Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Мызниковой Н.В, судей Рачиной К.А, Пильгановой В.М, при ведении протокола секретарем Джемгировым М.Э, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мызниковой Н.В, гражданское дело (номер дела в суде первой инстанции 2- 3418/2021) по апелляционной жалобе Березняк Р.Л. на решение Бабушкинского районного суда города Москвы от 15 сентября 2021 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Березняк Р.Л. к УСЗН СВАО г. Москвы, ГКУ г. Москвы "Городской центр жилищных субсидий" об обязании предоставить меру социальной поддержки, - отказать, установила:
Березняк Р.Л. обратилась в суд с иском к УСЗН СВАО г. Москвы, ГКУ г. Москвы "Городской центр жилищных субсидий", в котором просила признать за ней, как одиноко проживающим неработающим собственником жилого помещения в г. Москве, достигшим возраста 80 лет, сведения о возрасте которого, составе его семьи, факте неосуществления им трудовой или иной деятельности имеются в распоряжении органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им организаций города Москвы, право на получение в беззаявительном порядке меры социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в городе Москве"; обязать УСЗН СВАО г. Москвы и ГКУ "ГЦЖС" в соответствии с пунктами 2.1.1, 6.1, 6.2, 6.5, 6.6.1 Порядка предоставить ей в беззаявительном порядке, как одиноко проживающему неработающему собственнику жилого помещения в городе Москве, достигшему возраста 80 лет, сведения о возрасте которого, составе его семьи, факте неосуществления им трудовой или иной деятельности имеются в распоряжении органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им организаций города Москвы, меру социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в городе Москве за период с 29 марта 2020 года по 3 декабря 2020 года, предусмотренную частью 2 ст. 1 Закона города Москвы от 23 марта 2016 года N10 "О мерах социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в городе Москве" путем выплаты Березняк Р.Л. единовременной денежной компенсации в таком же порядке, в которой ей осуществляются социальные выплаты.
Требования мотивированы тем, что 28 марта 2020 года умер фио, с которым Березняк Р.Л. проживала в квартире по адресу: адрес, тем самым в период с 29 марта 2020 года по 03 декабря 2020 года она являлась одиноко проживающим неработающим собственником жилого помещения в городе Москве, достигшим возраста 80 лет, и имела право на социальную поддержку по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в городе Москве. Однако указанная мера социальной поддержки ей предоставлена не была. В связи с чем в декабре 2020 года через МФЦ района Бабушкинский она обратилась с заявлением о предоставлении указанной меры поддержки за период с 01 апреля по 03 декабря 2020 года. Решением от 11 декабря 2020 года органы социальной защиты населения отказали ей в предоставлении государственной функции, сославшись на то, что на момент обращения она была зарегистрирована по месту жительства с лицом, которое относится к группе работающих пенсионеров, что истец полагает необоснованным.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Березняк Р.Л. по доводам апелляционной жалобы.
Истец фио на заседание судебной коллегии не явилась, о месте и времени заседания извещена, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика УСЗН СВАО г. Москвы по доверенности фио, представителя ответчика ГКУ г. Москвы "Городской центр жилищных субсидий" по доверенности фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущены.
Судом установлено, что Березняк Р.Л,... паспортные данные, на праве собственности, принадлежит 1/4 доля жилого помещения по адресу: адрес.
Согласно выписки из домовой книги, по адресу: адрес, по состоянию на 27 мая 2020 года, зарегистрирована Березняк Р.Л. Зарегистрированный по вышеуказанному адресу с 09 февраля 2005 года фио умер 28 марта 2020 года, выписан 30 марта 2020 года в связи со смертью.
08 декабря 2020 года Березняк Р.Л. обратилась в ОСЗН района Бабушкинский СВАО г. Москвы с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в г. Москве.
Решением ОСЗН района Бабушкинский СВАО г. Москвы от 11 декабря 2020 года в предоставлении государственной функции Березняк Р.Л. было отказано, в связи с отсутствием права на получение государственной услуги или функции (указано на совместную регистрацию с лицом, не относящимся к категории вышеуказанных граждан).
