Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Юлдашева Р.Х, судей Зайнуллиной Г.К. и Фахретдиновой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Ставрополя Ставропольского края на решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 9 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 8 июня 2021 г. по административному делу N 2а-1044/2021 по административному исковому заявлению Агабековой Л.А, действующей в своих и интересах несовершеннолетних ФИО, ФИО, к администрации г. Ставрополя Ставропольского края о признании незаконными постановления от 21 августа 2018 г. N 1641 "Об отмене постановления администрации г. Ставрополя от 16 мая 2012 г. N 1297 "О признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в ведомственной муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011-2012 годы" и от 7 февраля 2019 г. N 284 "О признании утратившим силу постановления администрации г. Ставрополя от 30 июня 2014 г. N 2260 "О признании молодой семьи участником программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014-2015 годы" муниципальной программы "Обеспечение жильем населения города Ставрополя на 2014-2015 годы", признании права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении и возложении обязанности восстановить нарушенное право.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Агабекова Л.А, действующая в своих и интересах несовершеннолетних ФИО, ФИО, обратилась в суд с административным иском к администрации г. Ставрополя Ставропольского края (далее также - администрация) о признании незаконными постановления от 21 августа 2018 г. N 1641 "Об отмене постановления администрации г. Ставрополя от 16 мая 2012 г. N 1297 "О признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в ведомственной муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011-2012 годы" и от 7 февраля 2019 г. N 284 "О признании утратившим силу постановления администрации г. Ставрополя от 30 июня 2014 г. N 2260 "О признании молодой семьи участником программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014-2015 годы" муниципальной программы "Обеспечение жильем населения города Ставрополя на 2014-2015 годы", признании права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении и возложении обязанности восстановить нарушенное право.
В обоснование своих требований указала, что в 2012 году ее семья, в составе 2 человек: она и муж Агабеков Р.С, признана нуждающейся в жилом помещении для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011-2012 годы", в последующем, в состав ее семьи включены: дочь - ФИО, ДД.ММ.ГГГГ, сын - ФИО, ДД.ММ.ГГГГ С 2016 года постановлением администрации ее семья признана участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014-2015 годы" муниципальной программы "Обеспечение жильем населения города Ставрополя на 2014-2015 годы". Оспариваемым постановлением администрации города Ставрополя от 21 августа 2018 г. N 1641 отменено постановление администрации города Ставрополя от 16 мая 2012 г. N 1297 о признании ее семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в названной программе, о чем ей направлено уведомление от 24 августа 2018 г. N, постановлением администрации от 7 февраля 2019 г. N 284 признано утратившим силу постановление администрации города Ставрополя от 30 июня 2014 г. N 2260 о признании молодой семьи участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014-2015 годы" муниципальной программы "Обеспечение жильем населения города Ставрополя на 2014-2015 годы", о чем администрацией направлено уведомление от 11 февраля 2019 г. N. Полагает решения администрации об исключении ее семьи из числа граждан нуждающихся и участников муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе" незаконными, нарушающими права ее семьи на участие и получение жилья по указанной программе, поскольку ее семья как на момент постановки на учет так и в настоящее время соответствует критериям участника программы.
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 21 октября 2020 г. административный иск удовлетворен частично.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 2 февраля 2021 г. решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 21 октября 2020 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей, в связи с принятием судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 9 марта 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 8 июня 2021 г, административный иск удовлетворен.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 3 декабря 2021 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 9 декабря 2021 г, администрация просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и норм процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане, организации, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно частями 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судами установлено, из материалов дела следует, что постановлением администрации города Ставрополя от 16 мая 2012 г. N 1297 "О признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011-2012 годы" семья Агабековой Л.А, в составе 2 человек: она и муж - Агабеков Р.С, признана нуждающейся в жилом помещении для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011-2012 годы".
