Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича, судей Е.А. Новиковой и М.М. Моргасова, при секретаре З.А. Бабашкиной, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Моргасова М.М. административное дело (номер в суде первой инстанции - 2а-108/21) по апелляционной жалобе Потапова *** на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 07 апреля 2021 г., которым постановлено :
Взыскать с Потапова *** в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N *** по Ярославской области недоимку по земельному налогу за 2016-2018 год в размере 817 738 руб, пени в размере 3 666, 21 руб, а всего 821 404, 21 руб.
Взыскать с Потапова *** госпошлину в доход бюджета города Москвы в размере 11 414, 04 руб.
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N *** по Ярославской области обратилась в суд с административным иском к Потапову П.Г. о взыскании недоимки по земельному налогу за 2016-2018 год в размере 817 738 руб, пени в размере 3 666, 21 руб. Требования мотивированы тем, что Потапов П.Г. состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N *** по Ярославской области в качестве налогоплательщика. Налоговым органом в адрес плательщика было направлено налоговое уведомление N 75690447 от 22.08.2019 с указанием суммы налога, объектов налогообложения, налоговой базы, срока уплаты налога с приложением платежных документов, которое оставлено налогоплательщиком без исполнения.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просит представитель административного ответчика по доводам апелляционной жалобы.
Административный ответчик Потапов П.Г. просил постановление суда отменить по доводам жалобы, пояснил, что до вынесения решения судом первой инстанции, 02 апреля 2021 г. выплатил начисленный земельный налог за 2018 г. в сумме 700 000 руб.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, извещённого о времени и месте судебного заседания, не сообщившего о причинах своей неявки, и не представившего доказательства уважительности этих причин.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, выслушав административного ответчика Потапова П.Г, судебная коллегия приходит к выводу об изменении решения суда последующим основаниям.
По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.
В силу п. 7 ст. 6, ст. 14 КАС РФ суд, проявляя активную роль, обеспечивает состязательность и равноправие сторон.
Согласно ст. 57 Конституции РФ и ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 44 Налогового кодекса РФ).
Согласно п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Как следует из абз. 3 п. 1 ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с п. 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
В силу п. 1 ст. 394 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:
1) 0, 3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);
не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
2) 1, 5 процента в отношении прочих земельных участков.
В силу с пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации). Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52). В процессе реализации указанных норм обязанность по уплате налога не может возникнуть у налогоплательщика ранее даты получения им налогового уведомления, что прямо следует из пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации.
Такой порядок, являясь существенным элементом налогового обязательства, направлен, прежде всего, на своевременное и безошибочное исполнение конституционной обязанности в отношении налога, имеющего особенности исчисления и уплаты физическими лицами, что не исключает возможности опровержения налогоплательщиком при рассмотрении соответствующего спора в суде (в том числе по иску налогового органа о взыскании недоимки по налогу) факта получения им налогового уведомления (Определение от 8 апреля 2010 года N 468-О-О).
В силу ст.57 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Кроме того, согласно статье 75 Налогового кодекса РФ, в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Судом установлено, что Потапов П.Г. состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции ФНС России N *** по Ярославской области. Согласно сведений, представленных в инспекцию органами, осуществляющими государственную регистрацию земельных участков, является собственником земельных участков, расположенных на территории Нагорьевского и Пригородного сельских поселений Переславского муниципального района Ярославской области, категория земли: земли сельскохозяйственного назначения, для дачного строительства; земли сельскохозяйственного назначения, для дачного строительства; земли сельскохозяйственного назначения, под фермерские хозяйства; земли сельскохозяйственного назначения, для ведения дачного хозяйства; земли населенных пунктов, для содержания производственного объекта; земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства; земли сельскохозяйственного назначения, места общего пользования; земли сельскохозяйственного назначения, для размещения внутрихозяйственных дорог и коммуникаций; дата возникновения собственности - 2010-2015 гг, доля в праве - целая, коэффициент владения - 3/12, 6/12, 8/12, 10/12 и 12/12, налоговая ставка- 0, 3 % и 1, 5%.
Решением муниципального Совета Пригородного сельского поселения Переславского муниципального района Ярославской области от 25.10.2012 N 105, решением муниципального Совета Рязанцевского сельского поседения Переславского муниципального Ярославской области от 14.11.2017 N ***, решением муниципального Совета Нагорьевского сельского поседения Переславского муниципального района Ярославской области от 27.11.2017 N *** введен земельный налог, установлены налоговые ставки, льготы.
