Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К.
Зайнуллиной Г.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ардонскому району на решение Ардонского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 10 июня 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 22 сентября 2021 г.
по административному делу по административному иску прокурора Ардонского района к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ардонскому району о возложении обязанности получить лицензию на осуществление медицинской деятельности.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав посредством видео-конференцсвязи представителя ОМВД России по Ардонскому району Бигаеву Л.М, поддержавшую доводы кассационной жалобы, прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаринина Э.П, возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Ардонского района обратился в суд с административным иском к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ардонскому району (далее ОМВД России по Ардонскому району) о возложении обязанности получить лицензию на осуществление медицинской деятельности.
В обоснование требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения порядка и условий содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в ИВС ОМВД России по Ардонскому району, установлено, что в нарушение пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности, лицензия на осуществление медицинской деятельности у административного ответчика отсутствует. Несмотря на внесенное 15 июля 2019 г. представление прокурора об устранении нарушений действующего законодательства, о согласии с которым и исполнении в будущем сообщено, указанное нарушение не устранено.
Решением Ардонского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 10 июня 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 22 сентября 2021 г, требования прокурора Ардонского района удовлетворены, на ОМВД России по Ардонскому району возложена обязанность в срок до 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить получение лицензии на осуществление медицинской деятельности в ОМВД России по Ардонскому району.
В кассационной жалобе ОМВД России по Ардонскому району, поданной 10 декабря 2021 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 20 декабря 2021 г, ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, направлении дела на новое рассмотрение.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, прокуратурой Ардонского района проведена проверка за соблюдением законодательства при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторе временного содержания ОМВД России по Ардонскому району, в ходе которой установлено отсутствие лицензии на осуществление медицинской деятельности при ее оказании лицам, пребывающим в данный изолятор временного содержания. В связи с этим 15 июля 2019 г. прокуратурой Ардонского района в адрес ОМВД России по Ардонскому району внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства, которое рассмотрено в установленном порядке с получением ответа 16 августа 2019 г. о том, что соответствующие меры по получению лицензии будут приняты. Между тем, по запросу прокурора от 14 июля 2020 г. об исполнении ранее выданного представления прокуратуры, получен ответ, свидетельствующие о том, что требования по получению лицензии на осуществление медицинской деятельности не выполнены.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд признал наличие у ответчика обязанности по получению медицинской лицензии, поскольку в штате ОМВД России по Ардонскому району имеется должность заведующей медицинской частью ИВС ОМВД России по Ардонскому району, в должностные обязанности которого входит следить за состоянием здоровья лиц, содержащихся в ИВС, осуществлять ежедневные медицинские осмотры для определения состояния здоровья и наличия телесных повреждений у лиц, содержащихся в ИВС, медицинские осмотры при освобождении из ИВС и передаче конвою для этапирования, оказывать неотложную доврачебную помощь. Названные обстоятельства привели к выводу о том, что административный ответчик осуществляет доврачебную медицинскую деятельность, на оказание которой необходимо получить соответствующую лицензию, в связи с чем требования прокурора удовлетворены.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, признав их основанными на правильном применении норм материального права, в частичности, исходя из пункта 1 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утвержденной Приказом МВД России N 1115, Минздрава России N 475 от 31 декабря 1999 г, согласно которому административный ответчик несет обязанность по организации и осуществлению медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым, указав, что продолжение осуществления медицинской деятельности ответчиком без лицензии создает угрозу нарушения гарантий безопасности жизни и здоровья подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в ИВС, при оказании им медицинской помощи.
Судебная коллегия полагает выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствующими обстоятельствам дела, судебные акты принятыми с соблюдением норм материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-Ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Согласно части 1 статьи 26 того же Федерального закона лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование, осуществляется, в том числе, в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан.
В силу пункта 46 части 1 статьи 12 названного Федерального закона медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
В соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 г. N 852, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются, в том числе, при оказании первичной медико-санитарной помощи, при проведении медицинских осмотров санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Согласно приложению на вышеуказанному Положению утвержден перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, куда включены работы (услуги) по лечебному делу, медицинским осмотрам (предварительным, периодическим), общей практике, сестринскому делу, терапии.
