Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при секретаре Белове Д.А. с участием прокурора Макировой Е.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-177/2022 по административному исковому заявлению Горшковой Владиславы Геннадиевны, Дмитриевой Алены Владимировны, Морозовой Галины Васильевны, Наумова Александра Викторовича, Сократовой Натальи Александровны о признании недействующими пункта 1, приложения 1 и 2 постановления Правительства Москвы от 03 марта 2015 года N 98-ПП "Об изменении границ особо-охраняемой природной территории "Природно-исторический парк "Москворецкий" и внесения изменений в постановления Правительства Москвы от 29 декабря 1998 года N 1012, от 19 января 1999 года N 38"
УСТАНОВИЛ:
Правительством Москвы 03 марта 2015 года принято постановление N 98-ПП "Об изменении границ особо охраняемой природной территории "Природно-исторический парк "Москворецкий" и внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 29 декабря 1998 г. N 1012 и от 19 января 1999 г. N 38".
Постановление опубликовано в Вестнике Мэра и Правительства Москвы, спецвыпуск N 11, 31.03.2015 года.
Постановление принято в соответствии с Законом города Москвы от 26 сентября 2001 г. N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве", Градостроительным кодексом города Москвы, с учетом положительного заключения государственной экологической экспертизы, утвержденного приказом Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 30 апреля 2013 г. N 128/ГЭЭ.
Пунктом 1 постановления предусмотрено изменить границы особо охраняемой природной территории "Природно-исторический парк "Москворецкий", исключив из ее состава участки территории общей площадью 88, 46 га и включив в ее состав участки территории общей площадью 90, 0 га, согласно приложениям 1, 2 к настоящему постановлению.
Административные истцы обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пункта 1, приложения 1 и 2 постановления Правительства Москвы от 03 марта 2015 года N 98-ПП "Об изменении границ особо-охраняемой природной территории "Природно-исторический парк "Москворецкий" и внесения изменений в постановления Правительства Москвы от 29 декабря 1998 года N 1012, от 19 января 1999 года N 38", мотивируя тем, что проживают на территории города Москвы, пользуются природной территорией "Природно-исторический парк "Москворецкий", из состава которой исключен земельный участок площадью 8 733 кв.м. с адресной привязкой: улица Крылатская, владение 13, находившийся в постоянном бессрочном пользовании ГПБУ "Мосприрода". По мнению административных истцов, исключение земельного участка из состава природно-исторического парка произведено с нарушением требований статьи 58 Федерального закона "Об охране окружающей среды", статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации, с нарушением положений Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", положений Закона города Москвы "Об особо охраняемых природных территориях". Как указали административные истцы, оспариваемый нормативный правовой акт нарушает право административных истцов на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании административные истцы Морозова Г.В, Дмитриева А.В, Сократова Н.А, представитель административного истца Морозовой Г.В. административные исковые требования поддержали, настаивали на их удовлетворении. Административные истцы Наумов А.В, Горшкова В.Г. в судебное заседание своих представителей не направили. Представители Правительства Москвы, Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражали, представили письменные возражения.
Изучив административное исковое заявление, возражения на него, выслушав участников процесса, проверив оспариваемые положения нормативного правового акта на соответствие актам большей юридической силы, заслушав заключение прокурора Макировой Е.Э, полагавшей административные исковые требования подлежащими отклонению, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, положениям статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры, согласно пункту "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 8 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 58 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий как федерального, так и регионального значения регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
В соответствии с положениями статьи 1 названного Федерального закона законодательство Российской Федерации об особо охраняемой природной территории основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из названного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Имущественные отношения в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий, организации и функционирования государственных природных заповедников и других природоохранных учреждений регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со статьей 2 Закона города Москвы от 26 сентября 2001 года N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" природно-исторические парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения.
Пунктом 10 части 1 статьи 13 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" к полномочиям города Москвы по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено решение городских вопросов природопользования; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; благоустройство территории; охрана памятников истории и культуры.
Пунктом "г" части 1 статьи 4 Закона города Москвы от 26 сентября 2001 года N 48 "Об особо охраняемых природных территориях" к полномочиям Правительства Москвы относится утверждение режимов регулирования градостроительной деятельности и границ особо охраняемых природных территорий.
