Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио, судей фио, фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, административное дело N 2а-338/2021 по апелляционной жалобе представителя административного истца фио, действующего на основании доверенности фио, на решение Мещанского районного суда адрес от 21 апреля 2021 года, которым постановлено:
административный иск фио к ИФНС N 2 по адрес, Межрайонной инспекции ФНС по централизованной обработке данных о признании незаконным отказ в установлении статуса налогового нерезидента оставить без удовлетворения, УСТАНОВИЛА:
фио обратился в суд с административным иском к ИФНС N 2 по адрес, Межрайонной инспекции ФНС по централизованной обработке данных и просил признать незаконным отказ в установлении статуса налогового нерезидента, мотивируя свои требования тем, что он в ноябре и декабре 2020 года обращался к административным ответчикам с заявлением об установлении статуса налогового нерезидента в период с сентября 2015 по 2017 год, поскольку в период 2014-2018 год ему принадлежали валютные купонные облигации иностранного эмитента, по которым ПАО "Промсвязьбанк" в 2015-2017 год выплачивал накопленный купонный доход, с которого удерживался НДФЛ в размере 13%. С сентября 2015 года административный истец утратил статус налогового резидента Российской Федерации, предусмотренный ст. 207 НК РФ, так как переехал для постоянного проживания в другую страну. При таких обстоятельствах выплаченный ему банком накопленный купонный доход не подлежал обложению НДФЛ, и банк не имел право начислять ему НДФЛ по ставке 13 %. Административный истец неоднократно обращался к банку с просьбами подать в отношении него в налоговую инспекцию уточненные и аннулирующие справки 2-НДФЛ за 2015, 2016 и 2017 годы, однако банк данные обязанности не выполнил. В ноябре 2020 года административный истец обратился в ИФНС N 2, с заявлением об установлении статуса налогового нерезидента, однако ему отказали и рекомендовали обратиться в МИФНС России по ЦОД как в орган, устанавливающий статус резидента либо его отсутствие, в декабре 2020 года он обратился в МИФНС по ЦОД
с указанным выше заявлением, однако в подтверждении статуса отказано. Данный отказ нарушает права административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца фио, действующий на основании доверенности фио, заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика ИНФС N 2 по адрес в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен, представил письменные возражения на иск.
Представитель административного ответчика МИНФС по ЦОД в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, ранее представил суду письменные возражения, в которых против удовлетворения требований возражал.
Представитель заинтересованного лица ГУ МВД РФ по адрес в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица ПАО "Промсвязьбанк" в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец, полагая, что судом нарушены нормы материального и процессуального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца, действующей на основании доверенности фио, возражения на апелляционную жалобу представителя административного ответчика ИФНС N 2 по адрес, действующей на основании доверенности фио, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции и не сообщивших об уважительных причинах неявки, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
В соответствии с п. 1 ст. 207 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 207 Кодекса, налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Налоговый статус физического лица определяется на каждую дату получения им дохода исходя из фактического времени его нахождения на адрес.
При определении налогового статуса физического лица учитывается 12-месячный период, предшествующий дате получения дохода физическим лицом, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году).
183 дня пребывания в Российской Федерации, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом Российской Федерации, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в которые физическое лицо находилось в Российской Федерации в течение 12 следующих подряд месяцев. Окончательный налоговый статус налогоплательщика, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период, определяется по его итогам.
Таким образом, если по итогам налогового периода число дней пребывания физического лица в Российской Федерации в данном налоговом периоде не превысит 183 дня, такое лицо не будет признаваться налоговым резидентом Российской Федерации в данном налоговом периоде. 12 месяцев являются расчетным периодом. Он может совпадать с календарным годом или приходиться на разные годы, то есть начинаться в одном и заканчиваться в другом календарном году.
Перечень документов, подтверждающих фактическое нахождение физического лица на адрес, Кодексом не установлен.
Такими документами могут являться копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, квитанции о проживании в гостинице и другие документы, на основании которых можно установить фактическое нахождение физического лица в Российской Федерации и за пределами Российской Федерации.
Подтверждение фактического нахождения физического лица на адрес может производиться на основании любых документов, оформленных в установленном порядке, позволяющих установить количество дней его фактического пребывания на адрес.
Согласно пп. 1 п. 3 ст. 208 Налогового кодекса РФ проценты, полученные от иностранной организации, за исключением процентов, предусмотренных пп. 1 п. 1 ст. 208 Кодекса, а также выплаты по представляемым ценным бумагам, полученные от эмитента российских депозитарных расписок, относятся к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.
Купонный доход, полученный по иностранным облигациям, относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации, и образует объект налогообложения.
Согласно пункту 8 Порядка предоставления документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации, утвержденного приказом ФНС России от 07.11.2017 N ММВ-7-17/837@ (далее - Порядок), выдача документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации, производится по результатам рассмотрения заявления при наличии документов о фактах и обстоятельствах, требующих подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации, и оформляется на бумажном носителе по форме согласно приложению N 2 к приказу или в электронной форме в формате PDF.
Документ, подтверждающий статус налогового резидента Российской Федерации, направляется налогоплательщику или его представителю в зависимости от выбранного им способа получения документа: на бумажном носителе по почте; в электронной форме через официальный сайт ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://www.nalog.ru.
