Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 25 декабря 2021 года кассационную жалобу Агентства ветеринарии Ульяновской области (далее - Агентство ветеринарии) на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 26 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 17 августа 2021 года по административному делу N 2а-1-133/2021 по административному исковому заявлению прокурора Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры об оспаривании распоряжения о ликвидации скотомогильников.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, объяснения представителей административного ответчика Агентства ветеринарии Суспицина О.Н, Каракозова Н.Н, мнение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Макарова Е.Н, полагавшего судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
23 декабря 2019 года Агентством ветеринарии Ульяновской области издано распоряжение N 779-р "О ликвидации неиспользуемых скотомогильников на территории Ульяновского района Ульяновской области, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении" (далее - распоряжение от 23 декабря 2019 года N 779-р, л.д. 45, том 1).
Согласно акту от 23 декабря 2019 года, проведена ликвидация неиспользованных сибиреязвенных скотомогильников (захоронений золы после сжигания трупа животного, павшего от сибирской язвы) в селе Ундоры Ульяновского района Ульяновской области (л.д. 46, том 1).
Усматривая нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском к Агентству ветеринарии о признании незаконным названного выше распоряжения в части ликвидации скотомогильников на территории Ульяновского района Ульяновской области, а именно в селе Ундоры. Также прокурором заявлено требование о восстановлении ликвидированного скотомогильника в указанном населенном пункте, с установлением ограждения по всему периметру, исключающие случайный доступ людей и животных, формировании по всему внутреннему периметру канавы, обозначением их предупреждающими табличками с надписью "сибирская язва".
Решением Ульяновского районного суда Ульяновской области от 26 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 17 августа 2021 года, заявленные требования прокурора удовлетворены частично, оспариваемое распоряжение о ликвидации сибиреязвенного скотомогильника в селе Ундоры Ульяновского района Ульяновской области признано незаконным и отменено. На Агентство ветеринарии возложена обязанность восстановить ликвидированные захоронения в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил "СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13 мая 2010 года N 56, а именно установить ограждения по всему периметру, исключающие случайный доступ людей и животных, сформировать по всему внутреннему периметру канавы, обозначить их предупреждающими табличками с надписью "сибирская язва".
В кассационной жалобе Агентство ветеринарии просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Так, по мнению заявителя жалобы, административным истцом пропущен процессуальный срок на обращение в суд с административным иском. Приводит доводы о том, что оспариваемое распоряжение о ликвидации скотомогильников издано уполномоченным органом, в пределах предоставленных полномочий, исходя из требований постановления Правительства Ульяновской области от 17 июля 2013 года N 302-П "Об утверждении порядка ликвидации неиспользуемых и закрытых скотомогильников на территории Ульяновской области". Рассматриваемые скотомогильники не являются сибиреязвенными, поскольку в них захоронены не трупы, а зольные остатки сожженных трупов животных, павших от сибирской язвы, что, по мнению, заявителя, не является почвенными очагами сибирской язвы. Кроме прочего, указывает на то, что решение суда основано на недопустимых доказательствах, а также на невозможность исполнения судебного акта в части восстановления ликвидированных захоронений.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
Право гражданина на благоприятную окружающую среду предусмотрено Конституцией Российской Федерации (статьи 42).
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ), согласно пункту 2 статьи 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (статья 6 этого же закона).
Также к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации (статья 3 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года "О ветеринарии").
На момент принятия распоряжения от 23 декабря 2019 года N 779-р действовало Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13 мая 2010 года N 56 (утратившее силу с 1 сентября 2021 года), которым утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.7.2629-10 (далее - СП 3.1.7.2629-10), устанавливающие основные требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения заболеваний сибирской язвой среди людей.
Так, согласно пункту 2.3 СП 3.1.7.2629-10 резервуаром возбудителя сибирской язвы служит почва и другие объекты окружающей среды, содержащие возбудителя в споровых и вегетативных формах.
Почвенными очагами считаются места захоронения трупов животных, павших от сибирской язвы (например - скотомогильники, биотермические ямы, "моровые поля") (пункт 2.8.4 указанных Правил).
