Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 11 октября 2021 года кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "Форси" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 6 августа 2021 года по административному делу N 2а-2795/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "Форси" к муниципальному казенному учреждению "Управление архитектуры и градостроительства" Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, Начальнику муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани Дябилкиной И.В, главному архитектору г. Казани Тухватуллиной И.М. о признании незаконным отказа от 26 января 2021 года в переносе проектных красных линий.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела и содержание кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ООО "Научно-производственное объединение "Форси" (далее - административный истец, ООО "НПО "Форси") является собственником земельного участка общей площадью 3611 кв.м, с кадастровым номером 16:50:012307:15, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Меховщиков.
Согласно картографическим материалам Генерального плана городского округа Казани, утверждённого решением Казанской городской Думы от 28 февраля 2020 года N 5-38, часть указанного земельного участка находится в проектных красных линиях, которые закрепляют планируемые границы перспективной автомагистрали.
Административный истец обратился в муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - административный ответчик, Управление) с заявлением о корректировке проектных красных линий.
Как следует из ответа Управления от 10 марта 2020 года N 15/02-исх/2410, в корректировке красных линий административному истцу отказано по причине того, что эти линии являются проектными. При этом разрабатывается проект планировки территорий, согласно которой спорный земельный участков отнесен к территории общего пользования.
Не согласившись с правомерностью отказа Управления, административный истец обратился в суд, в котором указал, что ответ административного ответчика не содержит доказательств того, что имеется утвержденный проект планировки территории, в соответствии с которым часть земельного участка административного истца была бы отнесена к территории общего пользования. Исходя из этого, ООО "НПО "Форси" считает, что возможность переноса проектных красных линий допускается.
Решением Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 25 мая 2021 года административные исковые требования удовлетворены; решение МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" от 26 января 2021 года N 15\02-ИСХ ОГ\680 об отказе в корректировке красных линий признано незаконным. На МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" и Исполнительный комитет муниципального образования города Казани возложена обязанность устранить допущенное нарушение путем корректировки и переноса проектных красных линий с выносом за границы земельного участка с кадастровым номером 16:50:012307:15: по улице Меховщиков г. Казани.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 6 августа 2021 года решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 25 мая 2021 года отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В кассационной жалобе ООО "НПО "Форси" ставит вопрос об отмене судебного акта суда апелляционной инстанции, как постановленного с нарушением норм материального права, просит оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование доводов кассационной жалобы ее автор, повторяя содержания административного искового заявления, утверждает, что границы территорий общего пользования прорабатываются при подготовке документации по планировке территории, которая предусматривает отображение на соответствующих картах красных линий. Между тем такой проект планировки территории в установленном законом порядке не утвержден, следовательно, отображенные на картах генерального плана городского округа Казани красных линий, проходящих по земельному участку административного истца является неправомерным и подлежит корректировке, что не учтено судом апелляционной инстанции.
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились, в связи с этим административное дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений норм процессуального и материального права судом апелляционной инстанции при рассмотрении административного дела не допущено.
Так, разрешая административный спор и принимая решение об удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции указал, что проект планировки территории, на которой расположен земельный участок ООО "НПО "Форси", не утверждался. Красные линии, пересекающие земельный участок административного истца, являются проектными, следовательно, отказ в их корректировке является незаконным.
Отменяя решения суда первой инстанции и принимая противоположенное решение, суд апелляционной инстанции исходил из того, что отказ административного ответчика права, свободы и законные интересы административного истца не нарушает. Размещение земельного участка в проектных красных линиях не влечет изменение зональной категории участка и отнесение участка к землям общего пользования. Действующее законодательства не ограничивает права собственника владеть пользоваться и распоряжаться земельным участком, расположенным на территории, в отношении которой органом местного самоуправления проект планировки не утвержден.
Судебная коллегия находит выводы суда апелляционной инстанции основанными на применимых нормах материального права и правильной оценке представленных сторонами доказательств.
Так, согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красными линиями обозначаются существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Реализация документов территориального планирования осуществляется в том числе путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории (части 1, 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Основная часть проекта планировки включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых помимо прочего отображаются красные линии (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разработка и утверждение красных линий осуществляется в составе подготовки проекта планировки соответствующих территории. Порядок разработки и утверждения документации по планировке территории установлен статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно положениям которой, решение об утверждении такой документации принимается главой муниципального образования с учетом результатов публичных слушаний.
По смыслу пунктов 4.1 - 4.3 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной Постановлением Госстроя Российской Федерации от 6 апреля 1998 года N 18-30 (далее - Инструкция), проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, на основании проектов планировки и застройки градостроительных объектов.
В отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. При разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления (пункт 4.4 Инструкции).
Корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их, в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения (пункт 4.6 Инструкции).
Из приведенного правового регулирования следует, что красные линии могут быть утверждены только в составе проекта планировки и застройки градостроительных объектов либо в качестве самостоятельного проекта. При этом корректировка красных линий также возможна только в рамках проекта планировки территории или самостоятельного проекта установления красных линий на основании решения органа местного самоуправления их утвердивших. Иного порядка корректировки красных линий нормативными правовыми актами не предусмотрено.
Как установлено судами и не оспаривается сторонами, проект детальной планировки территории, в которой расположен земельный участок административного истца, либо самостоятельный проект установления красных линий, в установленном законом порядке не утверждены. Красные линии, проходящие по спорному земельному участку, нанесены только на картах Генерального плана городского округа Казани.
Следовательно, правовая возможность корректировки красных линий ввиду отсутствия документации по планировке территории и самостоятельного проекта установления красных линий у органа местного самоуправления отсутствует.
Между тем, как сообщено административному истцу Управлением в ответе от 10 марта 2020 года, органом местного самоуправления разрабатывается проект детальной планировки территорий, в соответствии с которым часть спорного земельного участка также отнесена к территории общего пользования.
Частью 5 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с названным Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
Таким образом, административный истец не лишен возможности приняв участие в общественных слушаниях, представить свои возражения относительно проекта планировки территории, в том числе о границах мест общего пользования.
Отвергая доводы административного истца о том, что Управление имеет возможность внести корректировки в красные линии, отображенные на картах Генерального плана городского округа Казани, судебная коллегия отмечает, что согласно пункту 17 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с указанной статьей и статьями 9 и 25 упомянутого Кодекса.
Согласно статье 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план городского округа, в том числе вносимые в него изменения утверждаются представительным органом местного самоуправления городского округа. Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются главой местной администрации городского округа. При этом подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации и с учетом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Обращение административного истца в Управление с заявлением, фактически содержащим требование о корректировке генерального плана городского округа Казани, не является надлежащей мерой защиты нарушенного права, а административный ответчик не вправе самостоятельным решением вносить требуемые изменения, без учета порядка, установленного градостроительным законодательством. При этом административный истец не лишен возможности самостоятельно оспорить положения Генерального плана городского округа Казани, в том числе в его картографической части, содержащей обозначение красных линий, в ином судебном порядке по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В этой связи, судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда апелляционной инстанции, находит отказ административного ответчика в корректировке красных линий по заявлению административного истца законным и обоснованным, а постановленное по административному делу апелляционное определение суда не подлежащим пересмотру. Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда апелляционной инстанции, направлены на их переоценку вследствие ошибочного и произвольного толкования норм права.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 6 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "Форси" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 26 января 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.