Московский городской суд в составе: судьи Михалевой Т.Д., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-44/2022 по административному исковому заявлению акционерного общества "Автокомбинат N1" к Государственному бюджетному учреждению адрес "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании незаконными действий по перерасчету кадастровой стоимости объекта недвижимости, обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Автокомбинат N1" обратилось в суд с требованиями о признании незаконными действия Государственного бюджетного учреждения адрес "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" по определению кадастровой стоимости по состоянию на 04.08.2020 объекта недвижимости с кадастровым номером 77:07:0007004:1037, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "Автокомбинат N1" путем аннулирования Акта об определении кадастровой стоимости N 02-8661/20-01-ОКС от 13.08.2020 в части, определяющей кадастровую стоимость по состоянию на 04.08.2020 указанного объекта недвижимости, признании незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве по формированию и направлению в ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" сведений в отношении спорного объекта недвижимости, послуживших основанием для определения кадастровой стоимости в отношении указанного объекта недвижимости по состоянию на 04.08.2020, признании незаконными действия Управления Росреестра по г..Москве по внесению 18.08.2020 в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости согласно Акту об утверждении кадастровой стоимости N 02-8661/20-01-ОКС от 13.08.2020 в отношении объекта недвижимости с кадастровым номерам 77:07:0007004:1037, обязании Управление Росреестра по г..Москве исключить из Единого государственного реестра недвижимости данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:07:0007004:1037 в размере, определенном по состоянию на 04.08.2020 и внесенном в Единый государственный реестр недвижимости 18.08.2020 г..на основании Акта об утверждении кадастровой стоимости N 02-8661/20-01-ОКС от 13.08.2020 и внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости, установленной решением Московского городского суда от 27.11.2019 по делу N 3а-2983/2019, в отношении указанного объекта недвижимости, определенной по
состоянию на 01.01.2018.
В обосновании заявленных требований ссылается на то, что является собственником нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0007004:1037 общей площадью 2 659 квадратных метров, расположенного по адресу адрес.
В октябре 2020 года АО "Автокомбинат N1" стало известно о том, что Актом об утверждении кадастровой стоимости N 02-8661/20-01-ОКС от 13.08.2020 кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости изменена с указанием даты определения кадастровой стоимости - 04.08.2020 и составила сумма Считает действия по изменению кадастровой стоимости незаконными, поскольку ни качественные ни количественные характеристики спорного объекта недвижимости изменены не были.
В ходе рассмотрения дела представитель административного истца заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представители Департамента городского имущества адрес, Государственного бюджетного учреждения адрес "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" просили в удовлетворении требований отказать по доводам письменных возражений.
Представители Департамента экономической политики и развития адрес, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
С учетом надлежащего извещения сторон по делу о времени и месте судебного разбирательства, отсутствия сведений об уважительности причин неявки, руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав объяснения представителей явившихся сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на адрес регулируют положения Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N 237-ФЗ).
С 1 января 2017 года отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимость, являются предметом регулирования Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
В части 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ перечислены характеристики объекта недвижимости, относящиеся к основным сведениям об объекте недвижимости.
Частью 3 статьи 8 Закона N 218-ФЗ к дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах, и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 Закона N 218-ФЗ вносятся в уведомительном порядке.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с:
1) созданием объекта недвижимости, за исключением случаев, если государственный кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 19 настоящего Федерального закона;
2) образованием объекта недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8 - 10 части 5 настоящей статьи;
3) прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
4) образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, подлежащие в соответствии с федеральным законом государственной регистрации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 5 настоящей статьи.
Учет части объекта недвижимости, не являющейся самостоятельным объектом недвижимости (описание части объекта недвижимости), осуществляется в целях внесения сведений об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 ст. 11 Закона N 237-ФЗ в редакции, действующей до 11.08.2020 г, государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения - не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки. Указанный срок определяется со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости до дня принятия акта об утверждении следующих результатов определения кадастровой стоимости.
Решение о проведении государственной кадастровой оценки принимается уполномоченным органом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 16 Закона N 237-ФЗ, в редакции, действующей в спорный период, определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости, влекущих за собой изменение его кадастровой стоимости, направляет в бюджетное учреждение информацию о таких сведениях.