В соответствии с пунктом 7.1 тех же Правил, организация мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения безопасности сибиреязвенных захоронений:
- проводят работы по содержанию в надлежащем санитарном состоянии сибиреязвенных скотомогильников, биотермических ям, отдельных старых захоронений животных, павших от сибирской язвы: устанавливают ограждения по всему периметру, исключающие случайный доступ людей и животных, формируют по всему внутреннему периметру канавы и обозначают их предупреждающими табличками с надписью "сибирская язва";
- принимают меры по обеззараживанию почвы в местах с достоверно установленными границами захоронений трупов животных, павших от сибирской язвы;
- обеспечивают контроль за недопущением использования территорий, находящихся в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника, для проведения какой-либо хозяйственной деятельности (организации пастбищ, пашни, огородов, водопоев, работ, связанных с выемкой и перемещением грунта, строительства жилых, общественных, промышленных или сельскохозяйственных зданий и сооружений).
Как установлено судебными инстанциями, оспариваемое распоряжение принято Агентством ветеринарии на основании ранее действовавшего постановления Правительства Ульяновской области от 17 июля 2013 года N 302-П (утратившего силу с 10 февраля 2021 года), которым был утвержден Порядок ликвидации неиспользуемых, запрещенных к эксплуатации и закрытых скотомогильников на территории Ульяновской области" (далее - Порядок).
Настоящим Порядком устанавливается последовательность проводимых на территории Ульяновской области мероприятий по ликвидации неиспользуемых, запрещенных к эксплуатации и закрытых скотомогильников, не имеющих собственника или собственник которых неизвестен (далее - неиспользуемые скотомогильники), в целях недопущения несанкционированного захоронения в них биологических отходов, нераспространения возбудителей заразных болезней животных, предупреждения заболевания людей зооантропонозными болезнями, охраны окружающей среды от загрязнения (пункт 1.2 Порядка).
Требования настоящего Порядка не распространяются на:
- действующие (используемые) скотомогильники (биотермические ямы);
- земляные скотомогильники и биотермические ямы, в которые захоранивались трупы животных, павших от сибирской язвы, независимо от сроков давности (сибиреязвенные скотомогильники) (пункт 1.4 Порядка).
Таким образом, ранее действовавший региональный Порядок не предусматривал ликвидацию действующих (используемых) скотомогильников и сибиреязвенных скотомогильников.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая оспариваемое распоряжение в заявленной части незаконным, с возложением на Агентство ветеринарии обязанность восстановить ликвидированное захоронение в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил в рабочем поселке Николаевка Николаевского района Ульяновской области, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что в силу вышеприведенного правового регулирования, действовавшего на момент принятия оспариваемого решения, ликвидация сибиреязвенных скотомогильников не предусмотрена, что может повлечь нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, в связи с чем пришли к правильному выводу о наличии оснований для признания оспариваемого решения незаконным.
При этом судебными инстанциями верно установлено, что рассматриваемый скотомогильник является именно сибиреязвенными, что следует из материалов административного дела, в том числе из акта о проведении ликвидации неиспользуемого сибиреязвенного скотомогильника от 23 декабря 2019 года (л.д. 46, том 1), ветеринарно-санитарной карточки (л.д. 51, том 1); акта ветеринарно-санитарного обследования сибиреязвенного скотомогильника (л.д. 25, 26, том 1).
Основной аргумент автора кассационной жалобы о том, что ликвидированные скотомогильники не являются сибиреязвенными, поскольку в них захоронены не трупы, а зольные остатки сожженных трупов животных, павших от сибирской язвы, подлежит отклонению, поскольку указанные захоронения являются почвенными очагами сибирской язвы, в связи с чем представляют угрозу для жизни и здоровья граждан.
Указанный вывод согласуется с положениями пункта 3.9 Методических рекомендаций МР 3.1.0232-21. Профилактика инфекционных болезней. Определение эпидемиологической опасности почвенных очагов сибирской язвы, утвержденных Роспотребнадзором 1 марта 2021 года, согласно которым захоронение зольного остатка представляет среднюю степень потенциальной эпидемиологической опасности.
Выводы судебных инстанций о восстановлении процессуального срока на обращение прокурора в суд с административным иском является правильным и сомнений не вызывает.
Доводы кассационной жалобы о невозможности исполнения решения суда в части восстановления ликвидированных захоронений ввиду отсутствия их координат, являлся предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, где получили надлежащую правовую оценку.
Кроме того, аргументы кассационной жалобы, по сути, выражают несогласие с данной судами оценкой доказательств по делу и установленными обстоятельствами. Между тем суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по переоценке доказательств и установлению иных фактических обстоятельств по делу, отличных от ранее установленных судами.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленные по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 26 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 17 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Агентства ветеринарии Ульяновской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 14 февраля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.