Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобам генерального директора ООО "ЕЛИСЕЕВСКИЙ МАГАЗИН" Харитоновой Н.А. и защитника Лиджиевой О.Н. на постановление судьи Тверского районного суда г. Москвы от 06.08.2021, которым ООО "ЕЛИСЕЕВСКИЙ МАГАЗИН" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере сумма, УСТАНОВИЛ:
09.06.2021 должностным лицом Департамента культурного наследия г.Москвы в отношении ООО "ЕЛИСЕЕВСКИЙ МАГАЗИН" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ. Дело передано на рассмотрение в Тверской районный суд г. Москвы.
Постановлением судьи Тверского районного суда г. Москвы от 06.08.2021 ООО "ЕЛИСЕЕВСКИЙ МАГАЗИН" привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.
В жалобах, поданных в Московский городской суд, генеральный директор ООО "ЕЛИСЕЕВСКИЙ МАГАЗИН" Харитонова Н.А, а также защитник Лиджиева О.Н. ставят вопрос об отмене состоявшегося постановления, прекращении производства по делу. В обоснование жалобы указывают на его незаконность, необоснованность, выражают несогласие с выводами суда, с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств.
Законный представитель ООО "ЕЛИСЕЕВСКИЙ МАГАЗИН" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, направил защитника фио, который доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Допрошенная в качестве свидетеля сотрудник Мосгорнаследия фио, предупрежденная судом об административной ответственности под роспись за дачу заведомо ложных показаний по ст. 17.9 КоАП РФ, полагала вмененное правонарушение совершенным и доказанным, доводы жалобы основанными на неправильном толковании действующего законодательства.
Допрошенная в качестве свидетеля сотрудник Мосгорнаследия фио, предупрежденная судом об административной ответственности под роспись за дачу заведомо ложных показаний по ст. 17.9 КоАП РФ, полагала вмененное правонарушение совершенным и доказанным, доводы жалобы основанными на неправильном толковании действующего законодательства.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения защитника фио, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления.
Административная ответственность по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ наступает за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела и установлено судьёй районного суда, ООО "Елисеевский магазин" является собственником части помещений здания, расположенного по адресу: адрес, площадью 2070, 3 и 3231, 7 кв.м, которое принято под государственную охрану решением Мосгорисполкома от 04.09.1972 N 35/90 в качестве объекта культурного наследия федерального значения "Здание магазина N 1 "Гастроном" (магазин Елисеева), конец XIX - начало ХХ вв.".
Охранное обязательство собственника указанного объекта культурного наследия оформлено приказом Мосгорнаследия от 29.10.2015 N 251. Правообладателем части Объекта, площадью 2070, 3 и 3231, 7 кв. м, является ООО "Елисеевский магазин".
Помещения площадью 2070, 3 кв. м. переданы Обществу по договору купли-продажи от 17.12.2015, заключенного с ГУП "РЭМ".
Согласно решению Арбитражного суда города Москвы от 03.03.2017 указанный договор купли-продажи считается заключенным 27.06.2017. Арбитражным судом г.Москвы 23.11.2018 вынесено решение об обязании зарегистрировать право собственности на помещения площадью 2070, 3 кв. адрес суда г.Москвы 23.11.2018 в отношении помещений площадью 564, 9 кв.м. исполнено 03.05.2021.
Мосгорнаследием в адрес Департамента городского имущества города Москвы направлен акт технического состояния от 09.04.2015 N 16-09-1096/15 (далее ATC 1) для приложения к договору купли-продажи.
Согласно пункту 2.12.2 договора купли-продажи от 17.12.2015 Организация обязана соблюдать в отношении имущества требования, предусмотренные охранным обязательством собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия, утвержденным Приказом от 29.10.2015 N 251.
Также Общество обязано провести комплекс необходимых работ согласно ATC 1, являющемуся приложением к договору купли-продажи.
Планом работ АТС 1 предусмотрено: 1.выполнить реставрацию фасадов Объекта по согласованной Мосгорнаследием проектной документации течение лет (до 27 июня 2020 года); 2.выполнить реставрацию интерьеров Объекта по согласованной Мосгорнаследием проектной документации в течение 4 лет (до 27 июня 2021 года); 3.выполненные работы сдать по акту комиссии Мосгорнаследия в течение 3 месяцев после выполнения п. 1 и 2 АТС 1. 4. проводить поддерживающие ремонтно-реставрационные работы по согласованному Мосгорнаследнем проекту течение срока действия АТС 1.
