Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кудаева А. Н.
на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 22.10.2021
по административному делу по административному исковому заявлению Акционерного общества "Сочинский мясокомбинат" к государственной инспекции труда в Кабардино-Балкарской Республике и государственному инспектору труда в Кабардино-Балкарской Республике Чемаеву И. А. о признании предписания незаконным и его отмене.
Заинтересованное лицо Кудаев А. Н..
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, пояснения Чемаева И.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
АО "Сочинский мясокомбинат" обратилось в Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарской Республики с административным исковым заявлением к государственной инспекции труда в Кабардино-Балкарской Республике и государственному инспектору труда в Кабардино-Балкарской Республике Чемаеву И.А. о признании незаконным выданного последним предписания от 10.03.2021 N и его отмене.
Основанием выдачи предписания послужили результаты проведенной по обращению Кудаева А.Н. государственным инспектором труда государственной инспекции по труду Кабардино-Балкарской Республики Чемаевым И.А. выездной проверки предприятия, у которого основания для проведения проверки и выдачи предписания отсутствовали.
Решением Нальчикского городско суда Кабардино-Балкарской Республики от 26.07.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 22.10.2021 решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым заявленные административным истцом АО "Сочинский мясокомбинат" требования удовлетворены, предписание государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Кабардино-Балкарской Республике Чемаева И.А. N от 10 марта 2021 года признано незаконным. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что у государственного инспектора отсутствовали правовые основания проводить проверку в отношении юридического лица, расположенного за пределами Кабардино-Балкарской Республики.
Не согласившись с поставленным судом апелляционной инстанцией судебным актом, Кудаев А.Н. обратился в Пятый кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой считает судебное постановление незаконным и необоснованным, просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Кассационная жалоба поступила в суд первой инстанции 24.12.2021, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 10.01.2022.
В поданных возражениях административный истец с доводами кассационной жалобы не согласился, полагал обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему делу предметом спора является выданное должностным лицом органа государственной власти предписание в адрес юридического лица, как участнику трудовых правоотношений, нарушившего права работника.
Для признания незаконными действий и решений государственных органов необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя (статья 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Для установления законности и обоснованности такого ненормативного акта, как предписание, суд, помимо изложенных обстоятельств, устанавливает также полномочия органа исполнительной власти на его выдачу, проведение проверочных мероприятий, а также законность и исполнимость данного предписания, как по субъекту исполнения, так и по срокам, установленных в нем.
Государственная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (статья 356 Трудового кодекса Российской Федерации). При этом инспектору Государственной инспекции труда предоставлено право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений (статьи 356, 357 Трудового кодекса российской Федерации).
Как следует из материалов дела, в связи с обращением Кудаева А.Н. в государственную инспекцию по труду Кабардино-Балкарской Республики по вопросу нарушения его трудовых прав 09.02.2021 распоряжением заместителя руководителя Государственной инспекции по труду Кабардино-Балкарской Республики назначено проведение внеплановой выездной проверки АО "Сочинский мясокомбинат" по месту осуществления Кудаевым А.Н. трудовой деятельности, как директора склада ТОП N 11 г. Нальчик АО "Сочинский мясокомбинат". Проведение проверки поручено государственному инспектору труда государственной инспекции по труду Кабардино-Балкарской Республики Чемаеву И.А.
По результатам проведенной проверки государственным инспектором труда государственной инспекции по труду Кабардино-Балкарской Республики Чемаевым И.А. установленные допускаемые АО "Сочинский мясокомбинат" по месту осуществления трудовой деятельности Кудаева А.Н. нарушения, о чем составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ N-ОБ/12-566-И/37-26 и АО "Соминский мясокомбинат" выдано предписание от 10.03.2021 N, которым на юридическое лицо возложена обязанность отменить приказ N-к от 12.01.2021 о предоставлении Кудаеву А.Н. отпуска в количестве 123 календарных дней, перенести ежегодный оплачиваемый отпуск Кудаеву А.Н. за периоды его работы с 2016 по 2017 год в количестве 17 календарных дней, 2017 год -2018 в количестве 30 календарных дней, 2018 -2019 в количестве 30 календарных дней, 2019- 2020 год в количестве 30 календарных дней на другой срок, с учетом согласия Кудаева А.Н, внести изменения в график отпусков на 2021 год, ознакомив с изменениями Кудаева А.Н.
Проверка проведена с участием и акт проверки вручен региональному директору АО "Сочинский мясокомбинат" Черкесову А.З.
