Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф.
судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний и Отдела Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Ингушетия
на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 23.09.2021
по административному делу по административному исковому заявлению Бузуртанова М. И, Хамхоева А. А, Сагова М. Ю, Ваделова З. К. к Управлению собственной безопасности Федеральной службы исполнения наказаний, Управлению кадров Федеральной службы исполнения наказаний, Отделу Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Ингушетия о признании незаконными действий государственного органа.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, пояснения представителя административных истцов Мальсагова З.А, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Бузуртанов М. И, Хамхоев А. А, Сагов М. Ю, Ваделов З. К. обратились в Сунженский районный суд Республики Ингушетия с административным исковым заявлением к Управлению собственной безопасности ФСИН России, Управлению кадров ФСИН России, ОФСИН России по Республике Ингушетия о признании незаконными действий государственного органа, в обоснование требований привели доводы о том, что в ноябре 2019 года они обратились в Управление собственной безопасности ФСИН России с заявлением о проведении проверки в отношении ОФСИН России по Республике Ингушетия по фактам искажения информации, предоставляемой в рамках гражданского дела по иску административных истцов, связанного с вопросами их увольнения.
Обращение истцов ФСИН России перенаправлено на рассмотрение в ОФСИН России по Республике Ингушетия, которым заявителем дан формальный ответ. Действия административных ответчиков полагают незаконными, поскольку их заявление было переадресовано для исполнения заинтересованной стороне ОФСИН России по Республике Ингушетия, которым по существу их информация проверена не была, служебная проверка не назначена и не проведена, им дан формальный ответ, что свидетельствует о нарушении требований Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Просили также возложить на административных ответчиков Управление собственной безопасности и управление кадров ФСИН России обязанность рассмотреть их обращение и сообщить о результатах, на административного ответчика ОФСИН России по Республике Ингушетия провести служебную проверку и сообщить о принятых результатах.
Решением Сунженского районного суда Республики Ингушетия от 16.04.2021 в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 23.09.2021 решение Сунженского районного суда Республики Ингушетия от 16.04.2021 отменено в части отказа в удовлетворении требований административных истцов о сообщении результатов рассмотрения обращения, установленных фактах и принятых мерах, в указанной части вынесено новое решение, которым на ОФСИН России по Республике Ингушетия возложена обязанность письменно сообщить административным истцам Бузуртанову М.И, Хамхоеву А.А, Сагову М.Ю, Ваделову З.К. о результатах рассмотрения их обращения, установленных в ходе проведения служебной проверки ОФСИН России по Республике Ингушетия от 16.07.2020 фактах и принятых по ним мерах.
Не согласившись с постановленным судом апелляционной инстанции судебным актом, ФСИН России и ОФСИН России по Республике Ингушетия обжаловали его в кассационной порядке, в кассационной жалобе ставят вопрос о его отмене, как принятого с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 10.01.2022.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции явились также административные истцы Бузуртанов М.И, Хамхоев А.А, Сагов М.Ю, иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в их отсутствии.
Исследовав материалы дела, изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судом апелляционной инстанции допущено не было.
Административные истцы обратились в Управление собственной безопасности ФСИН России с заявлением о проведении проверки по факту фальсификации предоставления ОФСИН России по Республике Ингушетия в рамках гражданского дела по иску административных истцов о восстановлении на службе доказательств, а именно внесения в приказ о назначении Беркен-Хаева М.М. искаженной информации, в ходе которой надлежало установить, в какой именно части внесены искажения: в дате издания приказа или в дате согласования ФСИН России или в дате заявления Беркен-Хаева М.М.; представления работниками ОФСИН по РИ в Карабулакский районный суд Республики Ингушетии заверенных светокопий листов собеседований и представлений к увольнения в отношении административных истцов, в которых после светокопирования произведены дописки шариковой авторучкой черного цвета; утраты подлинников листов собеседование представлений к увольнению истцов из личных дел истцов и непредставления этих документов следователю по его запросу.
Обращение поступило в ФСИН России 19.11.2019, 22.11.2019 направлено для рассмотрения в территориальный орган в ОФСИН России по Республике Ингушетия, о чем истцы были уведомлены 22.11.2019. В ОФСИН России по Республике Ингушетия обращение поступило 25.11.2019.