Постановлением администрации города Ставрополя от 2 декабря 2013 г. N 4398 "О внесении изменений в состав молодой семьи, признанной нуждающейся в жилом помещении для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011-2012 годы" в состав ее семьи включены: дочь - ФИО, ДД.ММ.ГГГГ, сын - ФИО, ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации города Ставрополя от 30 апреля 2016 г. N 2260 "О признании молодой семьи участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014-2015 годы" муниципальной программы "Обеспечение жильем населения города Ставрополя на 2014-2015 годы" ее семья признана участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014-2015 годы" муниципальной программы "Обеспечение жильем населения города Ставрополя на 2014-2015 годы".
Постановлением администрации города Ставрополя от 21 августа 2018 г. N 1641 отменено постановление администрации города Ставрополя от 16 мая 2012 г. N 1297 о признании ее семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в названной программе, о чем ей направлено уведомление от 24 августа 2018 г. N, в котором в качестве основания отмены постановления указано на отсутствие в учетном деле документов, позволяющих установить, являлась ли семья заявителя нуждающейся в жилом помещении за 5 лет, предшествующих дате подачи заявления, а также определить уровень обеспеченности членов семьи общей площадью жилого помещения, исходя из суммарной площади всех жилых помещений, принадлежащих членам семьи.
Постановлением администрации от 7 февраля 2019 г. N 284 признано утратившим силу постановление администрации города Ставрополя от 30 июня 2014 г. N 2260 о признании молодой семьи участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014-2015 годы" муниципальной программы "Обеспечение жильем населения города Ставрополя на 2014-2015 годы", о чем администрацией направлено уведомление от 11 февраля 2019 г. N.
Полагая указанные решения администрации незаконными, нарушающими права молодой семьи на участие и получение жилья по указанной программе, административный истец обратилась с настоящим административным иском в суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав положения, закрепленные в пункте 2 статьи 2, статье 14, части 4 статьи 50, пунктах 1, 2 части 1 статьи 51, частях 3, 4 статьи 52, пункте 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г..N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы", а также решения Ставропольской городской Думы от 30 ноября 2005 года N 184 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения", пришел к выводу о законности и обоснованности заявленных Агабековой Л.А. требований.
При этом правильно исходил из установленных по делу фактических обстоятельств того, что на момент подачи заявления административный истец Агабекова Л.А. и ее супруг не имели жилого помещения в собственности, по договору социального найма, семья не была обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи в соответствии с установленной учетной нормой, а уровень обеспеченности жилым помещением не предусматривает необходимости учета жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи, собственника жилого помещения, не являющегося членом молодой семьи, при этом указал, что в материалах учетного дела по постановке на учет семьи Агабековых в качестве нуждающейся для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе" имеются все необходимые для постановки на учет документы, позволяющие в соответствии с нормами законодательства, действовавшими на момент принятия семьи Агабековых на жилищный учет, определить уровень обеспеченности молодой семьи общей площадью жилого помещения для признания нуждающейся в жилом помещении исходя из размера общей площади жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, или жилых помещений принадлежащих им на праве собственности; на момент обращения в орган местного самоуправления (ДД.ММ.ГГГГ) семья Агабековых была зарегистрирована и проживала в принадлежащей отцу административного истца, не являющемуся членом молодой семьи - Агабекову С.Р, трехкомнатной квартире "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м, в которой проживало 7 человек, таким образом, молодая семья Агабековых на момент принятия органом местного самоуправления на жилищный учет была обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы и в настоящее время жилищные условия молодой семьи не изменились. Таким образом, суд правомерно признал требования административного истца подлежащими удовлетворению, с чем обоснованно согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и норм процессуального права.
Выводы суда основаны на совокупности исследованных при судебном разбирательстве доказательств, проверенных и оцененных по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы, в том числе отсутствие необходимых для признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, были предметом изучения судов первой и апелляционной инстанций, направлены на оспаривание обоснованности выводов судов обеих инстанций об установленных обстоятельствах и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных актов, поскольку суд кассационной инстанции правом устанавливать новые обстоятельства или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, а также правом переоценки доказательств не наделен.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает вывод суда апелляционной инстанции правильным, поскольку он основан на приведенных нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и сделан на основании представленных доказательств. Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с данным выводом и не содержат ссылок на нарушения норм материального или норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 9 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 8 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Ставрополя Ставропольского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Г.К. Зайнуллина
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 3 февраля 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.