Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио, при секретаре Бондарь И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца ИФНС России по адрес - фио на решение Перовского районного суда адрес от 03 июня 2020 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административного искового заявления Инспекции Федеральной налоговой службы России по адрес к фио о взыскании недоимки по налогу на имущество и земельному налогу, - отказать", УСТАНОВИЛА:
ИФНС России по адрес обратилась в суд с административным исковым заявлением к фио о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу и пени за 2017 год, мотивируя свои требования тем, что фио в указанный период являлся собственником дома и земельных участков, признанных объектами налогообложения, в связи с чем, налоговым органом был начислен налог на имущество физических лиц, земельный налог, административному ответчику направлено налоговое уведомление и требование об уплате налогов, однако в установленный срок уплата налогов административным ответчиком произведена не была.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного истца.
Исследовав материалы дела, выслушав административного истца фио, представителя административного истца фио - фио, проверив решение, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что решение Перовского районного суда адрес от 03 июня 2020 года подлежит отмене.
В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Из материалов настоящего административного дела следует, что фио в 2017 году являлся собственником дома и земельных участков, расположенных по адресу:
- адрес, С/ адрес (сторожка 1), кадастровый номер: 50:11:0050206:117 (дата регистрации права 23 июня 2006 года и по настоящее время);
- адрес, С/ адрес (сторожка 1), кадастровый номер: 50:11:0040108:209 (дата регистрации права 22 декабря 2008 года и по настоящее время);
- адрес, Лесная сторожка, тер. 2а, кадастровый номер: 50:11:0040108:212 (дата регистрации права 14 декабря 2009 года и по настоящее время);
- адрес, Лесная сторожка, тер. 2е, кадастровый номер: 50:11:0040108:219 (дата регистрации права 16 апреля 2010 года, дата снятия с регистрационного учета 06 июля 2017 года);
- адрес, Лесная сторожка, тер. 2г, кадастровый номер: 50:11:0040108:217 (дата регистрации права 16 апреля 2010 года и по настоящее время);
- адрес, Лесная сторожка, тер. 2д, кадастровый номер: 50:11:0040108:217 (дата регистрации права 16 апреля 2010 года и по настоящее время);
- адрес, С/ адрес сторожка, 2д кадастровый номер: 50:11:0040108:218 (дата регистрации права 16 апреля 2010 года и по настоящее время);
- адрес, С/ адрес, кадастровый номер: 50:11:40108:210 (дата регистрации права 29 декабря 2016 года и по настоящее время);
- адрес, С/ адрес, кадастровый номер: 50:11:40108:208 (дата регистрации права 29 декабря 2016 года, дата снятия с регистрационного учета 26 сентября 2018 года).
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога на имущество физических лиц за 2017 год, у административного ответчика за указанный период образовалась задолженность в размере сумма, пени в размере сумма, кроме того, у административного ответчика образовалась задолженность по уплате земельного налога за 2017 год в размере сумма, пени в размере сумма, а всего сумма
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства, отказал в удовлетворении заявленных требований, исходя при этом из того, что задолженность по оплате налога на имущество физических лиц, земельного налога и пени за 2017 год была полностью оплачена административным ответчиком, что подтверждается копиями квитанций.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда по следующим основаниям.
Так, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме, обязанность своевременно уплачивать налоги, обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ закреплен принцип платности землепользования.
Одной из форм платы за использование земли является земельный налог. Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах или досрочно, причем налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр.
Согласно статье 387 НК РФ земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со статьей 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Статьей 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.
В соответствии со статьей 399 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1).
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового Кодекса РФ.
Налоговым периодом признается календарный год (статья 405 Налогового кодекса РФ).
Статьей 72 Налогового кодекса РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Согласно положениям статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога, процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
С учетом указанных обстоятельств, с фио подлежит взысканию задолженность по земельному налогу за 2017 год в размере сумма, а также пени в размере сумма
При этом, представленная фио в подтверждение уплаты земельного налога за 2017 год квитанция от 21 сентября 2018 года не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных административным истцом требований, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно статье 409 Налогового кодекса РФ, налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Как указал фио и данные обстоятельства следуют из материалов дела, представленная административным истцом в подтверждение уплаты земельного налога за 2017 год квитанция от 21 сентября 2018 года была оплачена на основании извещения от 13 февраля 2018 года, сформированного по требованию налогового органа об уплате задолженности по земельному налогу за 2016 год, что также следует из текста самого извещения, соответственно, административным истцом представлена квитанция об уплате земельного налога за 2016 год, между тем, доказательств, подтверждающих уплату земельного налога по требованию налогового органа за 2017 год, в материалах дела не имеется, административным ответчиком таких доказательств как в ходе рассмотрения дела в суде первой, так и апелляционной инстанции не представлено, в связи с чем требования налогового органа в указанной части подлежат удовлетворению.
Оснований для взыскания с административного ответчика налога на имущество физических лиц за 2017 год в настоящее время не имеется, поскольку согласно сведениям из карточки расчетов с бюджетом, задолженность по налогу на имущество физических лиц за указанный период в размере сумма и пени в размере сумма были уплачены фио в полном объеме 28 апреля 2021 года.
Изложенное, по убеждению судебной коллегии, оценивающей собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, опровергает правомерность вывода суда об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска в части взыскания задолженности по земельному налогу за 2017 год.
Таким образом, обжалуемое судебное решение вынесено без учета фактических обстоятельств дела, имеются основания для отмены решения суда, с административного ответчика в пользу налогового органа в счет уплаты задолженности по земельному налогу за 2017 год подлежат взысканию сумма пени в размере сумма, а также государственная пошлина в доход бюджета адрес за рассмотрение дела в суде в размере сумма пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Перовского районного суда адрес от 03 июня 2020 года отменить.
Взыскать с фио в пользу ИФНС России по адрес в счет задолженности по земельному налогу за 2017 год сумма (сумма прописью), пени в размере сумма (сумма прописью).
Взыскать с фио государственную пошлину в доход бюджета адрес в размере сумма (сумма прописью).
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.