Датой определения кадастровой стоимости в указанных в настоящей статье случаях является день, по состоянию на который осуществлено внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящей статьей, осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня поступления из органа регистрации прав в бюджетное учреждение сведений об объекте недвижимости, за исключением случая недостаточности информации, необходимой для определения кадастровой стоимости.
При недостаточности информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, бюджетное учреждение направляет запрос о предоставлении дополнительной информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, в федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им организации, в частности в организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ценообразования и сметного нормирования в сфере градостроительной деятельности, в сфере земельных отношений, государственного мониторинга земель, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также в подведомственные им организации.
Федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им организации, в частности организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ценообразования и сметного нормирования в сфере градостроительной деятельности, в сфере земельных отношений, государственного мониторинга земель, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также подведомственные им организации обязаны по запросу бюджетного учреждения предоставить имеющуюся в их распоряжении информацию или уведомить об отсутствии запрошенной информации в течение пяти рабочих дней со дня получения указанного запроса.
Бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня определения кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящей статьей, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав для внесения в Единый государственный реестр недвижимости, а также включения сведений о кадастровой стоимости, перечень которых определяется федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки, при установлении порядка ведения фонда данных государственной кадастровой оценки, в фонд данных государственной кадастровой оценки.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.09.2018 г. N 514 утвержден Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости (далее - Порядок).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Порядка, настоящий Порядок устанавливает правила определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случаях:
а) осуществления государственного кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости;
б) внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) о ранее учтенном объекте недвижимости;
в) осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением сведений:
о значении площади (в отношении земельного участка, здания, помещения, машино-места);
о проектируемом значении основной характеристики (в отношении объекта незавершенного строительства);
о степени готовности (в отношении объекта незавершенного строительства);
о категории земель (в отношении земельного участка);
о виде разрешенного использования (в отношении земельного участка);
о назначении, проектируемом назначении (в отношении здания, помещения, объекта незавершенного строительства);
об основной характеристике (в отношении объекта незавершенного строительства);
о кадастровой стоимости объектов недвижимости, входящих в состав единого недвижимого комплекса (в отношении единого недвижимого комплекса).
В соответствии со ст. 21 ФЗ от 03.07.2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" в редакции, действующей до 11.08.2020 г, бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают обращения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются:
1) единичная техническая ошибка (описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная подобная ошибка), допущенная при определении кадастровой стоимости одного объекта недвижимости и повлиявшая на величину его кадастровой стоимости (далее - единичная техническая ошибка);
2) системная техническая ошибка (описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная подобная ошибка), допущенная при определении кадастровой стоимости нескольких объектов недвижимости и повлиявшая на величину их кадастровой стоимости (далее - системная техническая ошибка);
3) единичная методологическая ошибка (несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке), допущенная при определении кадастровой стоимости одного объекта недвижимости и повлиявшая на величину его кадастровой стоимости (далее - единичная методологическая ошибка);
4) системная методологическая ошибка (несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке), допущенная при определении кадастровой стоимости нескольких объектов недвижимости и повлиявшая на величину их кадастровой стоимости (далее - системная методологическая ошибка).
В соответствии с пунктом 2 ст. 18 ФЗ от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" в случае исправления ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости, в порядке, предусмотренном статьей 20 или 21 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня вступления в силу акта, утвердившего ошибочно определенную кадастровую стоимость.
При рассмотрении дела судом установлено, что АО "Автокомбинат N1" является собственником нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0007004:1037, общей площадью 2 659 квадратных метров, расположенного по адресу адрес.
Распоряжением Департамента городского имущества адрес от 29 ноября 2018 года N 40557 по состоянию на 01.01.2018 в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:07:0007004:1037 утверждена кадастровая стоимость в размере сумма
Решением Московского городского суда от 27.11.2019 по делу N 3а-2983/2019 по административному иску АО "Автокомбинат N1" с учетом определения Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 20.05.2020 (л.д. 28-47) установлена кадастровая стоимость спорного здания по состоянию на 01.01.2018 в размере сумма
Актом об утверждении кадастровой стоимости N 02-8661/20-01-ОКС от 13.08.2020 кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости изменена с указанием даты определения кадастровой стоимости - 04.08.2020 и составила сумма
Из пояснений представителя ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" следует, что основанием для изменения кадастровой стоимости в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:07:0007004:1037 явилось поступление сведений об изменении оценочной подгруппы из Департамента экономической политики и развития адрес. Объект недвижимости с кадастровым номером 77:07:0007004:1037 отнесен к 4 оценочной группе "Объекты коммерческого назначения", подгруппе 4.1 "Объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдыха и развлечений, включая объекты многофункционального назначения (основная территория)".
