Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Иваненко Ю.С., и судей Анашкина А.А., Колосовой С.И., при помощнике судьи Некрашевич Е.А., заслушав в открытом судебном заседании по докладу Анашкина А.А. дело по апелляционной жалобе Торопчиной Г.В. на решение Перовского районного суда г. Москвы от 25 августа 2020 года, в редакции определения об исправлении описки от 01 апреля 2021 года, которым постановлено:
Изъять для государственных нужд города Москвы нежилое помещение с кадастровым номером.., площадью 94, 6 кв.м, расположенное по адресу:...
Установить сумму возмещения за нежилое помещение с кадастровым номером.., площадью 94, 6 кв.м, расположенное по адресу:.., в размере 4 944 000 (четыре миллиона девятьсот сорок четыре тысячи рублей).
Установить следующие условия возмещения:
- возмещение стоимости изымаемого имущества выплачивается Департаментом городского имущества г. Москвы после вступления решения суда в законную силу путем перечисления денежных средств на счет правообладателя;
- правообладатель обязан в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты вступления решения в законную силу предоставить в Департамент городского имущества города Москвы реквизиты расчетного счета для оплаты стоимости изъятого недвижимого имущества;
- правообладатель обязан освободить нежилое помещение от собственного имущества и имущества иных лиц в течение 5 (пяти) рабочих дней после получения денежной компенсации. В случае нарушения правообладателем указанного срока, предоставить Департаменту городского имущества города Москвы и/или иному уполномоченному исполнительному органу города Москвы и/или подрядной организации право на принудительное освобождение нежилого помещения. Департамент городского имущества города Москвы и/или иной уполномоченный исполнительный орган города Москвы и/или подрядная организация не несут юридической ответственности за оставленное правообладателем собственное имущество и имущество иных лиц.
Решение является основанием для погашения ограничений (обременений) внесенных в ЕГРН в отношении изымаемого недвижимого имущества.
Решение является основанием для государственной регистрации прекращения права собственности Торопчиной Г.В. на нежилое помещение с кадастровым номером.., площадью 94, 6 кв.м, расположенного по адресу:.., и перехода и возникновения права собственности субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы на нежилое помещение с кадастровым номером.., площадью 94, 6 кв.м, расположенного по адресу:...
УСТАНОВИЛА:
Департамент городского имущества г. Москвы обратился в суд с иском к Торопчиной Галине Викторовне об изъятии для государственных нужд города Москвы нежилого помещения с кадастровым номером.., площадью 94, 6 кв.м, расположенного по адресу: г.., с установлением суммы возмещения в размере 4 944 000 рублей, установив условия возмещения: возмещение стоимости выплачивается Департаментом городского имущества г. Москвы после вступления решения суда в законную силу путем перечисления денежных средств на счет правообладателя; правообладатель обязан в течение 5 рабочих дней с даты вступления решения в законную силу предоставить в Департамент городского имущества г. Москвы реквизиты расчетного счета для оплаты стоимости изъятого недвижимого имущества; правообладатель обязан освободить нежилое помещение от собственного имущества и имущества иных лиц в течение 5 рабочих дней после получения денежной компенсации, в случае нарушения правообладателем указанного срока, предоставить Департаменту городского имущества г. Москвы и/или иному уполномоченному исполнительному органу города Москвы и/или подрядной организации право на принудительное освобождение нежилого помещения, Департамент городского имущества г. Москвы и/или иной уполномоченный исполнительный орган города Москвы и/или подрядная организация не несут юридической ответственности за оставленное правообладателем собственное имущество и имущество иных лиц.
Исковые требования мотивированы тем, что Департаментом городского имущества г. Москвы издано распоряжение от 10.10.2019 года N 40302 "Об изъятии для государственных нужд объекта недвижимого имущества", в соответствии с которым подлежит изъятию для целей государственных нужд города Москвы, для целей реализации постановления Правительства Москвы от 01.08.2017 N 497-ПП "О программе реновации жилищного фонда в городе Москве", нежилое помещение, принадлежащее правообладателю.
В адрес ответчика для согласования был направлен проект соглашения об изъятии для государственных нужд нежилого помещения, с приложением материалов оценки рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества и расчета убытков, причиняемых связи с изъятием недвижимого имущества. Срок подписания соглашения истек 05.04.2020 года.
Представитель Департамента городского имущества г. Москвы и Торопчина Г.В, представитель Правительства Москвы в судебное заседание не явились, извещались.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит Торопчина Г.В. по доводам апелляционной жалобы, в связи с неверной оценкой представленных доказательств, а также применением норм материального права.
