. Необходимый кворум должен составлять не менее двух третей, следовательно, 25 человек.
Согласно списку и ведомости регистрации казаков прибывших для участия в отчетно-выборном круге 15 августа 2020 г, в нем приняли участие от хуторских казачьих обществ Собинского, Радужный, Муромец, Петушинского, Камешковского, Кольчугинского, Гороховецкого, Ковровского и от Александровского станичного казачьего общества, а также от Совета стариков и от ВЛоКО ЦКВ в лице атамана и его первого заместителя более 25 человек необходимых для кворума.
Таким образом, в отчетно-выборном круге 15 августа 2020 г. кворум имелся.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку суд апелляционной инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права. Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им была дана правильная оценка.
Довод кассационной жалобы о том, что судом апелляционной инстанции необоснованно принят в качестве доказательства "Паспорт казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ, и общественных объединений казаков по состоянию на 01.08.2020", подлежит отклонению.
В соответствии с п.5 ст.2 Федерального закона Российской Федерации от 05.12.2005 N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" (Далее-Закон РФ "О государственной службе российского казачества") - окружное (отделъское) казачье общество - казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения районных (юртовых) казачьих обществ и хуторских, станичных и городских казачьих обществ, не входящих в состав районных (юртовых) казачьих обществ.
В соответствии с п.2 ст.6 Закона РФ "О государственной службе российского казачества" ведение государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации осуществляется органом, уполномоченным в области ведения реестра, и его территориальными органами, то есть Министерством Юстиции Российской Федерации.
В соответствии с п.8 ст.6 Закона РФ "О государственной службе российского казачества" - казачье общество, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, ежегодно представляет в орган, уполномоченный в области ведения реестра, или в его территориальный орган сведения об общей численности членов казачьего общества, о фиксированной численности его членов, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, по форме и в сроки, которые определяются органом, уполномоченным в области ведения реестра.
Внесение изменений в сведения о казачьем обществе, содержащиеся в государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации, предусмотрено п. 10 ст.6 Закона РФ "О государственной службе российского казачества" и аналогично по срокам в соответствии с п.8 ст.6 указанного закона.
Паспорт казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ, и общественных объединений казаков является официальным документом, содержащим сформированные сведения о численности казачьих обществ, внесенных в государственный реестр и общественных объединений казаков имеющихся на территории Владимирской области по состоянию на 01.08.2020, и находится в уполномоченном органе - Департаменте региональной политики Владимирской области. Паспорт обновляется ежегодно на основании предоставляемых отчетов казачьими обществами. При возникновении сомнений в подлинности сведений, предоставляемых в отчетах Департаменту региональной политики Владимирской области, либо при поступлении жалоб (заявлений) от граждан, организаций, органов исполнительной власти, членов казачьих обществ, указанный уполномоченный орган вправе произвести проверку сведений, в случае обнаружения признаков подложности принять меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Вопреки доводам жалобы каких-либо признаков подложности Паспорта казачьих обществ не установлено.
Департамент региональной политики Владимирской области (Далее - Департамент) - является исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, отвечающим за формирование и проведение на территории субъекта государственной политики и определение стратегических приоритетов в сфере взаимодействия Губернатора области, в том числе с этнокультурными объединениями, национально-культурными автономиями, религиозными организациями, казачьими обществами в рамках реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Владимирской области.
К полномочиям Департамента, в том числе относятся сбор, анализ и обобщение информации о деятельности реестровых казачьих обществ на территории Владимирской области, взаимодействие с указанными обществами как одно из стратегических направлений государственной политики в рамках поддержания общественно-политической стабильности и прогнозирования развития политических процессов на территории области.
С этой целью в Департаменте формируется паспорт казачьих обществ (являющийся официальным и достоверным источником), содержащий сведения по форме ГРКО-1, утвержденной приказом Министерства Юстиции Российской Федерации от 13.10.2011 N 355 "Об утверждении порядка ведения государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации", обновляемые в силу закона (п.8 ст.6 Закона РФ "О государственной службе российского казачества") ежегодно.
Судом апелляционной инстанции обоснованно установлено, что по состоянию на рассматриваемый период в состав BЛoKO ВКО "ЦКВ" входили 11 казачьих обществ: Александровское СКО, Собинское ХКО, Вязниковское ХКО, Радужное ХКО, ХКО "Муромец"; Ковровское ХКО, Петушинское ХКО, ХКО "Камешковское", Кольчугинское XKЩ Гороховецкое ХКО, не внесенное в ГРКО Юрьев-Польское ХКО. Иные, указанные как "не внесенные в ГРКО: Судогодское ХКО, ХКО Боголюбовское - не являются структурными подразделениями BЛoKO ВКО "ЦКВ": Судогодское ХКО - по причине отсутствия указания на это в его Уставе, ХКО Боголюбовское - по причине отсутствия государственной регистрации в качестве юридического лица.
Иные общества и организации (перечисленные в кассационной жалобе: Владимирское региональное отделение общероссийской общественной организации по развитию казачества "Союз казаков-воинов России и зарубежья"; региональное отделение Политической партии "Казачья партия Российской Федерации" во Владимирской области), не входят в состав ВлОКО ВКО "ЦКВ" и не должны учитываться при подсчете кворума.
Таким образом, доводы истцов о не соответствии действительности и подложности Паспорта казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ, и общественных объединений казаков по состоянию на 01.08.2020" являются необосновнаными.