Письмом от 24 февраля 2021 года УСЗН СВАО г. Москвы уведомило Березняк Р.Л. о правомерности отказа, указывая, что в рамках межведомственного взаимодействия, для решения вопроса об определении статуса для предоставления льготы по оплате взноса, были запрошены необходимые документы, в том числе Единый жилищный документ, согласно которому по состоянию на 08 декабря 2020 года совместно с Березняк Р.Л. по адресу: адрес, была зарегистрирована член ее семьи фио, 1963 г.р.
Исследовав и оценив представленные доказательства, руководствуясь ст. 169 Жилищного кодекса РФ, Законом г. Москвы от 23 марта 2016 г. N 10 "О мерах социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в городе Москве", Порядком предоставления мер социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в городе Москве, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 05 апреля 2016 г. N 161- ПП, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе Березняк Р.Л. в удовлетворении исковых требований, исходя из того, что при обращении Березняк Р.Л. за мерой социальной поддержки, в жилом помещении, наряду с заявителем, была зарегистрирована фио, не относящаяся к категории лиц, указанных в законе, в связи с чем ОСЗН района Бабушкинский 11.12.2020 года правомерно отказал Березняк Р.Л. в предоставлении государственной функции. При том, что беззаявительный порядок предоставления меры социальной поддержки, изложенный в пп.2.1.1 п.2 Порядка, исходя из года рождения Березняк Р.Л, в данном случае не применим.
Между тем с такими выводами суда первой инстанции согласиться нельзя.
В соответствии с п. 2.1. ч. 2 ст. 169 ЖК РФ и ч. 2 ст. 1 Закона города Москвы от 23.03.2016 г. N 10 "О мерах социальной поддержки по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в городе Москве", одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений в городе Москве, достигшим возраста 80 лет, предоставляется скидка по оплате взносов на капитальный ремонт в размере 100% указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Аналогичные положения о мерах социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт содержатся в пункте 1.2.2 Порядка предоставления собственникам жилых помещений мер социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства города Москвы от 05.04.2016 г. N 161-ПП "О Порядке предоставления собственникам жилых помещений мер социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в городе Москве" (далее - Порядок).
Меры социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт предоставляются в беззаявительном порядке - собственникам жилых помещений, сведения о возрасте которых, составе их семьи, возрасте членов их семьи, факте неосуществления собственниками жилых помещений и (или) членами их семей трудовой и (или) иной деятельности имеются в распоряжении органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им организаций города Москвы, в том числе в связи с получением собственниками жилого помещения, членами их семей региональной социальной доплаты к пенсии, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и иных социальных выплат п.2.1.1 Порядка).
На основании обращения с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт - собственникам жилых помещений, сведения о возрасте которых, и (или) составе их семьи, и (или) возрасте членов их семьи, и (или) факте неосуществления собственниками жилых помещений и (или) членами их семей трудовой и (или) иной деятельности отсутствуют в распоряжении органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им организаций города Москвы (п.2.1.2 Порядка).
В силу п. 3.1 Порядка меры социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт собственникам жилых помещений, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт в соответствии с Законом города Москвы от 23.03.2016 г. N 10 "О мерах социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в городе Москве", предоставляются с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло право на предоставление мер социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт, но не ранее 01.01.2016 г.
В силу раздела 6 Порядка, действующего на момент возникновения спорных правоотношений, собственникам жилых помещений, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт в соответствии с Законом города Москвы от 23.03.2016 г. N 10 "О мерах социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в городе Москве" за прошлый период, выплачивается единовременная денежная компенсация.
Размер единовременной денежной компенсации определяется исходя из:
Сумм взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в городе Москве, начисленных с первого числа месяца, с которого предоставляются меры социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт в соответствии с разделом 3 настоящего Порядка, по последнее число месяца, предшествующего месяцу, в котором принято решение о предоставлении собственнику жилого помещения мер социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт (в том числе в беззаявительном порядке п.6.2.1 Порядка).
Объема мер социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт, предоставляемых собственнику жилого помещения в соответствии с Законом города Москвы от 23.03.2016 г. N 10 "О мерах социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в городе Москве" для соответствующей категории собственников жилых помещений (п.6.2.2 Порядка).