Представитель Департамента городского имущества г. Москвы, Правительства Москвы по доверенности Гурова Е.В. в заседание суда апелляционной инстанции явилась, доводы жалобы не признала.
Представитель Торопчиной Г.В. по доверенности Данилов В.С. в заседание суда апелляционной инстанции явился, доводы жалобы поддержал.
В соответствии с частью 5 статьи 330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.
Согласно пункту 5 части 4 статьи 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда в любом случае является отсутствие подписи судьи в решении суда.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 июня 2021 г. суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, с учетом доводов жалобы, а также с учетом того обстоятельства, что Торопчина Г.В. не была извещена о месте и времени судебного заседания.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, находит решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в его отсутствие.
Как следует из материалов дела Торопчина Г.В. не была извещена надлежащим образом о дне и времени слушания дела, в связи с чем решение суда подлежит отмене, в соответствии с положениями ст. 330 ГПК, поскольку дело рассмотрено с существенными нарушениями норм процессуального права в отсутствии ответчика, не извещенного о рассмотрении дела и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие.
Разрешая исковые требования по существу, коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пп. 3.2 п. 2 ст. 235 Гражданского кодекса РФ, принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2 ГК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 239.2 Гражданского кодекса РФ отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ч. 1 ст. 279 Гражданского кодекса РФ, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В соответствии со ст. 282 Гражданского кодекса РФ, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В силу ст. 281 Гражданского кодекса РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
Из п. 6 ст. 279 Гражданского кодекса РФ следует, что сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
В соответствии с ч. 10 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ, в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
В силу пунктов 1, 2, 4 статьи 281 ГК РФ и пункта 2 статьи 56.8 ЗК РФ принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения, при определении размера которого в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. N 323 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" была утверждена государственная программа, направленная на обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации.
В соответствии с указанным нормативным актом, Правительством Москвы подготовлена и реализуется Программа реновации жилищного фонда в городе Москве в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" (далее - Закон о статусе столицы Российской Федерации), Законом города Москвы от 17.05.2017 N 14 "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве" (далее - Закон г. Москвы от 17.05.2017 N 14), иными, принятыми в целях реализации указанных закона Российской Федерации и закона города Москвы, нормативными правовыми актами города Москвы на основании итогов голосования и результатов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, проведенных в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Москвы от 02.05.2017 N 245-ПП "Об учете мнения населения по проекту реновации жилищного фонда в городе Москве".
Статьей 7.4 Закона о статусе столицы Российской Федерации установлено, что нежилые помещения в многоквартирных домах, включенных в решение о реновации, не относящиеся к общему имуществу в таких многоквартирных домах, подлежат изъятию для государственных нужд города Москвы при условии их предварительного и равноценного возмещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Закона г. Москвы от 17.05.2017 N 14, собственнику нежилого помещения в многоквартирном доме, подлежащем реновации, предоставляется предварительное и равноценное возмещение в денежной форме или в форме равноценного нежилого помещения на праве собственности. Размер, порядок и условия предоставления указанного возмещения определяются в соответствии с федеральным законодательством, в том числе законодательством об оценочной деятельности.
При этом ч. 1 ст. 8 Закона г. Москвы от 17.05.2017 N 14 определено, что правовую основу обеспечения дополнительных гарантий жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, Гражданский кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты города Москвы.
Как следует из материалов дела, ответчик является собственником объекта недвижимого имущества - нежилого помещения с кадастровым номером.., площадью 94, 6 кв.м, расположенного по адресу:...
Департаментом городского имущества г. Москвы издано распоряжение от 10.10.2019 года N 40302 "Об изъятии для государственных нужд объекта недвижимого имущества", в соответствии с которым подлежит изъятию для целей государственных нужд города Москвы, для целей реализации постановления Правительства Москвы от 01.08.2017 N 497-ПП "О программе реновации жилищного фонда в городе Москве", нежилое помещение, принадлежащее правообладателю.
В адрес ответчика для согласования был направлен проект соглашения о размере возмещения 4 944 000 рублей и других условиях возмещения с приложением отчета ООО "Оценка и Консалтинг" об оценке рыночной стоимости изымаемого имущества.
Установленный законом 3-месячный срок подписания соглашения истек 05.04.2020 года, ответчик его не подписала.
Согласно представленному истцом отчету N П394-19, стоимость спорного имущества определена на 09 октября 2019 года и составляет 4 944 000 рублей.
Судебной коллегий для проверки доводов ответчика была назначена судебная оценочная экспертиза.