Оспариваемым нормативным правовым актом утверждены измененные границы особо-охраняемой природной территории "Природно-исторический парк "Москворецкий".
В соответствии со статьей 4 (пункт "г" часть 1) Закона города Москвы от 26 сентября 2001 года N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" утверждение границ особо охраняемых природных территорий относится к полномочиям Правительства Москвы. Частью 6 статьи 8 названного закона предусмотрено, что корректировка границ особо охраняемых природных территорий осуществляется Правительством Москвы при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Аналогичные положения также предусмотрены частью 2 статьи 53 Закона города Москвы от 25 июня 2008 года "Градостроительный кодекс города Москвы".
Оспариваемый нормативный правовой акт в соответствии с частью 1 статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" принят в форме постановления, опубликован в Вестнике Мэра и Правительства Москвы, спецвыпуск N 11, 31.03.2015 года.
В соответствии с частью 3 статьи 52 Закона города Москвы от 25 июня 2008 года N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" проекты документов об установлении или изменении границ особо охраняемых природных территорий подлежат согласованию с органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственной управление в области охраны окружающей среды. Таким органом является Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, что следует из постановления Правительства Москвы от 17 мая 2013 года N 296-ПП. Нормативный правовой акт согласован с данным органом в установленном порядке.
В соответствии с частью 6 статьи 8 Закона города Москвы от 26 сентября 2001 года N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" корректировка границ особо охраняемых природной территории осуществлена при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, утвержденной Приказом Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 30 апреля 2013 года N 128/ГЭЭ.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление Правительства Москвы от 03 марта 2015 года N 98-ПП "Об изменении границ особо-охраняемой природной территории "Природно-исторический парк "Москворецкий" и внесения изменений в постановления Правительства Москвы от 29 декабря 1998 года N 1012, от 19 января 1999 года N 38" принят о в пределах полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, опубликован о в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", доведен о до сведения неопределенного круга лиц.
Оспаривая пункт 1, приложения 1 и 2 постановления Правительства Москвы от 03 марта 2015 года N 98-ПП "Об изменении границ особо-охраняемой природной территории "Природно-исторический парк "Москворецкий" и внесения изменений в постановления Правительства Москвы от 29 декабря 1998 года N 1012, от 19 января 1999 года N 38" административные истцы указывают на то, что оспариваемым нормативным правовым актом производится изъятие земель природно-заповедного фонда.
Между тем, оспариваемое постановление не предусматривает какого-либо изъятия земель природно-исторического парка для государственных нужд. Порядок изъятия земель для государственных нужд предусмотрен главой 7.1 Земельного кодекса РФ. Такое изъятие в силу статьи 56.3 Земельного кодекса РФ производится в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если это предусмотрено утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования) либо утвержденными проектами планировки территории. Кроме того, при изъятии территории для государственных нужд происходит смена собственника земельного участка.
В рассматриваемом случае решение уполномоченного органа в соответствии со статьей 56.6 Земельного кодекса РФ не принималось, собственник земельного участка не изменялся. Оспариваемым постановлением N 98-ПП лишь изменены границы особо-охраняемой природной территории "Природно-исторический парк "Москворецкий" в порядке, предусмотренном Закон ом города Москвы от 26 сентября 2001 года N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве". Основанием для изменения границ послужили выводы государственной экологической экспертизы от 30 апреля 2013 года, согласно которым предлагается изменить границы парка путем исключения из его состава территории под размещение инфраструктуры для решения транспортных проблем города. Учитывая напряженную транспортную обстановку на Звенигородском шоссе, участок площадью 0, 87 га, который планировочно "отрезан" от особо охраняемой природной территории застройкой прилегающих территорий, может использоваться под развитие транспортной инфраструктуры для решения проблем с парковками как имеющейся застройки, так и разгрузки транспортной магистрали для нужд города. Ранее этот участок был предусмотрен под создание транспортно-пересадочного узла. Предложение по исключению данного участка связано с высокой степенью застроенности прилегающей территории, потерей биоразнообразия, отсутствием природоохранного потенциала, высокой антропогенной нагрузкой от основных транспортных магистралей.
