Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ившиной Т.В.
судей Федотовой Е.В, Кириченко А.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Индустриального районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 11 июня 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 13 октября 2021 г. по гражданскому делу N 2-1834/2021 по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске Удмуртской Республики (межрайонному), Администрации муниципального образования "Кизнерский район" о внесении изменений в запись акта гражданского состояния, восстановлении пенсионных прав.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском, в обоснование заявленных требований указав, что 26 октября 2020 года он обратился в УПФР в г. Ижевске УР с заявлением о назначении страховой пенсии по старости согласно ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400- ФЗ "О страховых пенсиях" и Федерального закона от 03 октября 2018 года N350-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий". УПФР в г. Ижевске УР в назначении страховой пенсии истцу было отказано ввиду недостижения общеустановленного возраста на дату обращения. С данным решением не согласен, поскольку в записи акта гражданского состояния о рождении N6 от 22 февраля 1961 года исполнительным комитетом Крымско-Слудского сельского совета депутатов трудящихся Граховского района Удмуртской АССР допущена ошибка, так как он родился не 23 января 1961 года, а 23 ноября 1960 года. Установление данного факта имеет юридическое значение для назначения истцу пенсии, поскольку как гражданин, рожденный ДД.ММ.ГГГГ, истец имеет право на оформление пенсии по старости при достижении возраста 61, 5 год, то есть в первом полугодии 2022 года. Управление записи актов гражданского состояния Администрации г. Ижевска отказало во внесении изменений в запись акта гражданского состояния о рождении ФИО1 Им был сделан запрос в Министерство здравоохранения Удмуртской Республики о предоставлении копии справки об его рождении, на который ему дан ответ, что сроки хранения архивных документов истекли.
На основании изложенного ФИО1 просил суд внести изменения в запись акта гражданского состояния о его рождении N6 от 22 февраля 1961 года, составленную Исполнительным комитетом Крымско-Слудского сельского совета депутатов трудящихся Граховского района Удмуртской АССР, исправить дату рождения с 23 января 1961 года на 23 ноября 1960 года, признать незаконным решение N395509/20 от 02 ноября 2020 года об отказе в назначении страховой пенсии по старости, обязать УПФР в г. Ижевске УР назначить ему страховую пенсию по старости с 23 мая 2022 года.
Определением суда от 29 марта 2021 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Отдел ЗАГС Администрации муниципального образования "Граховский район", 11 мая 2021 года в качестве соответчика по требованию об оспаривании акта гражданского состояния о рождении привлечена Администрация муниципального образования "Кизнерский район".
Решением Индустриального районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 11 июня 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 13 октября 2021 г, в удовлетворении заявленных исковых требований ФИО1 отказано.
Определением суда апелляционной инстанции от 13 октября 2021 года произведена замена ответчика УПФР в г. Ижевске УР на его правопреемником Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на незаконность и необоснованность выводов судов, просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, принять новое решение по делу, удовлетворить его требования в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлялись о месте и времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу решения и апелляционного определения, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 26 октября 2020 года ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по достижении возраста 59 лет обратился в УПФР в г. Ижевске УР с письменным заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости в соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г. Ижевске УР от 02 ноября 2020 года N395509/20 ФИО1 на основании ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона N400-ФЗ в назначении страховой пенсии по старости отказано в связи с недостижением им возраста 60 лет для установления досрочной пенсии.
Согласно акту о рождении N6 от 22 февраля 1961 года, составленному Исполнительным комитетом Крымско-Слудского сельского совета депутатов трудящихся Граховского района Удмуртской АССР, ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ. Данная запись внесена на основании заявления матери истца ФИО2, о чем в записи акта гражданского состояния имеется её подпись, и справки о рождении, выданной 23 января 1961 года Мари- Сарамакским медпунктом.
Решением Управления записи актов гражданского состояния Администрации г. Ижевска от 24 января 2020 года истцу отказано во внесении изменений в запись акта гражданского состояния о рождении N6 от 22 февраля 1961 года в связи с отсутствием документов, подтверждающих наличие основания для внесения таких изменений.
В паспорте истца, реквизиты которого указаны нотариусом при удостоверении доверенности, выданной истцом представителям ФИО3, ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ, датой рождения ФИО1 является ДД.ММ.ГГГГ.
Из акта о заключении брака N12 от 31 декабря 1981 года, составленного Исполнительным комитетом Крымско-Слудского сельского совета народных депутатов Кизнерского района Удмуртской АССР, следует, что ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ.
По сведениям Министерства здравоохранения Удмуртской Республики письмом от 15 сентября 2020 года N11/02-01/3314 сроки хранения медицинской документации истекли.
Бюджетным учреждением здравоохранения Удмуртской Республики "Граховская районная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" в суд направлено уведомление от 09 апреля 2021 года N2 о невозможности представления документов, поскольку книги записи родов, истории родов ФИО2 в период с 23 ноября 1960 года по 23 января 1961 года уничтожены в связи с истечением срока хранения данных медицинских документов.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался положениями ч.ч. 1, 2 ст. 69, ст. 70 Федерального закона от 15.11.1997 N143-Ф3 "Об актах гражданского состояния", пунктами 8, 21, 22, 23 Инструкции о порядке регистрации актов гражданского состояния, утвержденной Минюстом РСФСР 20 января 1958 года, п. 4 ст. 5, ч.ч. 1, 1.2 ст. 8, ст. 10, ч. 1 ст. 22, ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, исходил из того, что актовая запись о рождении истца 23 января 1961 г. внесена на основании заявления его матери с предоставлением медицинской справки о дате рождения, истец на дату обращения в пенсионный орган не достиг возраста для установления и выплаты пенсии.
Наличие доказательств, достоверно подтверждающих факт рождения истца в иную дату при разбирательстве дела суд не установил. При этом суд критически отнёсся к показаниям свидетелей ФИО5 и ФИО6, поскольку ФИО5 является дочерью истца и соответственно не могла быть свидетелем рождения своего отца, а ФИО6 в ноябре 1960 года достигла возраста 11 лет, при рождении истца не присутствовала.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, судебными инстанциями не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доказательствам дана правовая оценка в их совокупности в полном соответствии положениям ст. 67 ГПК РФ.
Доводы жалобы заявителя о том, что в материалы дела представлены доказательства его рождения 23 ноября 1960 г, а именно показания свидетелей, направлены на иную оценку установленных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, осуществление которой в силу ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к компетенции кассационного суда общей юрисдикции не относится и основанием для отмены или изменения состоявшихся судебных постановлений не является.
Кассационная жалоба не содержит доводов, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Индустриального районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 11 июня 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 13 октября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Ившина
Судьи Е.В. Федотова
А.Д. Кириченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.