Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио, судей фио, фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело N 2а-209/2021 по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Пресненского районного суда адрес от 19 марта 2021 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований фио к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании незаконным отказа в проведении государственного кадастрового учета, обязании осуществить государственный кадастровый учет земельного участка - отказать, УСТАНОВИЛА:
Административный истец фио обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании незаконным отказ в государственном кадастровом учете земельного участка, расположенного под многоквартирным домом по адресу: адрес, возложить обязанность осуществить государственный кадастровый учет земельного участка. В обоснование требований указывает, что с целью приобретения в общую долевую собственность земельного участка обратился в Департамент городского имущества адрес, представив межевой план образованного для этих целей земельного участка. Департамент городского имущества адрес обратился в Управление Росреестра с целью постановки земельного участка на кадастровый учет, однако Управление Росреестра уведомило о приостановлении действий по постановке участка на кадастровый учет, затем приняло решение об отказе, обоснованное тем, что конфигурация земельного участка, приведенная в представленном межевом плане, не соответствует утвержденному распоряжением Департамента городского имущества адрес 28.12.2015 года проекту межевания. Данный отказ заявитель считает незаконным, нарушающим его права.
Представитель административного истца, действующий на основании доверенности фио, в судебном заседании требования административного иска поддержал.
Административный ответчик и заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец по доводам апелляционной жалобы, полагая, что судом допущено неправильное определение и недоказанность обстоятельств, имеющих значение для административного дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца, действующего на основании доверенности фио, доводы апелляционной жалобы поддержавшего, сочтя возможным на основании ст. 150 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о дате судебного заседания, о причинах неявки не уведомивших, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене в силу следующего.
Согласно части 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушения такого характера были допущены судом исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что фио, являясь собственником жилого помещения, расположенного в МКД по адресу: адрес, обратился в Департамент городского имущества адрес с заявлением об образовании земельного участка, приложив к заявлению межевой план, подготовленный кадастровым инженером адрес Москвы "МосгорБТИ".
12.08.2020 года Департамент городского имущества адрес обратился с заявлением о государственном кадастровом учете и межевым планом в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес.
20.11.2020 года Управлением Росреестра по Москве отказано в проведении кадастрового учета земельного участка по тем основаниям, что конфигурация образуемого участка не соответствует проекту межевания, утвержденному 28.12.2015 года, земельный участок, определенный проектом межевания подлежит образованию как один земельный участок.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что доказательств неправомерности принятых административным ответчиком решений о приостановлении кадастрового учета и отказе в его проведении в ходе судебного разбирательства не добыто, суду не представлено, оспариваемые административным истцом решения, принятые Управлением Росреестра по адрес, соответствуют ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
С данным выводом суда судебная коллегия согласиться не может.
В соответствии с ч.1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Частью 2 указанной статьи предусмотрены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, которыми являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской
Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования:
1) в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр (далее - личное обращение), посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее - почтовое отправление);
2) в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - единый портал), или официального сайта, или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав (далее также - отправление в электронной форме).
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе посредством личного обращения представляются независимо от места нахождения объекта недвижимости в подразделение органа регистрации прав или многофункциональный центр согласно перечню подразделений органа регистрации прав и многофункциональных центров, который опубликован на официальном сайте.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Положениями ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ предусмотрены основания приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Согласно ст. 27 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 названной статьи.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 г. N 12-П, в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, - для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.
Осуществляя свои дискреционные полномочия в области правовой регламентации отношений, объектом которых являются земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах - исходя из правовой природы общего имущества многоквартирных домов как имущества, не имеющего самостоятельной потребительской ценности и предназначенного в первую очередь для обеспечения возможности пользования указанными помещениями, - установилв ЖК РФ общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36), а в Законе N 189-ФЗ - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16).
Право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок, на котором расположен данный дом, возникает в силу положений Жилищного кодекса РФ и Закона N 189-ФЗ, следовательно, административный истец как собственник помещения в многоквартирном доме вправе требовать формирования границ земельного участка и постановки его на кадастровый учет в целях надлежащей эксплуатации такого дома.
Как усматривается из материалов дела, межевой план, содержащий согласование земельных границ, в том числе с Департаментом городского имущества, был представлен в Управление Росреестра по Москве, в указанном межевом плане кадастровый инженер отразил, что площадь образуемого земельного участка не превышает площадь, утвержденную проектом межевания квартала; отличие площади образуемого земельного участка от площади земельного участка, указанной в утвержденном проекте межевания территории, составляет не более 10 %, что не противоречит п. 42 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации, тогда как отклонение конфигурации не поименовано в числе оснований для приостановления регистрационных действий.
При таких обстоятельствах, уведомление Управления Росреестра по адрес об отказе государственного кадастрового учета от 20.11.2020 года нельзя признать законным, оно нарушает права административного истца, как собственника многоквартирного дома, в связи с чем его права подлежат восстановлению, а решение суда - отмене с вынесением нового решения о признании незаконным вышеуказанного уведомления и возложением на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть вопрос о постановке на кадастровый учет земельного участка, расположенного под многоквартирным домом по адресу: адрес.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пресненского районного суда адрес от 19 марта 2021 года отменить, постановить по делу новое решение, которым требования фио удовлетворить, признать незаконным уведомление Управления Росреестра по адрес об отказе в проведении государственного кадастрового учета от 20.11.2020 года, возложив обязанность на Управление Росреестра по Москве повторно рассмотреть вопрос о постановке на кадастровый учет земельного участка, расположенного под многоквартирным домом по адресу: адрес.
Апелляционное определение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.