Инспекцией в соответствии со ст.ст. 388, 389 НК РФ ответчику направлено налоговое уведомление N *** от 22.08.2019, в соответствии с которым произведен перерасчет земельного налога за 2016-2017 годы по налоговым уведомлениям N *** от 04.10.2018, N *** от 11.10.2018 в связи с изменением налоговой ставки с 0, 3% на 1, 5%. За 2016 года доначислено суммы налога в размер 22 841 руб, за 2017 -50 923 руб, а также произведено начисление земельного налога за 2018 год в размере 1 040 087 руб.
Согласно ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.
Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга), определяется по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве и Санкт-Петербургу).
Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Согласно ст. 387 НК РФ, земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со ст. 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начисляется пеня, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что в установленный законом срок, Межрайонная ИФНС России N *** по Ярославской области обратилась в мировой судебный участок N *** района Зюзино г. Москвы с заявлением о взыскании задолженности по налогам с Потапова П.Г. за указанный период.
Мировым судьей судебного участка N *** района Зюзино г. Москвы 27 марта 2020 г. вынесен судебный приказ о взыскании с Потапова П.Г. задолженности по налогам и госпошлина.
Определением мирового судьи судебного участка N *** района Зюзино г. Москвы от 26 июня 2020 г. судебный приказ отменен в связи с возражениями Потапова П.Г.
В соответствии с абзацем 2 п.3 ст. 48 ГК РФ административное исковое заявление по данному делу подано в Зюзинский районный суд г. Москвы 16 ноября 2020 г. - в пределах шести месяцев с даты отмены судебного приказа, в связи с чем доводы апелляционной жалобы в части пропуска административным истцом срока на обращение в суд подлежат отклонению.
Поскольку ответчиком сумма задолженности и пени по налогу не оплачена, доказательств обратного суду не представлено, суд первой инстанции взыскал с Потапова П.Г. недоимку по земельному налогу и пени.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, то обстоятельство, что согласно кадастровому паспорту земельного участка 76:11:122102:180 разрешенное использование земельного участка - места общего пользования, само по себе, не является основанием для освобождения от оплаты собственником причитающихся налоговых платежей.
Расчет задолженности Потапова П.Г. по земельному налогу за 2016-2018 год произведен Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N *** по Ярославской области в строгом соответствии с действующим законодательством, в том числе с учетом снижения кадастровой стоимости принадлежащих Потапову П.Г. земельных участков.
Приложенные к апелляционной жалобе копии кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером ***, копия проекта организации и застройки ДНП "Золотые холмы", фотографии земельных участков с инженерной инфраструктурой, сведения о перерасчете административным истцом земельного налога за 2016 - 2017 г, сами по себе, иного вывода по делу не влекут, поскольку собранные по делу относимые и допустимые доказательства объективно не опровергают.
Вместе с тем, по правилам ст. 310 КАС РФ судебная коллегия приходит к выводу об изменении решения суда первой инстанции в части расчета подлежащих взысканию с административного ответчика сумм, поскольку Потаповым П.Г. суду апелляционной инстанции представлены относимые и допустимые доказательства того, что до вынесения судом первой инстанции решения по данному делу 07 апреля 2021 г, Потапов П.Г. ранее - 02 апреля 2021 г. согласно чекам-ордерам по операциям N *** и 56 ПАО Сбербанк *** уплатил задолженность по земельному налогу за 2018 г, указав приведенное выше назначение платежа, признавая, таким образом, заявленные требования, в сумме 700 000 руб. (350 000 руб. и 350 000 руб.), что не было учтено при вынесении решения судом первой инстанции.
Таким образом, подлежащая взысканию с Потапова П.Г, по мнению судебной коллегии сумма подлежит соответствующему изменению, из расчета 817 738 руб. - 700 000 руб.= 117 738 руб, которая и подлежит взысканию с Потапова П.Г. как недоимка по земельному налогу за 2016-2018 год.
С учетом изложенного сумма пени остается неизменной, а госпошлина подлежит соответствующему перерасчету исходя из взысканной суммы и рассчитывается с учетом ст. 103 и 111 КАС РФ как 3 628 руб. 08 коп, пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тверского районного суда г. Москвы от 21 декабря 2020 года изменить, взыскать с Потапова Павла Геннадиевича в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N *** по Ярославской области недоимку по земельному налогу за 2016-2018 год в размере 117 738 руб, пени в размере 3 666, 21 руб, госпошлину в доход бюджета города Москвы в размере 3 628 руб. 08 коп.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.