Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио, судей фио, фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, административное дело N 2а-232/2021 по апелляционной жалобе административного истца фио - председателя адрес на решение Тушинского районного суда адрес от 2 апреля 2021 года, которым постановлено:
в удовлетворении административных исковых требований Мосинова фио к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по адрес о признании решения и действий незаконными, устранения нарушения прав - отказать, УСТАНОВИЛА:
Председатель адрес обратился в суд с административным иском к административному ответчику МИФНС N 46 по адрес о признании незаконным решения налогового органа от 06.03.2020 года о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, принятого на основании ст. 21.1 Федерального закона N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", решение о прекращении деятельности ГСК незаконными и обязать восстановить адрес в ЕГРЮЛ за регистрационным номером 104500091506 от 13.09.2004 года, мотивируя требования тем, что указанное решение не учитывает, что юридическим лицом является некоммерческая организация, для которой наличие банковского счета не является обязательным, деятельность свою организация не прекращала, продолжает вести работу в текущем году, банковских счетов ГСК не имеет, поскольку отсутствует необходимость осуществлять платежи безналичным путем. Оспариваемыми решениями административному истцу создаются препятствия в осуществлении правообладания гаражом, расположенным в данном ГСК.
Административный истец фио, его представитель по доверенности фио, в судебном заседании заявленные требования поддержали.
Представитель административного ответчика МИФНС N 46 по адрес по доверенности фио в судебном заседании исковые требования не признал.
Представитель заинтересованного лица МИФНС России N 51, действующая на основании доверенности фио, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец со ссылкой на то, что оснований для принятия оспариваемых решений у налогового органа не имелось, адрес продолжает деятельность.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца, действующей на основании доверенности фио, возражения на апелляционную жалобу представителя административного ответчика МИФНС России N 51 по адрес фио, возражения на апелляционную жалобу представителя заинтересованного лица МИФНС России N 46 по адрес, действующей на основании доверенности фио, проверив решение, приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Как усматривается из материалов дела, адрес был создан и зарегистрирован в ЕГРН 13.09.2004 года (ОГРН 1047796991550, ИНН 7733506810).
В МИФНС России N 46 по адрес из ИФНС России N 51 по адрес поступила справка об отсутствии движения средств по счетам или отсутствии открытых счетов N 6097-С от 07.04.2020 и справка о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности N 6097-С от 07.04.2020 в отношении адрес по форме, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации N 32н "Об утверждении формы справки о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и формы справки об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов".
01.06.2020 года МИФНС России N 46 по адрес было принято решение
N 72809 о предстоящем исключении недействующего юридического лица адрес из ЕГРЮЛ.
03.06.2020 года в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 2207704919486 в отношении адрес о принятии решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица.
03.06.2020 года сведения о предстоящем исключении адрес были опубликованы в Вестнике государственной регистрации ч.2 N 22 (789) от 03.06.2020/9563.
17.09.2020 года в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 2207709421995 в отношении адрес о внесении в ЕГРЮЛ сведений об исключении юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.
Решение о предстоящем исключении и об исключении адрес из ЕГРЮЛ Управлением Федеральной Налоговой службы по адрес было принято на основании статьи 21.1 Федерального закона N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с отсутствием сведений о движении денежных средств по расчетным счетам, отсутствием у юридического лица открытых банковских счетов и непредставления адрес в течение последних двенадцати месяцев бухгалтерской отчетности.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что установленные выше нарушения действующего законодательства со стороны адрес последним не опровергнуты, что свидетельствует о законности принятого налоговым органом решения.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции законными, обоснованными, соответствующими обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" Федеральная налоговая служба в лице ее территориальных подразделений является органом исполнительной власти, осуществляющим контрольные функции путем реализации проверочных мероприятий в рамках предоставленных ей действующим законодательством полномочий.
Согласно п. 1 ст. 64.2. Гражданского кодекса Российской Федерации считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).
Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (п. 2 ст. 64.2. Гражданского кодекса Российской Федерации).
Порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа определен ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).
В силу ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
В соответствии с п. 4 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
В силу п. 7 ст. 22 Закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", если в течение срока, предусмотренного п. 4 ст. 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
Принимая во внимание вышеизложенные положения закона, судебная коллегия полагает, что совокупность оснований для признания незаконным оспариваемого решения, предусмотренных положениями статьи 227 КАС РФ, при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, в связи с чем судом первой инстанции обосновано было отказано в удовлетворении заявленных требований; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права; бремя доказывания между сторонами распределено верно (статья 62 КАС РФ).
При этом утверждение административного истца о том, что выявленные налоговой инспекцией нарушения не могут являться достаточным основанием для применения такой исключительной меры, как ликвидация юридического лица, направлено на неверное толкование Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", носит субъективный характер, поскольку непредоставление отчетов о деятельности подразумевает сокрытие информации о доходах организации, ее расходах, не обеспечивая доступность ознакомления с указанным отчетом.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Постановление от 6 декабря 2011 года N 26-П; определения от 17 января 2012 года N 143-О-О, от 24 сентября 2013 года N 1346-О, от 26 апреля 2016 года N 807-О и др.), положения данной статьи Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", предусматривающие в отношении тех юридических лиц, которые прекратили свою деятельность (признаны недействующими юридическими лицами), упрощенный - внесудебный - порядок исключения из Единого государственного реестра юридических лиц, устанавливают два условия, при которых юридическое лицо признается фактически прекратившим свою деятельность, - непредставление в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету.
Такое правовое регулирование, как было отмечено, направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота. Данные законоположения применяются с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц; к таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, размещение в сети "Интернет" на сайте Федеральной налоговой службы, а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из реестра.
Кроме того, как подчеркнул Конституционный Суд Российской Федерации, в соответствии с пунктом 8 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Реестра, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав, что направлено на защиту прав и законных интересов указанных лиц и реализацию ими права, гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, положения статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", определяющие четкие критерии признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом) и, соответственно, не допускающие их произвольного применения, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя, указанные в жалобе.
Оснований согласиться с иными доводами апелляционной жалобы не имеется; в основном, они направлены на переоценку доказательств, установленных по делу фактических обстоятельств, и при этом не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела необоснованны, в связи с чем не могут повлечь отмену судебного постановления.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия, определила:
решение Тушинского районного суда адрес от 02.04.2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца фио - председателя адрес - без удовлетворения.
Решение районного суда и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.