Согласно письма Департамента экономической политики и развития адрес (л.д. 77), последним в ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" направлена выгрузка сведений об актах о фактическом использовании зданий (строений, сооружений) для целей налогообложения из автоматизированной информационной системы координации работы органов исполнительной власти адрес.
Из указанных сведений следует, что в отношении спорного объекта недвижимости 26.11.2016 составлен акт фактического обследования, согласно которого, спорный объект признан торговым /офисным/для размещения общественного питания и бытового обслуживания.
Таким образом, из представленных суду доказательств следует, что Департаментом экономической политики и развития адрес были направлены не сведения об изменении оценочной группы либо об изменении других качественных и количественных характеристик объекта недвижимости, а сведения об Акте обследования Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы от 25.11.2016, то есть на дату, предшествующую утверждению кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2018 года.
Доказательств внесения в ЕГРН сведений о спорном объекте недвижимости об изменении его количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки в материалы дела не представлено.
При указанных обстоятельствах, суд считает действия ответчиков по пересчету кадастровой стоимости в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:07:0007004:1037 по состоянию на 04.08.2020 являются незаконными, нарушающими права и интересы АО "Автокомбинат N1", соответственно
действия Управления Росреестра по г. Москве по внесению 18.08.2020 в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости согласно Акту об утверждении кадастровой стоимости N 02-8661/20-01-ОКС от 13.08.2020 в отношении объекта недвижимости с кадастровым номерам 77:07:0007004:1037 являются неправомерными.
Следовательно, в Едином государственном реестре недвижимости должны быть исключены сведения, внесенные 18.08.2020 г. на основании Акта об утверждении кадастровой стоимости N 02-8661/20-01-ОКС от 13.08.2020 о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:07:0007004:1037 в размере, определенном по состоянию на 04.08.2020, соответственно будут восстановлены сведения о кадастровой стоимости, установленной решением Московского городского суда от 27.11.2019 по делу N 3а-2983/2019, в отношении указанного объекта недвижимости, определенной по состоянию на 01.01.2018 г.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление акционерного общества "Автокомбинат N1" к Государственному бюджетному учреждению адрес "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве удовлетворить.
Признать незаконными действия Государственного бюджетного учреждения адрес "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" по определению кадастровой стоимости по состоянию на 04.08.2020 объекта недвижимости с кадастровым номерам 77:07:0007004:1037.
Обязать Государственное бюджетное учреждение адрес "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "Автокомбинат N1" путем аннулирования Акта об определении кадастровой стоимости N 02-8661/20-01-ОКС от 13.08.2020 в части, определяющей кадастровую стоимость по состоянию на 04.08.2020 е объекта недвижимости с кадастровым номерам 77:07:0007004:1037.
Признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве по формированию и направлению в ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" сведений в отношении объекта недвижимости с кадастровым номерам 77:07:0007004:1037, послужившими основанием для определения кадастровой стоимости в отношении указанного объекта недвижимости по состоянию на 04.08.2020.
Признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве по внесению 18.08.2020 в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости согласно Акту об утверждении кадастровой стоимости N 02-8661/20-01-ОКС от 13.08.2020 в отношении объекта недвижимости с кадастровым номерам 77:07:0007004:1037.
Обязать Управление Росреестра по г. Москве исключить из Единого государственного реестра недвижимости данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:07:0007004:1037 в размере, определенном по состоянию на 04.08.2020 и внесенном в Единый государственный реестр недвижимости 18.08.2020 на основании Акта об утверждении кадастровой стоимости N 02-8661/20-01-ОКС от 13.08.2020.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского городского суда Т.Д. Михалева
Мотивированное решение изготовлено 27 января 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.