Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Лобовой Л.В.
и судей Дегтеревой О.В, Климовой С.В, при секретаре Джемгирове М.Э, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Гуриной Л.И.на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 30 июня 2021 года (номер дела в суде первой инстанции N 2-2889/2021), которым постановлено:
В удовлетворении требований Гуриной Л.И. к Пенсионному Фонду Российской Федерации о признании действий по сохранению размера трудовой пенсии, исчисленной с учетом коэффициента 1, 7 в фиксированном значении без учета индексации до достижения размера, исчисленного с учетом коэффициента 1, 4 незаконными, обязании исполнить решение Нерюнгринского городского суда РС от от 23.04.2003г, вступившего в законную силу, производить ежемесячные, периодические начисления и выплаты пенсий, с применением коэффициента 1, 7, взыскании недоплаченной пенсии с момента принятия решения суда - отказать в полном объеме.
установила:
Истец Гурина Л.И. обратилась в суд с исковым заявлением к Пенсионному фонду Российской Федерации, ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ по Нерюнгринскому улусу Республики Саха (Якутия), в котором просила признать виновными действия ПФР и ГУ - УПФ РФ в Нерюнгринском улусе (районе) по сохранению размера трудовой пенсии, исчисленной с учетом коэффициента 1, 7 в фиксированном значении без учета индексации до достижения размера, исчисленного с учетом коэффициента 1, 4 незаконными; обязать ответчиков исполнить решение Нерюнгринского городского суда РС от 23.04.2003 г, вступившего в законную силу; производить ежемесячные, периодические начисления и выплаты пенсий, с применением коэффициента 1, 7; взыскать пенсию по старости 539 051 руб. 02 коп, взыскать недоплаченную пенсию с момента принятия решения суда.
В обоснование заявленных требований истец указала, что ей с 22.09.1993 г. с применением коэффициента 1, 7 назначена пенсия пожизненно. С 01.01.2002 г. с вступлением в силу ФЗ N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" размер пенсии истца был занижен, стал применяться коэффициент в размере 1, 4, что привело к уменьшению размера пенсии.
Кассационной инстанцией 02.07.2003 г. вынесено определение, которым постановлено обязать Управление ПФР в г. Нерюнгри РС при начислении пенсии применять коэффициент в размере 1, 7, произвести перерасчет пенсии с 01.01.2004 г. Однако, с 30.09.2007 г. коэффициент снижен до 1, 4, в связи с чем истец считает, что со стороны ответчиков нарушены требования закона.
Определением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 30.06.2021 года требования истца к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Нерюнгринскому улусу Республики Саха (Якутия) выделены в отдельное производство и переданы по подсудности в Нерюнгринский городской суд РС.
Истец, извещенная о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела не представила.
Представитель ответчика Пенсионного фонда РФ по доверенности Ростовская Т.А. против удовлетворения иска возражала.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец.
В заседание судебной коллегии стороны не явились, о дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не представили.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статьей 39 Конституции РФ каждому гражданину РФ гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Согласно п. 2 ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в РФ лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего ФЗ, учитывается независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в следующих размерах:
не свыше 1, 4 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1, 5;
не свыше 1, 7 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1, 5 до 1, 8;
не свыше 1, 9 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1, 8 и выше.
Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
В соответствии с положениями части 9 статьи 17 Федерального закона N 400-ФЗ лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 названного Федерального закона и частью 8 названной статьи, устанавливается в сумме, равной увеличению фиксированной выплаты к страховой пенсии, увеличенной на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях) (далее - повышение фиксированной выплаты).
При этом в соответствии с Правилами установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 г. N 249, при определении размера районного коэффициента для установления повышения фиксированной выплаты и дополнительного увеличения повышения фиксированной выплаты применяется постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 г. N 216 "О районных коэффициентах, применяемых при установлении страховых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями".
Постановлением N 216 определено, что впредь до установления размера районного коэффициента и порядка его применения, в частности, для повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на 31.12.2004 г, а также действовавший на указанную дату порядок их применения.
Таким образом, при осуществлении оценки пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002 г. и установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии применяются районные коэффициенты, установленные в централизованном порядке для непроизводственных отраслей.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец является получателем пенсии с 22.09.1993 г, проживает по адресу: г. Нерюнгри РС.
Пенсионное обеспечение по указанному адресу осуществляет ГУ - УПФР по Нерюнгринскому улусу (району) РС (Якутия), которое является самостоятельном юридическим лицом.
Разрешая спор, дав совокупную оценку представленным доказательствам, руководствуясь положениями Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Постановления Правительства РФ от 18.03.2014 г. N 249, Постановления Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18, а также учитывая, что установление и выплата страховых пенсий осуществляется пенсионным органом по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией - ГУ - УПФР по Нерюнгринскому улусу РС (Якутия), суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований истца.
В соответствии с Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 г. N 380/П-18 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" на территории Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) централизованно установлен районный коэффициент к заработной плате для работников непроизводственной сферы в размере 1, 4.
Согласно пункту 29 Постановления Совета Министров СССР от 29.04.1975 г. N 352 "О строительстве Южно - Якутского угольного комплекса" (далее - Постановление N 352) районный коэффициент 1, 7 был установлен, учитывая важное народнохозяйственное значение и сложность производственных условий строительства Южно-Якутского угольного комплекса, исключительно на период строительства данного комплекса и только для работников, занятых на строительстве, в промышленных и подсобно-вспомогательных производствах, на транспорте, в хозяйствах и организациях, непосредственно связанных с обслуживанием строительства и строителей указанного комплекса и расположенных в районе строительства.
Исходя из указанного, применение районного коэффициента, установленного Постановлением N 352, в размере 1, 7 было предусмотрено в отношении узкого круга лиц и ограничено во времени и, следовательно, коэффициент, установленный названным постановлением, не может применяться при исчислении размера пенсий.
Также судом первой инстанции правомерно сделан вывод о том, что установление, перерасчёт и выплата страховой пенсии по старости осуществляет ГУ - УПФР по Нерюнгринскому улусу (району) РС "Якутия), в связи чем не имеется оснований для удовлетворения требований истца к ответчику Пенсионному фонду РФ об обязании исполнить решение суда, выплатить недополученную пенсию, который является ненадлежащим ответчиком по делу.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, основанными на правильном применении норм материального права, соответствующими установленным обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы истца повторяют доводы искового заявления, которым дана надлежащая правовая оценка, основаны на неверном толковании подлежащего применению законодательства, что не может послужить основанием для отмены постановленного судом решения.
Доводы истца о том, что к расчету пенсии должен применяться районный коэффициент 1, 7, установленный п. 29 Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 29.04.1975 г. N 352 "О строительстве Южно-Якутского угольного комплекса", обоснованно признаны судом несостоятельными, поскольку данный коэффициент применялся к заработной плате работников, занятых на строительстве, в промышленных и подсобно-вспомогательных производствах, на транспорте, в хозяйствах и организациях, непосредственно связанных с обслуживанием строительства и строителей указанного комплекса и расположенных в районе строительства, установлен на период строительства Южно-Якутского угольного комплекса, учитывая его важное народно-хозяйственное значение и сложность производственных условий строительства, т.е. на период 1975 - 1982 гг.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
С удебная коллегия не усматривает в обжалуемом решении нарушения или неправильного применения норм как материального, так и процессуального права, доводы апелляционной жалобы, проверенные в порядке ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 30 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гуриной Л.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.