Нежилые помещения Объекта ранее находились в пользовании Общества на основании договора аренды от 30.11.2009 N 01-00255/09.
Мосгорнаследием выдано разрешение от 13.12.2013 N 485727-2013 на проведение научно-исследовательских работ с привлечением ООО "Компания ГЕОКОН". По заказу Организации ООО "ПФ-Реставрация" разработана проектная документация "Эскизный проект реставрации фасадов", согласованная Мосгорнаследия от 21.04.2014 N ДКН-16-09-909/4 в соответствии государственной историко-культурной экспертизы от 11.03.2014.
Мосгорнаследием выданы разрешения от 24.09.2014 N ДKH-480112-2014 на проведение работ по реставрации фасадов, от 30.07.2015 N ДКН 1105417-2015 на проведение работ по реставрации фасадов (по адрес и адрес).
В соответствии с согласованной проектной документацией на объекте проведены работы по сохранению, том числе по воссозданию металлических козырьков над входными группами в историческом стиле, выполнена реставрация подлинных оконных и дверных столярных заполнений и воссоздание утраченных, реставрация подлинных лепных элементов декоративного убранства фасадов, относящихся к периоду реконструкции 1875 года и начала ХХ века (открытие магазина), воссоздание утраченных в материалах, соответствующих нормам реставрации и идентичных сохранившимся на фасадах, воссоздание исторической конфигурации кровли (вальмовая), покраска фасадов в соответствии с натурными и технологическими исследованиями отделочных и красочных слоев.
29.10.2015 Мосгорнаследием утвержден научно-реставрационный отчет N ДКН 1752683-2015 о проведении работ по реставрации фасадов Объекта.
30.10.2015 Мосгорнаследием оформлен акт приемки выполненных работ по сохранению объекта N ДКН- 1752683-2015.
В соответствии с ATC 1 начиная с 27.06.2017 Общество обязано выполнить реставрацию интерьеров Объекта по согласованной с Мосгорнаследием проектной документацией. Выполненные работы сдать по акту комиссии Мосгорнаследия, а также проводить поддерживающие ремонтно-реставрационные работы по согласованному Мосгорнаследием проекту.
Документация, предусматривающая проведение работ по реставрации интерьеров и поддерживающему ремонту Объекта в Мосгорнаследие не поступала, разрешения на указанные работы не выдавались, акты приемки выполненных работ не оформлялись.
Установлено также, что помещения площадью 3231, 7 кв.м. переданы Обществу по договору аренды нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы от 27.08.2010 N 1-262/10, заключенному с Департаментом имущества города Москвы.
Мосгорнаследием по обращению Общества оформлен и направлен акт технического состояния на нежилые помещения Объекта общей площадью 3231, 7 кв.м. от 02.04.2019 N ДKH-16-44-51/9 (далее-АТС 2), планом работ которого предусмотрено: 1. разработать на основании задания, выданного Мосгорнаследием, выводов и рекомендаций инженерно-технического обследования проектную документацию на проведение работ по сохранению Объекта, включая реставрацию и приспособление для современного использования, согласовать в Мосгорнаследии в установленном порядке в срок до 30.09.2019. 2. провести работы по реставрации и приспособлению для современного использования Объекта и демонтаж незаконно установленного навесного оборудования (маркизы) по разрешению Мосгорнаследия в течении 1 года после выполнения пункта раздела 5 ATC 2 (до 30.09.2020). 3. представить на утверждение отчетную документацию и получить акт приемки выполненных работ в течении 6 месяцев после выполнения пункта 2 раздела 5 АТС 2 (до 30.03.2021).
Заявки на оформление задания, согласование проектной документации и выдачу разрешений на проведение работ по сохранению нежилых помещений Объекта не поступали, акты приемки выполненных работ Мосгорнаследием не оформлялись.