Размер единовременной денежной компенсации, определенный в соответствии с пунктом 6.2 настоящего Порядка, в случае наличия у собственника жилого помещения задолженности по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в городе Москве, образовавшейся в связи с неуплатой взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в городе Москве в период, указанный в пункте 6.2.1 настоящего Порядка, уменьшается на сумму задолженности за указанный период в объеме мер социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт, предоставляемых собственнику жилого помещения в соответствии с Законом города Москвы от 23.03.2016 г. N 10 "О мерах социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в городе Москве". При этом такая задолженность в указанном размере списывается (п.6.3 Порядка).
Размер единовременной денежной компенсации, определенный в соответствии с пунктом 6.2 настоящего Порядка, в случае наличия переплаты сумм взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в городе Москве у собственника жилого помещения, общая площадь которого составляет 33 квадратных метра и менее (для одиноко проживающего), 42 квадратных метра и менее (для семьи из двух человек), 18 квадратных метров и менее на каждого члена семьи (для семьи из трех человек и более), увеличивается на сумму такой переплаты (п.6.4 Порядка).
Единовременная денежная компенсация выплачивается Государственным казенным учреждением города Москвы "Городской центр жилищных субсидий" (далее - ГКУ ГЦЖС) в месяце, следующем за месяцем, в котором принято решение о предоставлении собственнику жилого помещения мер социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт (в том числе в беззаявительном порядке п.6.5 Порядка).
Единовременная денежная компенсация выплачивается:
Собственникам жилых помещений, указанным в пункте 2.1.1 настоящего Порядка, - в таком же порядке, в котором осуществляются социальные выплаты собственнику жилого помещения (п.6.6.1 Порядка).
Собственникам жилых помещений, указанным в пункте 2.1.2 настоящего Порядка, - в порядке, указанном собственником жилого помещения в заявлении о предоставлении мер социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт (п.6.6.2 Порядка).
Из изложенных нормативных положений законодательства города Москвы следует, что для одиноко проживающих неработающих собственников жилых помещений в городе Москве, являющихся получателями субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и иных социальных выплат, достигших возраста 80 лет, предусмотрены меры социальной поддержки в виде скидки в размере 100 процентов соответственно по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Москвы (за исключением территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы), которые предоставляются таким собственникам жилых помещений в беззаявительном порядке. Рассмотрение вопроса о наличии права на получение мер социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт, отнесено к компетенции органов социальной защиты населения г..Москвы. На Городской центр жилищных субсидий возложена обязанность по передаче сведений о названных собственниках жилых помещений организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами и формирующим платежные документы, в целях формирования платежных документов с учетом указанных мер социальной поддержки. Меры социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в городе Москве предоставляются собственникам жилых помещений, имеющим право на такие меры социальной поддержки, с 01.01.2016 г..Собственникам жилых помещений, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт в соответствии с Законом города Москвы от 23.03.2016 г..N 10 "О мерах социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в городе Москве" за прошлый период, выплачивается единовременная денежная компенсация.
Единовременная денежная компенсация выплачивается Городским центром жилищных субсидий в месяце, следующем за месяцем, в котором принято решение о предоставлении собственнику жилого помещения мер социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт.
В силу изложенного, вывод суда о том, что к истцу, являвшейся в спорный период с 29 марта 2020 г. по 03 декабря 2020 г. получателем социальных выплат, одиноко проживающим неработающим собственником жилого помещения по адресу: адрес, достигшим возраста 80 лет, неприменим беззаявительный порядок предоставления меры социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт, является необоснованными, а ответчиками, в свою очередь, допущено бездействие, выразившееся в непредставлении указанной меры социальной поддержки.
При таких данных, оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований не имелось, решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с принятием нового решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Бабушкинского районного суда города Москвы от 15 сентября 2021 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать за Березняк Ритой Леонидовной право на получение в период с 29 марта 2020 г. по 03 декабря 2020 года в беззаявительном порядке меры социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в г. Москве, предусмотренной ч.2 ст.1 Закона г. Москвы от 23 марта 2016 г. N 10 "О мерах социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в городе Москве".
Обязать ГКУ г. Москвы "Городской центр жилищных субсидий" предоставить Березняк Рите Леонидовне меру социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт за период с 29 марта 2020 г. по 03 декабря 2020 г. путем выплаты единовременной денежной компенсации в таком же порядке, в котором ей осуществляются социальные выплаты.
Председательствующий
Судьи:
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.