Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С.
и судей Дементьевой Е.И, Кочергиной Т.В, при помощнике Левиной В.В, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Кочергиной Т.В.
дело по апелляционной жалобе Департамента городского имущества г.Москвы на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 19 августа 2021г, которым постановлено:
Исковые требования Шведовой В... В... к Департаменту городского имущества города Москвы о признании решения незаконным - удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение от 30.08.2019г. "Об отказе в предоставлении государственной услуги "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях").
Признать незаконным принятие к учету площади жилого помещения по адресу: адрес, принадлежащего Якубовичу А.А.
Возложить на Департамент городского имущества города Москвы обязанность повторно рассмотреть заявление Шведовой В... В... о предоставлении государственной услуги "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", УСТАНОВИЛА:
Шведова В.В. обратилась в суд с иском к Департаменту городского имущества г. Москвы, просила признать право постановки на учет Шведовой В.В. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в г. Москве, признать незаконным отказ Департамента городского имущества г. Москвы N 33-5-81459/19-(0)-1 от 30 августа 2019 года в предоставлении государственной услуги признании Шведовой В... В... и членов его семьи малоимущими в целях, установленных ЖК РФ и нуждающимися в жилых помещениях; возложить обязанность на Департамент городского имущества г. Москвы повторно рассмотреть заявление Шведовой В.В. и членов ее семьи малоимущими в целях, установленных ЖК РФ и нуждающимися в жилых помещениях, указывая на то, что Шведова В.В. в составе семьи из 7 человек (Шведова В.В, Шведова А.А, Шведов И.А, Шведова С.А, Шведова Е.В, Шведова Д.О, Шведов О.Г.) зарегистрирована по месту жительства в трехкомнатной квартире площадью жилого помещения 57, 4 кв.м. по адресу: адрес.
Истец и члены ее семьи обратились в Департамент городского имущества г.Москвы с заявлением о признании малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.
Решением Департамента городского имущества г. Москвы N 33-5-81459/19-(0)-1 от 30 августа 2019 года истцу и членам ее семьи было отказано в признании малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, со ссылкой на то, что размер площади жилого помещения на праве собственности, приходящейся на каждого члена семьи заявителя из 7 человек с учетом жилого дома, находящегося в собственности Шведовой В.В, Шведовой А.А, Шведова И.А, Шведовой С.А, оставляет 14, 46 кв. м, что составляет более учетной нормы и не соответствует установленным п. 1 ч. 1 ст. 8 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" основаниям признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях. Истец считает указанное решение незаконным.
Истец в суд первой инстанции не явился, извещен, направил в суд своего представителя.
Представитель истца по доверенности в суд первой инстанции явился, требования поддержал. Просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика в суд первой инстанции явился, требования не признала, просила в иске отказать.
Третьи лица в суд первой инстанции не явились, извещены.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 19 августа 2021г. иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности Гавриков К.П. выражает несогласие с данным судебным решением, считая его незаконным и необоснованным.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещены надлежащим образом с соблюдением требований закона. Судебная коллегия в соответствии со ст. 167 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 года N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме.
Порядок рассмотрения вопроса принятия жителей города Москвы на жилищный учет определен Законом г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 10.09.2014 N 521-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы Департаментом городского имущества города Москвы в сфере жилищных отношений", Постановлением Правительства Москвы от 23.04.2014 N 219-ПП "Об организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг на территории города Москвы". Иной порядок признания нуждающимися в улучшении жилищных условий действующим законодательством города Москвы не предусмотрен.
В соответствии со ст. 7 Закона г. Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, если они: подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном настоящим Законом; имеют гражданство Российской Федерации; проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет; не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; признаны малоимущими в порядке, установленном законом города Москвы.
Согласно ст. 8 вышеназванного Закона, жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из следующих оснований: размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы; заявители проживают в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для постоянного проживания и ремонту и реконструкции не подлежащими, независимо от учетной нормы площади жилого помещения; заявители являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в приложении 2.1 к настоящему Закону; заявители проживают в домах, в которых отсутствует хотя бы один из видов удобств, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, независимо от учетной нормы площади жилого помещения; заявители не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями, независимо от учетной нормы площади жилого помещения (за исключением лиц, для которых город Москва является местом пребывания).
Как следует из материалов дела и установлено судом, семья в составе из 7-ми человек: Шведова В.В, Шведова А.А, Шведов И.А, Шведова С.А, Шведова Е.В, Шведова Д.О, Шведов О.Г, зарегистрированы и проживают в трехкомнатной квартире N24 по адресу: адрес, жилое помещение имеет площадь 57, 4 кв.м.
Истец обратилась в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлением о признании малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.
Решением Департамента городского имущества г. Москвы N33-5-81459/19-(0)-1 от 30 августа 2019 года истцу и членам ее семьи было отказано в признании нуждающимися в жилых помещениях, со ссылкой на то, что согласно уведомлению, указанные заявители зарегистрированы по месту жительства в трехкомнатной квартире площадью жилого помещения 57, 4 кв.м. в составе семьи из 7 человек (Шведова В.В, Шведова А.А, Шведов И.А, Шведова С.А, Шведова Е.В, Шведова Д.О, Шведов О.Г.) по адресу: адрес.
