Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В.
судей Бросовой Н.В, Кириченко А.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ахметовой Фирадии Фирдинатовны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 9 сентября 2021 года по гражданскому делу N 2-170/2021 по иску Ахметовой Фирадии Фирдинатовны к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Высокогорском районе Республики Татарстан о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, обязании включить периоды работы и учебного отпуска, и назначении пенсии, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Ахметова Ф.Ф. обратилась в суд с вышеуказанным иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Высокогорском районе Республики Татарстан, в обосновании указывает следующее. 05 ноября 2020 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением N 1023003/20 от 16 ноября 2020 года ответчик отказал ей в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с недостаточностью стажа. По данным ответчика выработано 27 лет 09 месяцев 5 дней. С 01 ноября 1988 года по 15 ноября 1992 года период работы в качестве фельдшера - лаборанта включен в специальный стаж в календарном соотношении 1:1, не применимо кратное исчисление. Стаж 4 года 15 дней. Не включены в специальный стаж при кратном исчислении 2 года 7 дней. Период ее работы с 01 ноября 1988 года в должности фельдшера- лаборанта ГАУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер" подлежит включению в ее специальный стаж, поскольку предоставления данных персонифицированного учета является обязанностью работодателя, а не работника, в случае неисполнения обязанности работодателем, работник не должен быть лишен права на зачет данного стажа. Данный период работы подтверждается записями в трудовой книжке, справкой. Хирургическое отделение относится к отделениям хирургического профиля стационара, поэтому считает, что вышеуказанные периоды работы, должны быть исчислены с применением льготного коэффициента -1 год работы как 1 год и 6 месяцев. Период ее нахождения в учебном отпуске должен быть засчитан в стаж, дающий право на досрочной назначении пенсии. Периоды нахождения в учебном отпуске: с 13.04.2015 по 22.04.2015, 30.11.2015 по 09.12.2015, 28.03.2016 по 06.04.2016, 10.10.2016 по 19.10.2016. Стаж 1 месяц 9 дней.
Она в спорные периоды обучалась в имеющих государственную аккредитацию высших учебных заведениях, в эти периоды ей предоставлялись учебные отпуска с сохранением заработной платы, из которой производились установленные законодательством отчисления, в том числе и в Пенсионный фонд Российской Федерации. В связи, с чем учебный отпуск подлежит зачету в специальный стаж заявителя. Таким образом, она обладает достаточным специальным трудовым стажем работы в должностях, связанных со специфическими условиями труда.
Просит обязать Управление Пенсионного фонда в Высокогорском районе включить в ее специальный стаж: с 13 апреля 2015 года по 22 апреля 2015 года, с 30 ноября 2015 года по 09 декабря 2015 года, с 28 марта 2016 года по 06 апреля 2016 года, с 10 октября 2016 года по 19 октября 2016 года периоды нахождения в учебном отпуске, с 01 ноября 1988 года по 15 ноября 1992 года период работы в качестве фельдшера-лаборанта ГАУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер" из расчета как один год за один год и шесть месяцев; обязать Управление Пенсионного фонда в Высокогорском районе назначить и выплачивать ей досрочную трудовую пенсию с 22 декабря 2020 года.
Истец Ахметова Ф. Ф. увеличила и изменила исковые требования и просила признать незаконным и отменить решение N 1023003/20 от 16 ноября 2020 года об исключении из специального стажа периодов работы и об отказе в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости; обязать Управление Пенсионного фонда в Высокогорском районе включить в ее специальный стаж: с 13 апреля 2015 года по 22 апреля 2015 года, 30 ноября 2015 года по 09 декабря 2015 года, с 28 марта 2016 года по 06 апреля 2016 года, с 10 октября 2016 года по 19 октября 2016 года периоды нахождения в учебном отпуске, с 01 ноября 1988 года по 15 ноября 1992 года период работы в качестве фельдшера-лаборанта ГАУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер" из расчета как один год за один год и шесть месяцев; обязать Управление Пенсионного фонда в Высокогорском районе назначить и выплачивать ей досрочную трудовую пенсию с 05 ноября 2020 года.
Решением Высокогорского районного суда Республики Татарстан от 12 марта 2021 года исковые требования Ахметовой Фирадии Фирдинатовны к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Высокогорском районе Республики Татарстан о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, обязании включить периоды работы и учебного отпуска, и назначении пенсии, удовлетворены частично.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 9 сентября 2021 года решение Высокогорского районного суда Республики Татарстан от 12 марта 2021 года отменено в части и принято новое.
