Московский городской суд в составе:
председательствующего судьи Михалевой Т. Д, при секретарем фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-214/2022 по административному исковому заявлению акционерного общества "Комбинат мучнисто-кондитерских изделий "Добрынинский" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Государственному бюджетному учреждению города Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" о признании незаконными, установил:
акционерное общество "Комбинат мучнисто-кондитерских изделий "Добрынинский" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным действий ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости, обязании ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов, признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве по формированию и направлению сведений, послуживших основанием для определения кадастровой стоимости, по внесению изменений в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, обязать Управление Росреестра по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов, путем внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости нежилого здания и взыскать в равных долях расходы по уплате госпошлины.
В обосновании заявленных требований ссылается на то, что является собственником нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0006011:2006, общей площадью 58 557, 0 кв. м, расположенного по адресу: адрес.
Решением Московского городского суда от 13.08.2020 г. по административному делу N 3а-750/2020 по административному иску Заявителя была установлена кадастровая стоимость указанного выше Объекта, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2019 г. в размере сумма.
Согласно Выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости от 24.11.2021 по состоянию на 20.10.2020 вновь утверждена кадастровая стоимость объекта с кадастровым номером 77:01:0006011:2006в размере сумма.
Считает действия по изменению кадастровой стоимости незаконными, поскольку ни качественные ни количественные характеристики спорного объекта недвижимости изменены не были.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" возражала против удовлетворения иска, поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление.
Представители административного ответчика Управления Росреестра в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, доказательств, свидетельствующих об уважительности причин неявки, не представили, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела по существу, не заявили, представили в материалы дела отзыв на исковое заявление, в котором возражали против удовлетворения иска.
Суд, выслушав представителей явившихся сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, при этом исходит из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что обязанность доказывания законности и обоснованности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) государственного органа возлагается на орган, который приняли оспариваемое решение либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Пунктом 2 статьи 375, статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода.
В соответствии с пунктами 4, 5 ст. 11 Закона "О государственной кадастровой оценке" от 03.07.2016 N 237-ФЗ, очередная государственная кадастровая оценка проводится через четыре года с года проведения последней государственной кадастровой оценки соответствующих видов объектов недвижимости, указанных в части 1 настоящей статьи, в городах федерального значения в случае принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующего решения - через два года.
Решение о проведении государственной кадастровой оценки принимается уполномоченным органом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 16 Закона N 237-ФЗ, определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Подведомственное органу регистрации прав федеральное государственное бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости формирует и направляет в бюджетное учреждение такие сведения в соответствии с порядком формирования и предоставления перечней объектов недвижимости.
Количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, изменение которых влечет за собой изменение кадастровой стоимости, установлены Порядком определения кадастровой стоимости осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденным Приказом Министерства экономического развития РФ от 24 сентября 2018 г. N 514, а именно кадастровая стоимость подлежит определению в связи с изменением сведений:
а) осуществления государственного кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости;
б) внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) о ранее учтенном объекте недвижимости;
в) осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением сведений:
о значении площади (в отношении земельного участка, здания, помещения, машино-места);
о проектируемом значении основной характеристики (в отношении объекта незавершенного строительства);
о степени готовности (в отношении объекта незавершенного строительства);
о категории земель (в отношении земельного участка);
о виде разрешенного использования (в отношении земельного участка);
о назначении, проектируемом назначении (в отношении здания, помещения, объекта незавершенного строительства);
об основной характеристике (в отношении объекта незавершенного строительства);
о кадастровой стоимости объектов недвижимости, входящих в состав единого недвижимого комплекса (в отношении единого недвижимого комплекса).
Судом установлено и следует из материалов дела, что административный истец является собственником нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0006011:2006, общей площадью 58 557, 0 кв. м, расположенного по адресу: адрес.
Решением Московского городского суда от 13.08.2020 г. по административному делу N 3а-750/2020 по административному иску Заявителя была установлена кадастровая стоимость указанного выше объекта, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2019 г. в размере сумма.
Согласно выписке из ЕГРН кадастровая стоимость указанного здания по состоянию на 20.10.2020 утверждена в размере сумма.
АО "Комбинат мучнисто-кондитерских изделий "Добрынинский" обратилось (исх. N 133286/2021 от 20.09.2021 г.) в Управление Росреестра по Москве (вх. N 49-10 от 26.10.2021 г.) с запросом о причинах (до истечения 2-х лет с момента утверждения очередной кадастровой стоимости) изменения кадастровой стоимости объекта и установления ее в размере равном ранее оспоренной кадастровой стоимости.
Управлением Росреестра по Москве 18.10.2021 г. (исх. N 51-3399/2021) в адрес АО "Комбинат мучнисто-кондитерских изделий "Добрынинский" был направлен ответ, из которого Заявителю стало известно, что ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" в адрес Управления Росреестра по Москве предоставило Акт (от 17.11.2020 N АОКС-77/2020/000055 об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости) на основании которого от 20.11.2020 внесены сведения в ЕГРН в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:006011:2006 и утверждена кадастровая стоимость Объекта по состоянию на 20.10.2020 в размере сумма.
Причины, по которым был произведен пересчет и разъяснений касательно изменений количественных и (или) качественных характеристик спорного объекта недвижимости, которые привели к пересчету его кадастровой стоимости, ответ Управления Росреестра по Москве не содержал.
В своем отзыве на заявление ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" указывает, что при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 20.10.2020 был использован ценообразующий фактор "Материал стен" со значением "Кирпичные". Указанные сведения поступили в Управление Росреестра по Москве.