Решением мирового судьи судебного участка N210 района Филевский парк г. Москвы от 01 декабря 2010 года определен следующий порядок пользования квартирой N24, расположенной по адресу: адрес: комната размером 11, 9 кв.м. определена в пользование Шведовой В.В.; комнаты размером 15, 9 кв.м. с балконом 9, 8 кв.м. определены в пользование Шведова О.Г, Шведовой Е.В, Шведовой Д.О.; места общего пользования: кухня, уборная, ванная, коридор в общем пользовании.
Шведова В.В, Шведова А.А, Шведов И.А, Шведова С.А. являются собственниками по 1/4 доли в праве жилого дома (кадастровый номер:...) площадью 43, 8 кв.м. по адресу: адрес, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости N 99/2019/280942585 от 29.08.2019 года.
Постановлением Администрации городского поселения адрес N-187 от 12.04.2019 года жилой дом, расположенный по адресу: адрес признан подлежащим капитальному ремонту и реконструкции, с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения.
Департамент городского имущества г. Москвы в решении N33-5-81459/19-(0)-1 от 30 августа 2019 года указал, что размер площади жилого помещения на праве собственности, приходящейся на каждого члена семьи заявителя из 7 человек с учетом жилого дома, находящегося в собственности Шведовой В.В, Шведовой А.А, Шведова И.А, Шведовой С.А, составляет 14, 46 кв.м, составляет более учетной нормы и не соответствует установленным п. 1 ч. 1 ст. 8 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" основаниям признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещения.
Разрешая спор, суд с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, руководствуясь ст. ст.15, 16, 17 ЖК РФ, Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Законом г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст.67 ГПК РФ, обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, признав решение Департамента городского имущества г. Москвы N33-5-81459/19-(0)-1 от 30 августа 2019 года об отказе в предоставлении государственной услуги "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" незаконным, обязав Департамент городского имущества г. Москвы повторно рассмотреть заявление Шведовой В.В. о предоставлении государственной услуги "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
При этом суд исходил из того, что жилой дом, расположенный по адресу: адрес, по 1/4 доли в праве собственности на который, принадлежит Шведовой В.В, Шведовой А.А, Шведову И.А, Шведовой С.А, является непригодным для постоянного проживания, в связи с чем, площадь указанного дома не может учитываться при определении уровня обеспеченности семьи Шведовой В.В. жилой площадью.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о признании права постановки Шведовой В.В. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в г. Москве, суд исходит из того, что указанные требования основаны на неверном толковании норм права.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных в ходе судебного разбирательства, и соответствуют требованиям закона, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку всем представленным сторонами доказательствам по делу в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда о том, что жилой дом, расположенный по адресу: адрес, по 1/4 доли в праве собственности на который, принадлежит Шведовой В.В, Шведовой А.А, Шведову И.А, Шведовой С.А, является непригодным для постоянного проживания, в связи с чем, площадь указанного дома не может учитываться при определении уровня обеспеченности семьи Шведовой В.В. жилой площадью, по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательствах, они не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию Департамента городского имущества г. Москвы, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда и поэтому не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения.
В соответствии с положениями п. 7 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации, а также иных жилых помещений в случаях, установленных настоящим Положением. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности). В случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, а также многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, на основании заключения комиссии, оформленного в порядке, предусмотренном п. 47 настоящего Положения.
Согласно п. 7(1) Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" в случае необходимости оценки и обследования помещения в целях признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в течение 5 лет со дня выдачи разрешения о вводе многоквартирного дома в эксплуатацию такие оценка и обследование осуществляются комиссией, созданной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с абзацем вторым пункта 7 настоящего Положения.
Следовательно, решение о признании жилого дома непригодным для проживания принимается решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Из представленного в материалы дела Постановления Администрации городского поселения адрес N-187 от 12.04.2019 года усматривается, что жилой дом, расположенный по адресу: адрес признан подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием), с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения, пригоден для проживания исключительно в летний период (л.д. 15).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции верно пришел к выводу, что указанный жилой дом не пригоден для постоянного проживания (в любое время года) и осуществления жизнедеятельности Шведовой В.В, Шведовой А.А, Шведовым И.А, Шведовой С.А, в связи с чем, необоснованно Департаментом городского имущества г. Москвы был учтен при определении уровня жилищной обеспеченности семьи Шведовой В.В.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат юридически значимых по делу обстоятельств, не учтенных судом первой инстанции, на законность выводов суда первой инстанции не влияют, о существенном нарушении судом норм материального и процессуального права не свидетельствуют, в силу чего данные доводы основаниями для отмены правильного по существу судебного решения явиться не могут.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, решение суда является законным, поскольку вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, которые подлежат применению к данным правоотношениям, в решении отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 19 августа 2021г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента городского имущества г. Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.