Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре Щербаковой Ю.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Кунцевского районного суда адрес от 29 сентября 2021 года по административному иску фио к Инспекции ФНС России N31 по адрес о признании незаконным решения об отказе в возврате излишне уплаченного налога и взыскании суммы излишне уплаченного налога, УСТАНОВИЛА:
фио обратился в суд с административным иском к Инспекции ФНС России N31 по адрес о признании незаконным решения N 12972 от 09 ноября 2020 года об отказе в возврате излишне уплаченного налога и взыскании суммы излишне уплаченного налога в размере сумма, расходов по оплате государственной пошлины в размере сумма, мотивируя требования тем, что в августе 2020 года он узнал о наличии излишне уплаченного налога в бюджет: НДФЛ с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст.228 НК РФ, 10 августа 2020 года обратился с заявлением о возврате излишне уплаченного налога в Инспекцию ФНС России N31 по адрес, в чем ему было незаконно отказано по причине истечения трех лет со дня уплаты налога.
Решением Кунцевского районного суда адрес от 29 сентября 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе фио ставится вопрос об отмене решения.
В заседание судебной коллегии административный истец фио явился, доводы жалобы поддержал.
Представитель Инспекции ФНС России N31 по адрес по доверенности фио просил решение суда оставить без изменения по доводам, приведенным в письменных возражениях.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда вследствие нарушения норм процессуального права и оставления административного иска без рассмотрения.
09 ноября 2020 года фио был уведомлен налоговым органом о принятом решении N 12972 об отказе в зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога (сбора) "Налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст.228 НК РФ".
В своем исковом заявлении фио оспаривает вышеуказанное решение налогового органа.
Нормы Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают обязательный судебный контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации налоговыми органами своих административных властных требований к физическим лицам и организациям в сфере налоговых правоотношений, предусматривая обязательный досудебный порядок разрешения таких споров.
Согласно пункту 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействия их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 139 Налогового кодекса Российской Федерации жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.
Частью 3 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения административных споров, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка.
Таким образом, обжалование решения Инспекции ФНС России N31 по адрес возможно только после того, когда оно будет проверено по апелляционной жалобе фио УФНС по адрес.
Однако данных о том, что досудебный порядок разрешения спора был соблюден, в деле не имеется.
Отсутствуют указания на соблюдение досудебного порядка разрешения спора и в административном иске.
Поскольку административный истец не наделен правом выбора инстанции, в которой надлежит рассмотрению его апелляционная жалоба на действие (бездействие) налогового органа, а суд лишен возможности принять к своему производству дело, минуя процедуру апелляционного рассмотрения вышестоящим в порядке подчиненности налоговым органом, решение суда нельзя признать законным.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.
При таком положении решение суда подлежит отмене, а административный иск оставлению без рассмотрения.
Руководствуясь ст. 311, п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кунцевского районного суда адрес от 29 сентября 2021 года отменить, а административный иск фио к Инспекции ФНС России N31 по адрес о признании незаконным решения об отказе в возврате излишне уплаченного налога и взыскании суммы излишне уплаченного налога оставить без рассмотрения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.