В судебном заседании представителем административного истца была представлена Выписка из ЕГРН от 26.01.2022 г. N КУВИ-999/2022-077618, содержащая сведения о материалах наружных стен: кирпичные, железобетонные, монолитные, а также справка, выданная ТБТИ Автозаводское о разрешении на ввод объекта в эксплуатацию на 15 ноября 2016 года и технический паспорт здания, в котором содержится описание конструктивных элементов и в отношении наружных и внутренних капитальных стен указано: кирпичные, панельного типа, несущие, перегородок: кирпичные, гипсокартонные, стеклянные, перекрытий чердачных, перекрытий междуэтажных: железобетонное монолитное, перекрытий подвальных: железобетонные плиты.
Кроме того, как следует из ответа ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (т. 1 л.д 170) сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером 77:01:006011:2006 были внесены 22.11.2017 в Единый государственный реестр недвижимости со следующими характеристиками:
- вид: Здание;
- назначение: нежилое здание;
Материал стен: Кирпичные, Монолитные, Железобетонные.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости, материалы наружных стен: кирпичные, железобетонные, монолитные (т. 1 л.д. 17).
Таким образом, никаких изменений сведений в отношении спорного объекта недвижимости не произошло.
Частью 5 статьи 44 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что если в аренду передается часть земельного участка, здания или сооружения, право на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, в частности подъезд, помещение, в том числе в виде этажа, нескольких этажей, совокупность имеющих общие строительные конструкции комнат (смежные комнаты в помещении), расположенных в пределах этажа (этажей), государственный кадастровый учет такой части земельного участка, здания или сооружения осуществляется одновременно с государственной регистрацией договора аренды на такую часть земельного участка, здания или сооружения. Если в аренду передается часть земельного участка, здания, сооружения, помещения или машино-места и вместе с заявлением о государственной регистрации прав и прилагаемыми к нему документами не представлен межевой план, технический план в отношении части таких объектов недвижимости, государственный кадастровый учет данной части земельного участка, здания, сооружения, помещения или машино-места, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, не осуществляется, договор аренды на такие объекты регистрируется как обременение соответствующего объекта недвижимости. В случае передачи в аренду части земельного участка, здания, сооружения государственная регистрация прекращения права на здание, сооружение и снятие таких здания, сооружения с государственного кадастрового учета не осуществляются.
Кадастровый учет части объекта недвижимого имущества, не являющейся самостоятельным объектом гражданских прав в порядке ч. 5 ст. 44 Федерального закона N 218-ФЗ осуществляется исключительно в целях отражения в кадастре недвижимости сведений об установленном на объект недвижимости обременения в виде аренды, а не для введения в гражданский оборот нового самостоятельного объекта недвижимости.
Возложенная на Управление Росреестра по Москве ст. 16 Закона N 237-ФЗ обязанность по формированию перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которого необходимо установление кадастровой стоимости в период между датами государственной кадастровой оценки, не предусматривает возможность произвольного включения в данный перечень объектов, в отношении которых не были изменены количественные и качественные характеристики, влияющие на размер кадастровой стоимости, и впоследствии внесения данных сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН.
Доказательств внесения в ЕГРН сведений о спорном объекте недвижимости об изменении его количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки в материалы дела не представлено.
При указанных обстоятельствах, суд считает действия ответчиков по пересчету кадастровой стоимости в отношении спорного объекта недвижимости по состоянию на 20.10.2020 являются незаконными, нарушающими права и интересы административного истца, соответственно
действия Управления Росреестра по г. Москве по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости согласно Акту об утверждении кадастровой стоимости N АОКС-77/2020/000055.17.11.2020 в отношении объекта недвижимости с кадастровым номерам 77:01:0006011:2006 являются неправомерными.
Следовательно, в Едином государственном реестре недвижимости должны быть исключены сведения, внесенные на основании указанного Акта, и соответственно восстановлены сведения о кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, установленной решением Московского городского суда от 13.08.2020 г. по административному делу N 3а-750/2020.
Руководствуясь статьями 218-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление акционерного общества "Комбинат мучнисто-кондитерских изделий "Добрынинский" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Государственному бюджетному учреждению города Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" удовлетворить.
Признать незаконными действия ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" по определению кадастровой стоимости в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0006011:2006, расположенного по адресу: адрес 20.10.2020 в размере сумма.
Обязать ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "Комбинат мучнисто-кондитерских изделий "Добрынинский" путём аннулирования Акта об утверждении кадастровой стоимости N 77/2020/000055 от 17.11.2020 г. в части, определяющей кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0006011:2006, расположенного по адресу: адрес, по состоянию на 20.10.2020.
Признать незаконными действия Управления Росреестра по Москве по формированию и направлению в ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" сведений в отношении нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0006011:2006, послуживших основанием для определения кадастровой стоимости в отношении указанного объекта недвижимости по состоянию на 20.10.2020.
Признать незаконными действия Управление Росреестра по Москве по внесению 20.11.2020 в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости согласно Акту об утверждении кадастровой стоимости N 77/2020/000055 от 17.11.2020 г. в отношении нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0006011:2006, расположенного по адресу: адрес, в размере сумма.
Обязать Управление Росреестра по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "Комбинат мучнисто-кондитерских изделий "Добрынинский" путём внесения в Единый государственный реестр недвижимости данные о кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0006011:2006, расположенного по адресу: адрес по состоянию на 01.01.2019 г. в размере сумма.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Московского городского суда Т.Д. Михалева
Мотивированное решение изготовлено 14 февраля 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.