17.12.2019 ОФСИН России по Республике Ингушетия заявителям дан ответ о том, что приказ о назначении Беркен-Хаева М.М. от 01.07.2015 N 183 л/с имеется технические ошибки в неверном указании даты подачи заявления, а также реквизитов ответа Управления кадров ФСИН России о согласовании его на должность стажера по должности старшего инженера производственно-технической группы.
По иным вопросам ответ дан не был, проведение служебное проверки не назначалось, что послужило основанием для обращения административных истцов с иском в суд, административное исковое заявление поступило 23.03.2020.
В ходе производства по административному делу на основании рапорта старшего инспектора ГКСВР с ЛС ОФСИН по Республике Ингушетия Хадзиева Р.М. о наличии в производстве суда данного спора и изложенных административными истцами фактов, вр.и.о. начальника майором внутренней службы Цороевым Х.М. издан приказ от 18.05.2020 N 125 о назначении служебной проверки для проверки: внесения в приказ о назначении Беркен-Хаева М.М. искаженной информации, в ходе которой надлежало установить, в какой именно части внесены искажения: в дате издания приказа или в дате согласования ФСИН России или в дате заявления Беркен-Хаева М.М.; представления работниками ОФСИН России по РИ в Карабулакский районный суд Республики Ингушетии заверенных светокопий листов собеседований и представлений к увольнениям в отношении административных истцов, в которых после светокопирования произведены дописки шариковой авторучкой черного цвета; утраты подлинников листов собеседование представлений к увольнению истцов из личных дел истцов и непредставления этих документов следователю по его запросу.
На основании упомянутого приказа 16.07.2020 проведена служебная проверка, которая утверждена 21.07.2020 вр.и.о. начальника ОФСИН России по Республике Ингушетия Ролдугиным С.Н.
В процессе служебной проверки проверяющими были исследованы факты, о которых сообщалось в обращении истцов в ФСИН России, результаты изложены в заключении о ее результатах.
В соответствии с пунктом 5 Приказа ФСИН России от 12.04.2012 N 198 "Об утверждении Инструкции об организации и проведении служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы", пункта 9 действующего в настоящее время Приказа Минюста России от 31.12.2020 N 341 "Об утверждении Порядка проведения служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации" служебная проверка была назначена, поручена и проведена подразделением, к компетенции которого относится проведение служебных проверок органа УИС.
В соответствии с пунктом 3 Приказа ФСИН России от 12.04.2012 N 198 "Об утверждении Инструкции об организации и проведении служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы" (действовавшего на период возникновения спорных правоотношений) решение о проведении проверки принимается следующими должностными лицами учреждений и органов УИС: начальниками территориальных органов ФСИН России - в отношении сотрудников соответствующего территориального органа ФСИН России и подведомственных ему учреждений УИС.
Поскольку служебная проверка по настоящему делу проводилась на основании приказа ОФСИН России по Республике Ингушетия, оснований для вывода о проведении проверки неуполномоченным органом не имеется, как и выводов о незаконности действий ФСИН России.
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Поскольку материалы дела не содержали сведений о направлении информации истцам по результатам проведенной проверки, суд апелляционной инстанции принял правильное решение об отмене в этой части решения суда первой инстанции и вынесении нового решения о возложении обязанности на ОФСИН России по Республике Ингушетия сообщить истцам о результатах рассмотрения их обращения, установленных в ходе проведения служебной проверки фактах и принятых по ним мерах.
Доводы кассационной жалобы о том, что о результатах проверки истцам стало известно в процессе рассмотрения дела судом не могут быть приняты во внимание, поскольку приведенный закон обязывает государственный орган, должностное лицо в письменном виде проинформировать обратившихся лиц о результатах рассмотрения их заявления.
Суд кассационной инстанции рассматривает кассационные жалобу, представление в пределах указанных в них доводов. При этом по общему правилу суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются (часть 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По итогам рассмотрения кассационной жалобы в пределах ее доводов, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу, что принятое судом апелляционной инстанции в обжалуемой части решение является законным и обоснованным, при его принятии существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основания для его отмены в обжалуемой части, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 23.09.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний и Отдела Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Ингушетия - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 22.02.2022
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.