Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре Карасевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе административного истца Котляренко К.М. на решение Симоновского районного суда адрес от 29 марта 2021 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного иска Котляренко... к ГУ - ОПФР по адрес и адрес о признании незаконным бездействия, об обязании предоставить единовременную выплату отказать, установила:
Котляренко К.М. обратился в Симоновский районный суд адрес с административным исковым заявлением к ГУ - ОПФР по адрес и адрес о признании незаконным бездействия, об обязании предоставить единовременную выплату, ссылаясь на то, что истец, будучи гражданином Российской Федерации, родителем двоих несовершеннолетних детей фио, паспортные данные, и фио, 24 августа 2012 года, имеющих гражданство Российской Федерации и проживающих на адрес, обратился с заявлением с приложенными к нему копиями своего паспорта и свидетельств о рождении детей, реквизитов банковского счета для перевода денежных средств, к ответчику о предоставлении единовременных выплат на каждого ребенка в соответствии с Указом Президента РФ от 07 апреля 2020 года N249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей", в чем письмом от 31 августа 2020 года N... ему фактически было отказано со ссылкой на то, что в данном случае следует подать заявление о предоставлении единовременной выплаты лишь после получения СНИЛС на несовершеннолетних детей, в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", при этом в ответах от 16 ноября 2020 года и от 18 ноября 2020 года на жалобы истца в территориальный Пенсионный фонд РФ указано не только на необходимость получения СНИЛС на детей, что противоречит положениям п.10 постановления Правительства РФ от 07 апреля 2020 года N249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей", но и на то, что к заявлению были приложены незаверенные документы на детей, прием заявлений о выплате данных денежных средств уже завершен, сведения о факте подачи им заявления о предоставлении выплат на детей в территориальных органах ПФР по адрес и адрес отсутствуют, в связи с чем просил суд признать незаконным бездействие ответчика по предоставлению единовременной выплаты, обязать предоставить единовременные выплаты на каждого ребенка в общей сумме по сумма, установленных Указами
Президента РФ от 07 апреля 2020 года N249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" и от 23 июня 2020 года N412 "О единовременной выплате семьям, имеющим детей", а всего сумма, путем перечисления на указанный в заявлении от 30 июля 2020 года расчетный счет.
Судом постановлено приведенное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить административный истец Котляренко К.М, указывая на то, что при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции не принята во внимание ч.1 ст.38 Конституции РФ, неправильно применены положения постановления Правительства РФ от 11 мая 2020 года N652 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2020 года N474", Указы Президента РФ от 07 апреля 2020 года N249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" и от 23 июня 2020 года N412 "О единовременной выплате семьям, имеющим детей", п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27 июля 2006 года N152-ФЗ "О персональных данных", с учетом которых условиями для осуществления единовременной выплаты являются лишь возраст ребенка, проживание на адрес и гражданство Российской Федерации, что им было подтверждено представленными документами и являлось достаточным для перечисления причитающихся выплат, тогда как регистрация детей в системе индивидуального персонифицированного учета данными нормами не предусмотрена, такое требование ограничивает права ребенка и семьи на государственную поддержку; также судом не дана правовая оценка тому, что в выплате было отказано также по основанию отсутствия нотариально удостоверенных документов, что законом, в том числе Федеральным законом от 27 июля 2010 года N210 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", не предусмотрено.
В заседание судебной коллегии Московского городского суда административный истец Котляренко К.М, будучи в установленном порядке и заблаговременно извещенным о времени и месте судебного заседания, не явился, о причинах своей неявки не сообщил, доказательств уважительности причин неявки не представил, в связи с чем, с учетом положений ст.ст.150, 152 КАС РФ, препятствий к рассмотрению дела в его отсутствие не имеется.
Представитель административного ответчика ГУ - ОПФР по адрес и адрес фио, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения указанной жалобы, ссылаясь на то, что причитающиеся в соответствии с Указами Президента РФ от 07 апреля 2020 года N249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" и от 23 июня 2020 года N412 "О единовременной выплате семьям, имеющим детей" выплаты на несовершеннолетних детей Котляренко К.М. перечислены в полном объеме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы поданной жалобы, выслушав объяснения представителя административного ответчика, руководствуясь положениями статьи 310 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения районного суда, как постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего административного дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 226 КАС РФ определено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
При рассмотрении настоящего административного дела судом первой инстанции установлено, что Котляренко К.М. является гражданином Российской Федерации, проживает на адрес, является родителем фио, паспортные данные, повторное свидетельство о рождении VIII-МЮ N896240 от 26 октября 2018 года, и фио, 24 августа 2012 года, паспортные данные, повторное свидетельство о рождении VIII-МЮ N896241 от 26 октября 2018 года, имеющих гражданство Российской Федерации и проживающих на адрес, подпадающим под категорию граждан, кому предусмотрены меры социальной поддержки Указами Президента Российской Федерации от 07 апреля 2020 года N249 и от 23 июня 2020 года N412, в связи с чем 31 июля 2020 года посредством Почты России в ГУ - ОПФР по адрес и адрес он направил заявление о предоставлении на основании Указа Президента РФ от 07 апреля 2020 года N249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" единовременной выплаты на каждого ребенка, приложив к нему копии своего паспорта гражданина Российской Федерации и реквизиты счета, а также копии свидетельств о рождении детей, в ответ на которое письмом N... от 31 августа 2020 года ГУ - ОПФР по адрес и адрес ему разъяснено, что детей следует зарегистрировать в системе обязательного пенсионного страхования и получить документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета (СНИЛС), после чего подать заявление о предоставлении единовременной выплаты любым из способов, изложенных в письме, к которому приложен бланк данного заявления.