Предписанием установлен срок исполнения до 24.03.2021.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что проверки, проводимые государственной инспекцией труда в Кабардино-Балкарской Республике ограничиваются территорией Кабардино-Балкарской Республики, а поскольку предметом проверки являлось соблюдение трудового законодательства АО "Сочинский мясокомбинат", расположенного за пределами Кабардино-Балкарской Республики, постольку у государственного инспектора труда в Кабардино-Балкарской Республике отсутствовали полномочия для проведения этой проверки, следовательно, оспариваемое предписание нельзя признать законным.
Вместе с тем выводы суда, изложенные в обжалованном судебном акте не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Кудаев А.Н. принят на работу 18.10.2001 в АО "Сочинский мясокомбинат" на должность директора территориального обособленного подразделения (склад) N 11, расположенного в г. Нальчике Кабардино-Балкарской Республики, осуществлял трудовую деятельность в обособленном структурном подразделении комбината на территории Кабардино-Балкарской Республики.
В соответствии со статьям 1 и 2 Конвенции N 81 Международной организации труда "Об инспекции труда в промышленности и торговле" (принята в г. Женеве 11.07.1947 на 30-ой сессии Генеральной конференции МОТ) каждый член Международной организации труда, в отношении которого настоящая Конвенция вступила в силу, обязуется иметь систему инспекции труда на промышленных предприятиях.
Система инспекции труда на промышленных предприятиях распространяется на все предприятия, в отношении которых инспектора труда обязаны обеспечить применение положений законодательства, относящихся к условиям труда и к охране трудящихся в процессе их работы.
На основании пунктов 1, 1.1, 2, 4 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости, утвержденного Приказом Минтруда России от 26.05.2015 N 318н настоящее Типовое положение определяет основные полномочия, права и организацию деятельности территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости (далее соответственно - Служба, территориальный орган).
Территориальным органом является государственная инспекция труда в субъекте Российской Федерации или межрегиональная территориальная государственная инспекция труда. Территориальный орган образуется для осуществления полномочий Службы на определенной территории в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой размещения территориальных органов Службы. Сфера деятельности, полное и сокращенное наименование территориального органа указываются в Положении о территориальном органе.
В соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости - Государственной инспекции труда в Кабардино-Балкарской Республике, утв. приказом Роструда от 31.03.2017 N 1602 Инспекция является территориальным органом Федеральной службы по труду и занятости (далее - Служба), осуществляющим ее полномочия, предусмотренные настоящим Положением, на территории Кабардино-Балкарской Республики (пункт 2 Положения).
Инспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющими функции по федеральному государственному надзору в установленной сфере деятельности, иными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющими свою деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами прокуратуры, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями(пункт 9 Положения).
Полномочия Инспекции и ее должностных лиц регламентированы пунктами 10, 10.1.1, 10.9, 12-12.5 Положения, в соответствии с которыми Инспекция реализует следующие полномочия:
осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах своих полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов, работодателей и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач.
Должностные лица Инспекции при осуществлении соответствующего надзора и контроля имеют право:
в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц;
запрашивать и получать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
предъявлять (выдавать) в пределах полномочий обязательные для исполнения предписания, в том числе об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда.
Таким образом, из приведенных норм права следует, что на территории Кабардино-Балкарской Республики Государственная инспекции труда в Кабардино-Балкарской Республике осуществляет свою деятельность в отношении всех без исключения работодателей независимо от их организационно-правовой формы, дислоцирующихися на территории Кабардино-Балкарской Республики, иное толкование неизбежно приведет к ограничению прав Инспекции в сфере ее полномочий.
Кудаев А.Н. принят на работу в АО "Сочинский мясокомбинат", осуществлял трудовую деятельность в обособленном структурном подразделении комбината, расположенного и действующего на территории Кабардино-Балкарской Республики.
Выводы суда апелляционной инстанции об обратном, послужившие основанием для отмены решения суда первой инстанции и принятию нового решения, являются неверными, что в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены судебного аката суда апелляционной инстанции, как принятого с нарушением норм материального права.
На основании пункта 2 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе: отменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд с указанием при необходимости на обязанность рассмотреть дело в ином составе судей.
Поскольку помимо выводов об отсутствии у должностного лица полномочий на выдачу предписания выводы суда первой инстанции относительно законности и обоснованности предписания по его сути в апелляционном порядке проверку не получили, судебная коллегия приходит к выводу о направлении дела в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение для рассмотрения по существу.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами, требованиями закона и полномочиями суда апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 22.10.2021 отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 22.02.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.