Данные действия ООО "ЕЛИСЕЕВСКИЙ МАГАЗИН" квалифицированы по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы факт совершения административного правонарушения и вина ООО "ЕЛИСЕЕВСКИЙ МАГАЗИН" в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 09.06.2021, составленным в отношении ООО "ЕЛИСЕЕВСКИЙ МАГАЗИН" по ч.1 ст.71.3 КоАП РФ; заданием от 12.05.2021 N 381/2021и на осуществление мероприятий по государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия; отчетом о проведении мероприятия по государственному надзору в отношении объекта культурного наследия от 14.05.2021; договором аренды N 1-262/10 от 27.08.2010, заключенным между ДГИ г.Москвы и ООО "Елисеевский магазин"; копией договора купли-продажи от 17.12.2015; актом технического состояния объекта культурного наследия от 02.04.2019 с приложением и фототаблицей; решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.11.2018 N А40-202005/17-176-1812; реставрационной предпроектной и проектной документацией (эскизом проекта реставрации фасадов); разрешением на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения от 30.07.2015 и 24.09.2014; актом приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включённого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, или выявленного объекта культурного наследия от 30.10.2015; выпиской из ЕГРН; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО "Елисеевский магазин"; копией приказа об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия федерального значения и охранным обязательством собственника или иного законного владельца; обращениями ООО "Елисеевский магазин", показаниями свидетелей фио, фио, иными материалами дела.
Представленные доказательства обоснованно признаны судьей допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены судьей по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судом установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Действия ООО "ЕЛИСЕЕВСКИЙ МАГАЗИН" правильно квалифицированы по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, т.к. данное учреждение нарушило требования законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях ООО "ЕЛИСЕЕВСКИЙ МАГАЗИН" состава вмененного правонарушения, поскольку Общество не является субъектом вмененного правонарушения, являлись предметом проверки суда первой инстанции, при этом суд обоснованно отверг их как несостоятельные. Не согласиться с выводами судьи районного суда оснований не имеется.
В соответствии с п.11 ст.47.6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.
Согласно п.1 ст.47.2 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
Согласно имеющимся в деле доказательствам, ООО "Елисеевский магазин" является собственником части помещений здания, расположенного по адресу: адрес, площадью 2070, 3 и 3231, 7 кв.м, которое принято под государственную охрану решением Мосгорисполкома от 04.09.1972 N 35/90 в качестве объекта культурного наследия федерального значения "Здание магазина N 1 "Гастроном" (магазин Елисеева), конец XIX - начало ХХ вв.", следовательно, обязано исполнять охранное обязательство в отношении данного объекта культурного наследия.
В этой связи оснований полагать, что у ООО "ЕЛИСЕЕВСКИЙ МАГАЗИН" отсутствовала обязанность по осуществлению расходов на содержание объекта культурного наследия, по поддержанию в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, по указанным в жалобе основаниям, не имеется.
Согласно ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-Ф3), а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-Ф3 объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Государственная охрана объектов культурного наследия, согласно п. 2 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-Ф3, включает в себя, в том числе: -установление ограничений (обременений) права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия требованиями в отношении объекта культурного наследия, разработанными в соответствии с настоящим Федеральным законом; -установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, незаконное перемещение объекта культурного наследия, причинение вреда объекту культурного наследия и осуществление действий, повлекших изменение предмета охраны данного объекта культурного наследия; -согласование проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия; -выдачу в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия; -установку на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений; -иные мероприятия, проведение которых отнесено настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов охраны объектов культурного наследия.
В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-Ф3 под сохранением объекта культурного наследия понимается - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Согласно ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-Ф3 работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В соответствии с ч. 2 ст. 47.2 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-Ф3 состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия.
В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ООО "ЕЛИСЕЕВСКИЙ МАГАЗИН" приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства в области охраны объектов культурного наследия.
Довод защиты о нарушении порядка привлечения ООО "ЕЛИСЕЕВСКИЙ МАГАЗИН" к административной ответственности, так как законный представитель Общества не был извещен на составление протокола об административном правонарушении, опровергается письменными материалами дела, согласно которым, на составление протокола об административном правонарушении Общество извещено телеграммой, направленной по юридическому адресу: адрес.
Оснований не согласиться с выводами судьи районного суда о надлежащем извещении законного представителя Общества о времени и месте проведения процессуального действия по составлению протокола об административном правонарушении, у суда второй инстанции не имеется.
Жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену обжалуемого постановления судьи.
Административное наказание назначено ООО "ЕЛИСЕЕВСКИЙ МАГАЗИН" в соответствии с требованиями ст. 3.1, ст. 3.5 и ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оно является справедливым и соразмерно содеянному.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление судьи Тверского районного суда города Москвы от 06.08.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении ООО "ЕЛИСЕЕВСКИЙ МАГАЗИН" оставить без изменения, жалобы законного представителя и защитника юридического лица - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.