В кассационной жалобе, поданной Ахметовой Ф.Ф, ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, 5 ноября 2020 года Ахметова Ф. Ф. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Высокогорском районе Республики Татарстан с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика N 1023003/20 от 16 ноября 2020 года Ахметовой Ф.Ф. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения 30 лет. Стаж истца составил 27 дет 9 месяцев 5 дней. В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не включены периоды с 13 апреля 2015 года по 22 апреля 2015 года, 30 ноября 2015 года по 9 декабря 2015 года, 28 марта 2016 года по 6 апреля 2016 года, 10 октября 2016 года по 19 октября 2016 года - нахождения в учебном отпуске, период с 1 ноября 1988 года по 15 ноября 1992 года работы в качестве фельдшера-лаборанта ГАУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер" включен в календарном исчислении.
Решение суда в той части, в которой в удовлетворении требований отказано, сторонами не обжаловалось в судебную коллегию апелляционной инстанции и не проверялось.
Удовлетворяя исковые требования Ахметовой Ф.Ф. в части включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периодов с 13 апреля 2015 года по 22 апреля 2015 года, 30 ноября 2015 года по 9 декабря 2015 года, 28 марта 2016 года по 6 апреля 2016 года, 10 октября 2016 года по 19 октября 2016 года нахождения истца в учебных отпусках, суд первой инстанции исходил из доказанности того, что соответствующие периоды подлежат включению в страховой стаж, поскольку Ахметова Ф.Ф. продолжала выполнять одну и ту же работу на одном и том же учреждении, которое и не меняло статуса и основной цели своей деятельности, в периоды нахождения Ахметовой Ф.Ф. в учебных отпусках, трудовые отношения с нею сохранялись, за ней сохранялось рабочее место и средняя заработная плата, а также уплачивались работодателем страховые взносы в Пенсионный фонд, в связи с чем, указанный период включен судом первой инстанции в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии.
С данными выводами согласился суд апелляционной инстанции.
При разрешении спора, судом установлено, что в спорные периоды времени с 1 ноября 1988 года по 15 ноября 1992 года истец работала в должности фельдшера-лаборанта и осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения, в связи с чем данные периоды работы подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, ввиду чего суд первой инстанции включил в специальный стаж в льготном исчислении из расчета один год работы как один год и 6 месяцев периодов работы с 1 ноября 1988 года по 15 ноября 1992 года в качестве фельдшера-лаборанта ГАУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер".
Судебная коллегия апелляционной инстанции не согласилась с решением суда в части включения периода работы в качестве фельдшера-лаборанта отделения анестезиологии и реанимации ГАУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер" с 1 ноября 1988 года до 1 января 1992 года в льготном исчислении, поскольку впервые льготное исчисление специального стажа (один год за один год и 6 месяцев) среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений было введено Постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная деятельность которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет".
В связи с чем суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что судом первой инстанции незаконно включен период работы истца с 1 ноября 1988 года по 31 декабря 1991 года, поскольку в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" периоды подлежат включению с 1 января 1992 года, таким образом, решение суда в части включения периода работы с 1 ноября 1988 года по 31 декабря 1991 года в льготном порядке как один год работы за один год и шесть месяцев отменено, с принятием в данной части нового решения об отказе в удовлетворении указанных требований.
Судебная коллегия кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационной жалобы.
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 года принято постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Так, в подпункте "н" пункта 1 названного постановления указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее также - Список должностей от 22 сентября 1999 года N 1066), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" (далее также - Список профессий и должностей от 6 сентября 1991 года N 464), с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Доводы кассационной жалобы о том, что спорный период с 1 ноября 1988 года по 15 ноября 1992 года в качестве фельдшера-лаборанта ГАУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер", подлежит включению, правомерно отклонен апелляционной инстанцией, по доводам изложенным в апелляционном определении, оснований не согласиться с указанными выводами, оснований не имеется.
Доводы в кассационной жалобе, заявлялись истцом в ходе рассмотрения дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на оспаривание выводов суда, а также на иную оценку доказательств, исследованных судом по правилам статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их допустимости, относимости, достоверности и достаточности.
Судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты. Нарушений норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не было допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 9 сентября 2021 года оставить без изменений, кассационную жалобу Ахметовой Фирадии Фирдинатовны без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи Н.В. Бросова
А.Д. Кириченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.