Согласно заключения АНО ЦСИ "РиК" рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером.., расположенного по адресу:.., составляет 11 900 000 руб.
Согласно заключения ООО "Московское городское бюро оценки и экспертизы" N СМ130/2021 от 21.12.2021 г, рыночная стоимость объекта капитального строительства- нежилого помещения, кадастровый номер.., площадью 94, 6 кв.м, местоположение объекта:.., составляет округленно на 10 декабря 2021 г. 8 400 000 рублей.
Оценив представленное в дело заключения экспертов в совокупности с иными собранными по делу доказательствами, судебная коллегия приходит к выводу, что заключение ООО "Московское городское бюро оценки и экспертизы" выполнено в соответствии с требованиями статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная экспертиза проведена в порядке, установленном статьей 84 настоящего Кодекса. Заключение составлено специалистом, имеющим профильное образование, длительный стаж работы в качестве эксперта. Экспертом соблюдены требования Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации". Эксперт в установленном порядке предупрежден об уголовной ответственности. Оснований не доверять представленному заключению у суда не имеется; заключение изложено ясно, не содержит, внутренних противоречий, является полным.
При этом указанное заключение представляется коллегии наиболее приближенное к реальной рыночной стоимости спорного объекта, поскольку находится в промежутках крайних цен определенных АНО ЦСИ "РиК" (11 900 000 руб.) и ООО "Оценка и Консалтинг" (4 944 000 руб.).
Разрешая требование истца, коллегия приходит к выводу об изъятии для государственных нужд города Москвы нежилое помещение с кадастровым номером.., площадью 94, 6 кв.м, расположенное по адресу:.., установив сумму возмещения за нежилое помещение с кадастровым номером.., площадью 94, 6 кв.м, расположенное по адресу: г..., в размере 8 400 000 руб, а также установив следующие условия возмещения:
Торопчина Г.В. обязана в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты вынесения определения предоставить в Департамент городского имущества города Москвы реквизиты расчетного счета для оплаты стоимости изъятого недвижимого имущества;
Торопчина Г.В. обязана освободить нежилое помещение от собственного имущества и имущества иных лиц в течение 10 (десяти) рабочих дней после получения денежной компенсации. В случае нарушения правообладателем указанного срока, предоставить Департаменту городского имущества города Москвы и/или иному уполномоченному исполнительному органу города Москвы и/или подрядной организации право на принудительное освобождение нежилого помещения, поскольку Департаментом городского имущества г. Москвы издано распоряжение от 10.10.2019 года N 40302 "Об изъятии для государственных нужд объекта недвижимого имущества", в соответствии с которым подлежит изъятию для целей государственных нужд города Москвы, для целей реализации постановления Правительства Москвы от 01.08.2017 N 497-ПП "О программе реновации жилищного фонда в городе Москве", нежилое помещение, принадлежащее правообладателю, которое ответчиком не исполнено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 329, 330 ГПК РФ, коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА
Решение Перовского районного суда г. Москвы от 25 августа 2020 года, в редакции определения об исправлении описки от 01 апреля 2021 года - отменить.
Изъять для государственных нужд города Москвы нежилое помещение с кадастровым номером.., площадью 94, 6 кв.м, расположенное по адресу:...
Установить сумму возмещения за нежилое помещение с кадастровым номером.., площадью 94, 6 кв.м, расположенное по адресу:.., в размере 8 400 000 руб.
Установить следующие условия возмещения:
- Торопчина Г.В. обязана в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты вынесения настоящего определения предоставить в Департамент городского имущества города Москвы реквизиты расчетного счета для оплаты стоимости изъятого недвижимого имущества;
- Торопчина Г.В. обязана освободить нежилое помещение от собственного имущества и имущества иных лиц в течение 10 (десяти) рабочих дней после получения денежной компенсации. В случае нарушения правообладателем указанного срока, предоставить Департаменту городского имущества города Москвы и/или иному уполномоченному исполнительному органу города Москвы и/или подрядной организации право на принудительное освобождение нежилого помещения.
Решение является основанием для погашения ограничений (обременений) внесенных в ЕГРН в отношении изымаемого недвижимого имущества.
Решение является основанием для государственной регистрации прекращения права собственности Торопчиной Г.В. на нежилое помещение с кадастровым номером.., площадью 94, 6 кв.м, расположенного по адресу:.., и перехода и возникновения права собственности субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы на нежилое помещение с кадастровым номером.., площадью 94, 6 кв.м, расположенного по адресу:...
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.