Кроме того, письмами от 09 ноября 2020 года NК-45098\9-19\47982 и от 27 октября 2020 года NК-50551-19\55836 ГУ - ОПФР по адрес и адрес Котляренко К.М. сообщено, что в направленном заявлении отсутствует информация о СНИЛСах детей, а приложенные к нему копии документов нотариально не удостоверены, по вопросу регистрации детей в системе индивидуального (персонифицированного) учета (СНИЛС) в Клиентские службы территориальных органов ПФР Котляренко К.М. не обращался, сведения о факте подачи им заявления о предоставлении единовременной выплаты на детей, оформленном в установленном порядке, в ГУ - ОПФР по адрес и адрес отсутствуют.
Отказывая в удовлетворении заявленного административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что решение об отказе в выплате единовременного пособия на каждого несовершеннолетнего ребенка в отношении их родителя Котляренко К.М. ГУ - ОПФР по адрес и адрес не принималось, в связи с тем, что поданные им документы надлежащим образом оформлены не были, заявления Котляренко К.М. рассмотрены в порядке и сроки, установленные Федеральным законом Российской Федерации от 02 мая 2006 года N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в направленных в адрес административного истца ответах подробно сообщено, что к заявлению им не приложены нотариально удостоверенные копии документов на самого заявителя и его несовершеннолетних детей, не представлены сведения о страховых номерах индивидуальных лицевых счетов детей, СНИЛСы на детей отсутствуют, а также разъяснено, какие именно действия следует совершить заявителю в целях получения единовременной выплаты на несовершеннолетних детей на основании Указов Президента РФ от 07 апреля 2020 года N249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" и от 23 июня 2020 года N412 "О единовременной выплате семьям, имеющим детей".
Судебная коллегия находит такие выводы суда первой инстанции правильными, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела, не противоречащими имеющимся по делу доказательствам, которым дана правильная правовая оценка, подробно мотивированная в оспариваемом судебном акте, основанная на верном применении норм материального права.
В целях обеспечения социальной поддержки семей, имеющих детей, в период неблагоприятной эпидемиологической ситуации, сложившейся в связи с распространением новой коронавирусной инфекции "COVID-19", Президентом Российской Федерации 07 апреля 2020 года издан Указ N249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей", пунктом 1.1 которого в редакции Указа Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 года N317 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 07 апреля 2020 года N249" закреплена необходимость производить, начиная с 01 июня 2020 года единовременную выплату в размере сумма гражданам Российской Федерации, проживающим на адрес, на каждого ребенка в возрасте от 3 до 16 лет, имеющего гражданство Российской Федерации (при условии достижения ребенком возраста 16 лет до 01 июля 2020 года).
Указом Президента РФ от 23 июня 2020 года N412 "О единовременной выплате семьям, имеющим детей" в дополнение к социальным выплатам, предусмотренным вышеназванным Указом Президента РФ от 07 апреля 2020 года N249, постановлено произвести единовременную выплату гражданам Российской Федерации, проживающим на адрес и являющимся родителями, усыновителями, опекунами, попечителями детей в возрасте до 16 лет, имеющих гражданство Российской Федерации, в размере сумма на каждого такого ребенка (пункт 1).
Правила осуществления выплат, предусмотренных вышеизложенными Указами Президента Российской Федерации от 07 апреля 2020 года N249 и от 23 июня 2020 года N412, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2020 года N474, которые в связи с внесением Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 года N317 изменений в Указ N249 Постановлением N652 были дополнены пунктом 3(1), в соответствии с которым, единовременная выплата в размере сумма осуществляется, начиная с 01 июня 2020 года гражданам Российской Федерации, проживающим на адрес, на каждого рожденного (усыновленного) ребенка в возрасте от 3 до 16 лет, имеющего гражданство Российской Федерации, при условии достижения ребенком возраста 16 лет до 01 июля 2020 года.
По смыслу указанных правовых актов, единовременная выплата носит характер мер дополнительной социальной поддержки, ее предоставление каждому родителю детей указанного возраста не предусмотрена, выплата производится на каждого ребенка один раз, правом на ее получение наделены только семьи, в составе которых имеются дети в возрасте от 3 до 16 лет, достигших до 01 июля 2020 года.
Для получения единовременной выплаты, предусмотренной пунктом 3(1) настоящих правил, заявители или представители заявителей вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства, месту пребывания или фактического проживания с заявлением о предоставлении единовременной выплаты в любое время до 01 октября 2020 года (п. 4(1) Правил).