Согласно статьи 24 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" администрация мест содержания под стражей обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
В соответствии с пунктом 1 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, Приказом МВД России N 1115, Минздрава России N 475 от 31 декабря 1999 г, медицинскую помощь подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, контроль за выполнением в ИВС государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов организуют и осуществляют медицинские работники изоляторов временного содержания органов внутренних дел.
При этом согласно пунктам 7.1, 8.2, 8.3 той же Инструкции, одной из основных задач медицинских работников ИВС является организация и оказание медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС; в обязанности медицинского работника входит, в том числе оказание амбулаторно-поликлинической первичной медико-санитарной помощи, организация оказания скорой медицинской помощи.
В сиу пункта 9 Инструкции в течение первых суток пребывания в ИВС проводится первичный медицинский осмотр всех вновь поступивших с целью выявления лиц с подозрением на инфекционные заболевания, представляющих опасность для окружающих, и больных, нуждающихся в скорой медицинской помощи.
Таким образом, закона закреплено право названных лиц на оказание медицинской помощи по месту их содержания и лишь в необходимых случаях в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения.
Согласно пункту 122 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России N 950 от 22 ноября 2005 г, лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в ИВС проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан и нормативными правовыми актами МВД России. Администрация ИВС обязана выполнить санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Отклоняя доводы административного ответчика, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из того, что наличие в ИВС медицинского кабинета и медицинского работника предусмотрено положениями вышеприведенной Инструкции, для чего требуется получение лицензии в соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ от 4 мая 2011 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности", а все предусмотренные Инструкцией случаи медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в ИВС, не медицинскими работниками ИВС относятся к случаям временного отсутствия такого работника (на момент необходимости первичного осмотра лица при поступления в ИВС или при обращения лица с жалобой на ухудшение здоровья) либо к необходимости оказания специализированной медицинской помощи.
Таким образом, судами фактически исследованы и опровергнуты утверждения заявителя об отсутствии закона, возлагающего обязанность осуществлять лицензирование деятельности изоляторов временного содержания в части оказания медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений. Между тем, деятельность по оказанию медицинской помощи контингенту лиц, пребывающих в ИВС ОМВД России по Ардонскому району, возложена на административного ответчика и прямо предусмотрена положениями Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Инструкцией о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, Приказом МВД России N 1115, Минздрава России N 475 от 31 декабря 1999 г, надлежащее осуществление и качество которой во взаимосвязи с требованиями статьи 2 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" обеспечивается лицензированием.
Ссылка заявителя жалобы на то, что у медицинского работника как лица, состоящего в штате и осуществляющего трудовые функции по лечебно-профилактической и санитарно-эпидемиологической работе в изоляторе временного содержания, наличие лицензии не предусмотрено, подлежит отклонению, поскольку требования прокурора заявлены в отношении организации, выполняющей наряду с прямыми функциями по временному содержанию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, также деятельность по оказанию медицинской помощи таким лицам, право которых на защиту жизни и здоровья не может быть умалено и наряду с правами любых иных граждан защищается путем лицензирования такой деятельности.
Выводы судов основаны на правильном установлении обстоятельств дела и применении норм материального права, указывающих на осуществление штатным медицинским работником функций по оказанию медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС, и проведению их медицинского осмотра при поступлении и выбытии, а также обязанности медицинского работника ИВС по оказанию амбулаторно-поликлинической первичной медико-санитарной помощи, то есть таких видов медицинской помощи, которые входят в соответствующий перечень видов работ и услуг, требующих наличия лицензии у организации.
При таком положении судебная коллегия находит изложенные выводы судов, вопреки суждениям заявителя, основанными на верном применении норм материального и процессуального права, соответствующим обстоятельствам дела. Доводы жалобы о несогласии с выводами суда фактически сводятся к изложению позиции административного ответчика по существу заявленных требований, не содержат фактов, не проверенных либо не учтенных судебными инстанциями при рассмотрении дела, и не включают правовых оснований к отмене судебных актов в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ардонского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 10 июня 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 22 сентября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ардонскому району - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 февраля 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.