Выводы государственной экологической экспертизы согласуются с положениями статьи 21 Закон а города Москвы от 26 сентября 2001 года N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве", определяющими природно-исторический парк как особо охраняемую природную территорию, имеющую природоохранное, историко-культурное, рекреационное значение как особо ценный для города природный комплекс. Поскольку согласно выводам государственной экологической экспертизы исключаемый земельный участок не обладал приведенными качествами, границы природно-исторического парка были скорректированы.
Таким образом, на основании заключения государственной экологической экспертизы изменены границы особо-охраняемой природной территории "Природно-исторический парк "Москворецкий", что относится к полномочиям Правительства Москвы в соответствии с пунктом "г" части 1 статьи 4 Закона города Москвы от 26 сентября 2001 года N 48 "Об особо охраняемых природных территориях".
Вопреки доводам административных истцов, Земельный кодекс РФ (статья 56.3), на положения которого они ссылается, не регулирует вопросы образования особо охраняемых природных территорий, определения и изменения границ таких территорий, в связи с чем оспариваемое в части постановление Правительства Москвы не может вступить с ним в противоречие. Вопросы регулирования правоотношений в сфере природопользования, охраны окружающей природной среды, создания особо охраняемых природных территорий, изменения их границ, регулируются специальными нормативными правовыми актами, к числу которых относятся Федеральн ые закон ы "Об охране окружающей среды", "Об особо охраняемых природных территориях", Закон города Москвы от 26 сентября 2001 г. N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве".
Также суд не может согласиться с доводами административных истцов о противоречии постановления Правительства Москвы от 03 марта 2015 года N 98-ПП положениям Федерального закона "Об охране окружающей среды", Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", Закона города Москвы "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве ".
Действующее законодательство допускает изменение границ территорий природного комплекса, что прямо следует из положений части 2 статьи 54 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы". В силу указанной нормы, изменение границ особо охраняемых природных территорий, границ природных и озелененных территорий допускается только при условиях соблюдения установленных показателей баланса указанных территорий и иных видов территорий или увеличения доли особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий в балансе территорий, указанных в пунктах 1- 3 части 1 настоящей статьи.
Согласно части 7 статьи 8, части 5 статьи 14 Закона города Москвы "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" уменьшение общей площади особо охраняемой природной территории при корректировке ее границ не допускается.
При изменении границ особо-охраняемой природной территории "Природно-исторический парк "Москворецкий" не произошло уменьшение территории, поскольку в связи с исключением из состава территории земельного участка площадью 88, 46 га, в состав природной территории включен земельный участок площадью 90 га, следовательно, территория парка была увеличена.
Суд отклоняет довод административных истцов о нарушении оспариваемым нормативным правовым актом их права на благоприятную окружающую среду.
В силу статьи 8 и пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Рассмотрев представленные документы и оценив их совокупности, суд приходит к выводу о том, что данные вопросы были учтены при принятии оспариваемого постановления и конкретных нарушений административными истцами не приведено и судом не установлено.
В соответствии со статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что постановление Правительства Москвы от 03 марта 2015 года N 98-ПП "Об изменении границ особо-охраняемой природной территории "Природно-исторический парк "Москворецкий" и внесения изменений в постановления Правительства Москвы от 29 декабря 1998 года N 1012, от 19 января 1999 года N 38" принято уполномоченным органом, соответствует актам большей юридической силы, не влечет нарушений прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Московский городской суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Горшковой Владиславы Геннадиевны, Дмитриевой Алены Владимировны, Морозовой Галины Васильевны, Наумова Александра Викторовича, Сократовой Натальи Александровны о признании недействующими пункта 1, приложения 1 и 2 постановления Правительства Москвы от 03 марта 2015 года N 98-ПП "Об изменении границ особо-охраняемой природной территории "Природно-исторический парк "Москворецкий" и внесения изменений в постановления Правительства Москвы от 29 декабря 1998 года N 1012, от 19 января 1999 года N 38".
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 02 февраля 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.