Доводы истцов о неправомерности принятия решения ВлОКО ВКО "ЦКВ" об исключении из своего состава Вязниковского ХКО является несостоятельным, поскольку согласно п. 38 Устава ВлОКО ВКО "ЦКВ" к компетенции Круга помимо прочего относятся вопросы изменения состава ВлОКО ВКО "ЦКВ", включение в состав, либо исключение из его состава казачьих обществ.
В повестку дня Круга был включен вопрос: Об изменении состава ВлОКО ЦКВ (включение в состав, либо исключение из состава ВлОКО ЦКВ первичных казачьих организаций).
Доводы жалобы о том, что в Уставе ВЛОКО ВКО "ЦКВ" отсутствует понятие, предусматривающее выдачу доверенностей на представительство в интересах юридического лица, подлежит отклонению.
Поскольку возможность выдачи доверенности на представление интересов юридического лица предусмотрена ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации, то вопреки доводам жалобы в Уставах юридических лиц может не содержаться дополнительное указание о порядке выдачи доверенности.
Доводы жалобы об отсутствии кворума на Советах атаманов, состоявшихся 04.07.2020 и 15.08.2020, а также Круге 15.08.2020, были предметом тщательного анализа и оценки суда апелляционной инстанции.
Выводы суда апелляционной инстанции о том, что кворум на Советах атаманов, состоявшихся 04.07.2020 и 15.08.2020, а также Круге 15.08.2020 имелся, изложены выше и подробно мотивированы судом.
Суд кассационной инстанции полностью соглашается с выводами суда апелляционной инстанции в этой части.
Доводы жалобы о том, что члены Вязниковского ХКО не были уведомлены о предстоящем отчетно-выборном круге ВлОКО ВКО "ЦКВ" на 15.08.2020, также не обоснованы.
Само по себе отсутствие извещения Яцкова В.И. по месту его жительства ("адрес") о предстоящем проведении отчетно-выборного Круга, назначенном в установленном порядке на 15.08.2021, не может являться основанием для отмены его результатов, так как Вязниковское ХКО извещалось о дате, месте и времени проведения отчетно-выборного круга, посредством направления заказного письма по адресу общества указанному в ЕГРЮЛ (г.Вязники, ул. Текстильная, 13).
Кроме того, поскольку извещение юридического лица возможно путем вручения уведомления уполномоченному должностному лицу юридического лица, в этой связи судом проанализированы действия ответчиков по извещению Вязниковского ХКО о дате, месте и времени проведения отчетно-выборного круга.
Согласно представленному представителем Вязниковского ХКО суду апелляционной инстанции списку членов Вязниковского ХКО (по состоянию на 15.08.2020), в его состав входит казак ФИО27, который наравне с представителями других казачьих обществ, согласно имеющимся в материалах дела сведениям извещался посредством направления извещений о заседаниях Совета атаманов от 04.07.2020 и 15.08.2020, и отчетно-выборного Круга от 15.08.2020 по адресу электронной почты (т.2 л.д.190, 192, 195).
Также в материалах дела имеется коллективное письмо казаков, в том числе ФИО27, в котором указано, что все оспариваемые истцами решения Совета атаманов и отчетно-выборного Круга до них доведены (Т.2 л.д.66).
Фактически истец Яцков В.И. ссылается на наличие разногласий между членами Вязниковского ХКО, в результате чего казаки Вязниковского ХКО, в том числе ФИО32, не довели до него полученную информацию о заседаниях Совета атаманов от 04.07.2020 и 15.08.2020, и отчетно-выборного Круга от 15.08.2020, а также на неполучение им заказного письма с извещением, направленного по адресу Вязниковского ХКО, указанному в ЕГРЮЛ.
Согласно п. 109 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" решение собрания не может быть признано недействительным в силу его оспоримости при наличии совокупности следующих обстоятельств: голосование лица, права которого затрагиваются этим решением, не могло повлиять на его принятие, и решение не может повлечь существенные неблагоприятные последствия для этого лица (п.4 ст. 181.4 ГК РФ).
К существенным неблагоприятным последствиям относятся нарушения законных интересов как самого участника, так и гражданско-правового сообщества, которые могут привести, в том числе к возникновению убытков, лишению права на получение выгоды от использования имущества гражданско-правового сообщества, ограничению или лишению участника возможности в будущем принимать управленческие решения или осуществлять контроль за деятельностью гражданско-правового сообщества.
Отсутствие одного из перечисленных условий исключает признание оспариваемого решения недействительным.
Следовательно, отсутствие извещения одного из участников собрания не является безусловным основанием для признания решения собрания недействительным.
Вместе с тем, участие в голосовании Яцкова В.И. не могло повлиять на принятие решения Кругом, при наличии установленного кворума и единогласного голосования участвующих в Круге лиц по вопросам повестки дня, следовательно, отсутствуют основания для признания принятых Кругом решений недействительными. Яцков В.И, по-прежнему, остался членом и атаманом Вязниковского ХКО, убытков для Яцкова В.И. не возникло.
Таким образом, отсутствуют объективные признаки, указывающие на недействительность оспариваемых решений, в то время, как материалы дела содержат данные о наличии необходимого кворума, решения приняты в рамках компетенции, регламентированной Уставом ВлОКО ВКО "ЦКВ".
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что оценка всех доказательств, представленных сторонами, судом апелляционной инстанции была произведена полно и всесторонне. Исходя из установленных судом апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суд правильно применил нормы материального права.
В соответствии с ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемом судебном постановлении, они, по существу, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не опровергают правильность выводов суда об установленных обстоятельствах. Выводы суда, содержащиеся в апелляционном определении, не противоречат фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 8 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Яцкова Владимира Ивановича, Зайцева Валерия Николаевича, Цыранова Александра Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.