Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Юлдашева Р.Х, судей Зайнуллиной Г.К. и Фахретдиновой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Ставрополя Ставропольского края на решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 7 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 24 августа 2021 г. по административному делу N 2а-1103/2021 по административному исковому заявлению Тутовой ФИО, действующей в своих и интересах несовершеннолетних ФИО, ФИО, ФИО, а также административному иску Тутова К.К. к администрации г. Ставрополя Ставропольского края, комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя о признании незаконным постановления от 19 января 2021 г. N 63 "Об отказе в признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе" муниципальной программы "Обеспечение жильем населения города Ставрополя" и возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о признании семьи нуждающимися в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Тутова Г.М, действующая в своих и интересах несовершеннолетних ФИО, ФИО, ФИО, а также Тутов К.К. обратились в суд с административным иском к администрации г. Ставрополя Ставропольского края (далее также - администрация), комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя (далее также - комитет) о признании незаконным постановления от 19 января 2021 г. N 63 "Об отказе в признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе" муниципальной программы "Обеспечение жильем населения города Ставрополя" и возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о признании семьи нуждающимися в жилом помещении.
В обоснование своих требований указали, что Тутова Г.М. является матерью троих несовершеннолетних детей: ФИО, ДД.ММ.ГГГГ и ФИО, ДД.ММ.ГГГГ, от первого брака, отец которых участия в их воспитании не принимает, взысканные судебным приказом мирового судьи алименты не уплачивает, и ФИО, ДД.ММ.ГГГГ, от брака с Тутовым К.К. Семья административных истцов, в составе 5 человек (Тутов К.К, Тутова (Мудренко) Г.М, ФИО, ФИО, ФИО, обратилась в администрацию города Ставрополя с заявлением о признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе" муниципальной программы "Обеспечение жильем населения города Ставрополя". Постановлением администрации города Ставрополя от 19 января 2021 г. N 63 семье Тутовой Г.М. отказано в признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в указанной программе. В направленном в адрес административного истца уведомлении в качестве основания для отказа указано на то, что Тутовой Г.М. не предоставлено решение суда об определении места жительства несовершеннолетних детей ФИО, ФИО или согласие родителей об определении места жительства несовершеннолетних детей, при раздельном проживании родителей. Просят признать незаконным постановление администрации города Ставрополя от 19 января 2021 г. N 63 и возложить на администрацию повторно рассмотреть заявление Тутовой Г.М.
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 7 апреля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 24 августа 2021 г, административный иск удовлетворен.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 29 ноября 2021 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 6 декабря 2021 г, администрация г. Ставрополя Ставропольского края просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и норм процессуального права.
От Тутовой Г.М, Тутова К.К. относительно доводов кассационной жалобы поступили письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья установлен Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат, являющимися приложением N 1 к Особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 (далее - Правила).
С 1 января 2018 г. действие федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, досрочно прекращено в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. N 1243. Реализация мероприятий указанной программы, в том числе предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилья с 1 января 2018 г. осуществляется в рамках основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710.
Одним из условий для участия молодой семьи (в том числе неполной) в мероприятиях ведомственной целевой программы является признание молодой семьи нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 Правил, согласно которому под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г, а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятиях ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 названного кодекса гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Суды установили, из материалов дела следует, что, Тутова Г.М. обратилась в администрацию города Ставрополя с заявлением о признании молодой семьи составом из 5 человек: она, ее супруг Тутов К.К. и несовершеннолетние дети: ФИО, ДД.ММ.ГГГГ и ФИО, ДД.ММ.ГГГГ, от первого брака, и дочь от второго брака - ФИО, ДД.ММ.ГГГГ, нуждающейся в жилом помещении для участия в программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе" муниципальной программы "Обеспечение жильем населения города Ставрополя".
Постановлением администрации города Ставрополя от 19 января 2021 г. N 63 семье Тутовой Г.М. отказано в признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в указанной программе на основании пункта 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В уведомлении от 19 января 2021 г. N в качестве основания для отказа указано на то, что Тутовой Г.М. не предоставлено решение суда об определении места жительства несовершеннолетних детей ФИО, ФИО или согласие родителей об определении места жительства несовершеннолетних детей, при раздельном проживании родителей.
Полагая отказ в признании семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в программе "Обеспечение жильем населения г. Ставрополя" незаконным, Тутова Г.М. обратилась с административным иском в суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав положения, закрепленные в правовых нормах, регулирующих данные правоотношения, пришел к выводу о несоответствии закону оспариваемого решения администрации об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в указанной программе на основании пункта 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом исходил из того, что Тутова Г.М, обращаясь с заявлением о предоставлении муниципальной услуги представила полный пакет документов, предусмотренных действующим законодательством по состоянию на момент подачи заявления, предусмотренных законом оснований для отказа у администрации не имелось.
Таким образом, суд правомерно признал требования Тутовой Г.М. подлежащими удовлетворению, с чем обоснованно согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и норм процессуального права.
Конституция Российской Федерации, предусматривая, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, часть 3).
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, при этом с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (части 3 и 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя (пункт 1); ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 1.1); представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 2); не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок (пункт 3).
Как указано в уведомлении от 19 января 2021 г. N, основанием для отказа Тутовой Г.М. в предоставлении названной муниципальной услуги явилось непредставление заявителем документов в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно: решения суда об определении места жительства несовершеннолетних детей ФИО, ФИО или согласие родителей об определении места жительства несовершеннолетних детей, при раздельном проживании родителей.
На момент обращения Тутовой Г.М. в администрацию с заявлением о предоставлении указанной муниципальной услуги действовал административный регламент предоставления муниципальной услуги "Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе", утвержденный постановлением администрации г. Ставрополя от 20 марта 2020 г. N 384, который определял сроки и последовательность действий (административных процедур) администрации города Ставрополя по предоставлению данной услуги (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 11 Административного регламента результатом предоставления услуги является: 1) решение о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях для участия в муниципальной программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе"; 2) решение об отказе в признании граждан нуждающимися в жилых помещениях для участия в муниципальной программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе".
Для предоставления услуги заявитель подает заявление по установленной форме (приложение 2 к Административному регламенту), к которому прилагаются названные документы, в том числе Решение суда с указанием сведений об определении места жительства ребенка заявителя или нотариально заверенное соглашение родителей об определении места жительства ребенка заявителя (при раздельном проживании родителей) (при наличии) (подпункт 8 пункта 14).
Таким образом, как видно из содержания вышеприведенных положений Административного регламента, представление указанных в уведомлении администрации об отказе в предоставлении муниципальной услуги документов, названных в подпункте 8 пункта 14 Административного регламента, не является основанием для принятии решения об отказе в признании граждан нуждающимися в жилых помещениях для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе", поскольку они представляются при их наличии.
При таком положении, исходя из содержания оспариваемого отказа, у административного ответчика отсутствовали основания, предусмотренные законом для отказа Тутовой Г.М. в предоставлении вышеуказанной муниципальной услуги.
Учитывая изложенное, оснований не согласиться с выводами судов об обоснованности заявленных административными истцами требований не имеется.
Доводы кассационной жалобы были предметом изучения судов первой и апелляционной инстанций, направлены на оспаривание обоснованности выводов судов обеих инстанций об установленных обстоятельствах и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных актов, поскольку суд кассационной инстанции правом устанавливать новые обстоятельства или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, а также правом переоценки доказательств не наделен.
При таких обстоятельствах судебная коллегия Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 7 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 24 августа 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Ставрополя Ставропольского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Г.К. Зайнуллина
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 3 февраля 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.