В случае, если по итогам рассмотрения заявления не подтверждается статус налогового резидента Российской Федерации, налогоплательщик (его представитель) информируется об этом способом, выбранным налогоплательщиком (его представителем), для получения документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации (пункт 10 Порядка).
Из материалов дела усматривается, что в ноябре и декабре 2020 года фио обращался к административным ответчикам с заявлением об установлении статуса налогового нерезидента, указывая, что в период 2014-2018 гг. ему принадлежали валютные купонные облигации иностранного эмитента, по которым ПАО "Промсвязьбанк" выплачивал в 2015-2017 гг. накопленный купонный доход, с которого удерживался НДФЛ в размере 13%.
Обращаясь в суд с иском, фио указывал, что с сентября 2015 года он утратил статус налогового резидента РФ, предусмотренный ст. 207 Налогового кодекса РФ, так как переехал для постоянного проживания в другую страну, выплаченный ему банком накопленный купонный доход не подлежал обложению НДФЛ, и банк не имел право начислять ему НДФЛ по ставке 13 %. Административный истец неоднократно обращался к банку с просьбами подать в отношении него в налоговую инспекцию уточненные и аннулирующие справки 2-НДФЛ за 2015, 2016 и 2017 годы, однако банк просьбу не удовлетворил. В ноябре 2020 года административный истец обратился в ИФНС N 2 с заявлением об установлении статуса налогового нерезидента, однако ему отказали и рекомендовали обратиться в МИФНС России по ЦОД - в орган, устанавливающий статус резидента либо его отсутствие, в декабре 2020 года он обратился в МИФНС по ЦОД
с указанным выше заявлением, однако в подтверждении статуса отказано.
09.12.2019 года Лефортовским районным судом адрес по гражданскому делу N 2-3837/2019 по иску фио к ПАО "Промсвязьбанк" об обязании исключить из суммы налогооблагаемого дохода доход ввиду отсутствия статуса налогового резидента Российской Федерации было вынесено решение, которым в удовлетворении исковых требований фио к ПАО "Промсвязьбанк" было отказано. Решение вступило в законную силу.
24.09.2020 года фио обращался в ПАО "Промсвязьбанк" с заявлением о пересмотре налоговых обязательств по НДФЛ за 2015-2017 годы, по результатам рассмотрения заявления было рекомендовано обратиться с уточненными налоговыми декларациями по спорным налоговым периодам и документами, подтверждающими налоговый статус, непосредственно в налоговый орган.
16.11.2020 года представителем административного истца по доверенности фио в адрес ИФНС N 2 по адрес направлено заявление об установлении статуса нерезидента, с просьбой подтвердить статус административного истца как нерезидента в период с сентября 2015 по 2017 годы.
Письмом заместителя начальника инспекции ФНС России N 2 по адрес от 09.12.2020 года N 24-09/57499@ заявителю было сообщено, что выдачу документов, подтверждающих статус налогового резидента Российской Федерации, осуществляет Межрегиональная инспекция ФНС России по централизованной обработке данных. Для получения документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации, необходимо заполнить и направить заявление о предоставлении документа, подтверждающего статус налогового резидента.
15.12.2020 года представителем административного истца по доверенности фио в адрес МИФНС по ЦОД направлено заявление об установлении статуса нерезидента, с просьбой подтвердить статус административного истца как нерезидента в период с сентября 2015 по 2017 годы.
Письмом начальника инспекции МИ ФНС России по ЦОД от 22.12.2020 года N2-8-25/15304 заявителю было сообщено, что выдача документа, свидетельствующего об отсутствии статуса налогового резидента Российской Федерации, не предусмотрена налоговым законодательством Российской Федерации. Также заявителю было сообщено, что отказ в выдаче документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации, не является подтверждением отсутствия у заявителя статуса налогового резидента Российской Федерации.
Принимая во внимание то обстоятельство, что выдача документа, свидетельствующего об отсутствии у физического лица статуса налогового резидента Российской Федерации, не предусмотрена налоговым законодательством Российской Федерации. Следовательно, у Межрегиональной инспекции ФНС России по централизованной обработке данных не имеется полномочий по выдаче документов, свидетельствующих об отсутствии у физических лиц статуса налогового резидента Российской Федерации; вместе с тем на обращения административного истца направлены ответы, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Судебная коллегия также учитывает, что решением Лефортовского районного суда адрес от 09.12.2019 года, вступившего в законную силу 16 июля 2020 года установлено, что по состоянию на конец каждого из трех налоговых периодов (2015, 2016, 2017 годов) налоговый статус административного истца был определен в качестве налогового резидента Российской Федерации, надлежащим образом поддающиеся прочтению документы, содержащие сведения, позволяющие достоверно установить факт длительного фактического нахождения административного истца за пределами Российской Федерации, не представлено.
Согласно ч. 2 ст.64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
При этом новых доказательств, опровергающих выводы Лефортовского районного суда адрес от 09.12.2019 года, административным истцом не представлено.
Доводы апелляционной жалобы по сути повторяют позицию административного истца, изложенную в административном иске, они явились предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую оценку, не согласиться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Суд первой инстанции правильно определилхарактер правоотношений, возникших между сторонами по настоящему делу, и, исходя из этого, верно установилюридически значимые обстоятельства, а также закон, подлежащий применению, с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дал надлежащую правовую оценку. При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, не имеется.
Руководствуясь ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мещанского районного суда адрес от 21.04.2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца фио, действующей на основании доверенности фио, - без удовлетворения.
Решение районного суда и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.