Заявление о предоставлении единовременной выплаты может быть направлено в форме электронного документа через ЕПГУ (пункт 5.1 Правил N474) либо подано в территориальный орган ПФР или в МФЦ с предъявлением документов, удостоверяющих личность заявителя (пункт 6 Правил N474).
В соответствии с пунктом 12 Правил N474, заявление о предоставлении ежемесячной выплаты или заявление о предоставлении единовременной выплаты подлежит рассмотрению территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты регистрации соответствующего заявления. В результате рассмотрения заявления принимается решение о его удовлетворении или об отказе в его удовлетворении.
Перечисление, установленное единовременной выплаты осуществляется территориальным органом ПФР в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты принятия решения об осуществлении единовременной выплаты, путем безналичного перечисления на счет заявителя, открытый им в кредитной организации на адрес, в соответствии с реквизитами, указанными в заявлении (пункт 14(1) Правил N474).
Как следует из п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 07 апреля 2020 года N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей", обязанность по обеспечению осуществления единовременной выплаты семьям с детьми в возрасте от 3 до 16 лет возложена на Пенсионный фонд Российской Федерации.
Исходя из положений п.6 указанных выше Правил в редакции Постановления Правительства РФ от 11 мая 2020 года N652, заявление о предоставлении ежемесячной выплаты или заявление о предоставлении единовременной выплаты может быть подано в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, а также в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с предъявлением следующих документов (их копий, заверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке): документы, удостоверяющие личность заявителя, документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя заявителя, - в случае подачи заявления через представителя заявителя.
В данном случае следует отметить, что к заверенным в установленном законодательством Российской Федерации порядке копиям относятся только те, идентичность которых удостоверена нотариально либо заверена подписью компетентного должностного лица.
Пунктом 7 Правил, утвержденных постановлением N474, закреплено, что при рассмотрении заявления о предоставлении ежемесячной выплаты или заявления о предоставлении единовременной выплаты территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляет проверку сведений, содержащихся в представленных заявлении и документах, в том числе путем запроса в соответствующие органы с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и Единой государственной информационной системы социального обеспечения сведений о рождении (смерти) ребенка, представителе заявителя, фактах лишения родительских прав и иных сведений, необходимых для принятия решения о предоставлении ежемесячной выплаты или решения о предоставлении единовременной выплаты.
Перечень сведений для предоставления выплат приведен в пунктах 10 - 11 Правил.
Таким образом, все поступающие в орган ПФР с использованием ЕПГУ заявления на федеральном уровне в автоматическом режиме проходят различные этапы обработки и проверки следующих сведений, указанных в заявлении: страховых номеров индивидуальных лицевых счетов заявителя и ребенка (детей), фамилий, имен, отчеств и дат рождения заявителя и ребенка (детей), актовой записи о рождении ребенка по данным Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, родственных связей с заявителем.
Поскольку в рамках рассматриваемого дела в качестве способа подачи заявления в ГУ - ОПФР по адрес и адрес административный истец избрал Почту России, вследствие чего в автоматическом режиме проверить соответствующие сведения не представлялось возможным, а приложенные к заявлению копии документов нотариально не были удостоверены, информация о СНИЛСах детей отсутствовала, не принимая решения об отказе в предназначенных выплатах, ПФР разъяснил заявителю необходимость представления надлежащим образом оформленных документов, а также необходимость обращения за оформлением СНИЛСов, на основании которых будет осуществлена предназначенная выплата.
Согласно информации ГУ - ОПФР по адрес и адрес, по поручению Пенсионного фонда Российской Федерации от 06 августа 2021 года N25-22\18316 Котляренко К.М. в отношении несовершеннолетних детей фио, паспортные данные, и фио, 24 августа 2012 года, произведены единовременные выплаты, предназначенные Указами Президента РФ от 07 апреля 2020 года N249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" и от 23 июня 2020 года N412 "О единовременной выплате семьям, имеющим детей", сведения о регистрации несовершеннолетних детей административного истца в системе государственного пенсионного страхования был обнаружен в апреле 2021 года, уже после окончания срока подачи гражданами заявления о предоставлении единовременной выплаты.
Ввиду изложенного, оснований для признания незаконным бездействия ответчика по предоставлению единовременной выплаты и об обязании предоставить единовременные выплаты на каждого ребенка в общей сумме по сумма, установленных Указами Президента РФ от 07 апреля 2020 года N249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" и от 23 июня 2020 года N412 "О единовременной выплате семьям, имеющим детей", а всего сумма, у суда первой инстанции не имелось.
Несогласие, выраженное в апелляционной жалобе с выводами суда первой инстанции, иная оценка фактических обстоятельств, равно как и отличное от суда толкование положений закона, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает допущенных нарушений норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы служить основанием, предусмотренным статьей 310 КАС РФ, для отмены решения Симоновского районного суда адрес от 29 марта 2021 года судебной коллегией по доводам апелляционной жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Симоновского районного суда адрес от 29 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Котляренко К.М. - без удовлетворения.
Решение суда первой инстанции и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.