Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего Фахретдиновой Р.Ф., судей Белоусовой Ю.К., Зайнуллиной Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1
на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 03.12.2021
по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 муниципальному учреждению "Местная администрация городского поселения Терек Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики" о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, возражения против удовлетворения кассационной жалобы представителя административного ответчика Хапажева Т.У, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Сабанов А.И. обратился в Терский районный суд Кабардино-Балкарской Республики с административным заявлением о признании незаконным отказов от 28.06.2021 исх. NN 2.1.22/592 и 2.1.22/593 муниципального учреждения "Местная администрация городского поселения Терек Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики" (далее - МУ "Местная администрация г.п. Терек Терского района КБР") в согласовании схемы расположения земельных участков, расположенных в г.п. Терек Терского муниципального района КБР, с условным N:ЗУ1, площадью 450 кв.м, и с условным N:ЗУ1, площадью 226 кв.м, подготовленных им в целях получения данных земельных участков в аренду путем проведения аукциона для строительства на них магазинов. Полагает отказ незаконным, нарушающим его права на предоставление земельного участка в аренду, гарантированные земельным законодательством. Просил возложить обязанность на административного ответчика обязанность утвердить схему.
Решением Терского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23.09.2021 в удовлетворении требований отказано, суд первой инстанции со ссылкой на подпункт 1 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об отсутствии у административного истца права на подготовку схемы расположения земельных участков.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 03.12.2021 решение суда первой инстанции отменено, по делу постановлено новое решение, которым требования удовлетворены частично, обжалуемые решения признаны незаконными, на административного ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть обращение административного истца. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу об ошибочности выводов суда первой инстанции и отсутствия оснований у административного ответчика в отказе испрашиваемой услуги.
Не согласившись с постановленным судебным актом суда апелляционной инстанции в части отказа в возложении обязанностей по утверждению схемы расположения земельного участка, административный истец обжаловал его в кассационном порядке, в кассационной жалобе приводит доводы о нарушении судами норм материального права, регулирующих спорные отношения, несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела, в отказанной части просил апелляционное определение отменить и удовлетворить его требования в указанной части путем возложения обязанности.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 14.01.2022.
В поданных возражениях административный ответчик с доводами кассационной жалобы не согласился, полагал ее не подлежащей удовлетворению, указав, что решение суда апелляционной инстанции являлось незаконным.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Для организации проведения аукциона на право заключения договора аренды земельных участков, расположенных в г.п. Терек Терского муниципального района КБР, с условным N, площадью 450 кв.м и условным N площадью 226 кв.м, в целях последующего предоставления в аренду на торгах, проводимых в форме аукциона, и использования для строительства магазинов Сабановым А.И. подготовлены схемы расположения участков.
10.01.2021 Сабанов А.И. обратился с двумя заявлениями в МУ "Местная администрация г.п. Терек Терского муниципального района КБР" об утверждении данных схем, в чем ему ответами учреждения от 22.01.2021, исх. NN 2.1.22/41, 2.1.22.42, отказано, поскольку администрация не планирует строительство магазинов на данных участках.
Вступившим в законную силу решением Терского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 26.02.2021, указанные отказы признаны незаконными, поскольку даны неуполномоченным лицом, на административного ответчика возложена повторная обязанность по их рассмотрению.
По итогам повторного рассмотрения, ответами от 09.07.2021, исх. NN 2.1.22/649 и 2.1.22/650, в утверждении схем расположения указанных земельных участков на кадастровом плане территории отказано по мотивам отсутствия у Сабанова А.И. права на их подготовку.
Указанный отказ также был обжалован им в судебном порядке.
Решением Терского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 12.08.2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 08.10.2021, в удовлетворении требований, со ссылками на положения статьи 11.10 и 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, отказано. Постановленные судебные акты прошли проверку в кассационном порядке, кассационным определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 15.12.2021 оставлены без изменения.
При этом 28.05.2021 Сабанов А.И. также обратился в МУ "Местная администрация г.п. Терек Терского муниципального района КБР" с заявлением об утверждении данных схем, в чем ему ответами учреждения от ДД.ММ.ГГГГ исх. NN ДД.ММ.ГГГГ/592, ДД.ММ.ГГГГ/593 разъяснено о положениях пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Расценив данный ответ отказом, административный истец обжаловал его в судебном порядке.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение о признании отказа незаконным, судом апелляционной инстанции не были установлены юридически значимые обстоятельства и не применены надлежащим образом нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Так статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 кодекса.
В случае предоставления земельного участка в аренду земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации), который по общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, заключается на торгах.
Образование земельного участка, предоставление которого предполагается осуществить посредством проведения аукциона, а также само проведение аукциона могут быть инициированы как органами государственной и муниципальной власти (пункт 3 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации), так и заинтересованными в приобретении земельного участка гражданами или юридическими лицами (пункт 4 статьи Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов; 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 данного Кодекса.
В рамках процедуры образования земельного участка по инициативе заинтересованного лица первым шагом является подготовка им схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка (подпункт 1 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации).
Обеспечение выполнения заинтересованным лицом кадастровых работ в целях образования земельного участка и постановке его на кадастровый учет осуществляется в соответствии с подпунктами 4, 5 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, в частности, при образовании земельного участка для его предоставления в аренду путем проведения аукциона по инициативе заинтересованного в предоставлении земельного участка гражданина.
При этом согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка не допускается в случае образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных, в том числе, в границах населенных пунктов.
По настоящему делу предметом спора является отказ органа исполнительной власти в подготовке и утверждении схем земельных участков, образовываемых по инициативе физического лица с целью дальнейшего предоставления земельных участков ему в аренду путем проведения аукциона для размещения магазина, расположенных в границах населенного пункта.
При этом административным лицом данные схемы фактически изготовлены и представлены административному ответчику для их утверждения.
Пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены исчерпывающие основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, -
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Решением Совета местного самоуправления городского поселения Терек Терского муниципального района КБР от 17.06.2013 N 17/1 утверждены Правила землепользования и застройки территории сельского поселения Терек, которые находятся в открытом доступе в системе сети "Интернет".
В соответствии с Генеральным планом городского поселения Терек 172/1-12-П, в частности Положения о территориальном планировании, испрашиваемые административным истцом земельные участки расположены на территории городского поселения, относятся к землям населенных пунктов, отведены по клумбы (благоустройство), являются территорией общего пользования, о чем администрация неоднократно разъясняла Сабанову А.И. указывая об отсутствии намерения использовать данные земельные участки под строительство объектов торговли.
Указанным обстоятельствам и нормам права в совокупности судом апелляционной инстанции оценка не дана, суждения об этом в судебном акте суда апелляционной инстанции отсутствуют. В связи с этим выводы суда апелляционной инстанции о незаконности отказа в предоставлении муниципальной услуги, равно как и возложенная судом апелляционной инстанции обязанность, являются преждевременными, могли повлечь за собой принятие неправильного судебного акта.
Как следует из частей 8 и 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела в порядке главы 22 Кодекса суд выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 названной статьи, в полном объеме, в том числе нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, соответствие оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, в части наличия полномочий и оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) и соблюдение порядка принятия такого решения, совершения действия (бездействия).
При этом в силу части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение административного дела в судебном заседании суда апелляционной инстанции осуществляется по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом. Согласно пункту 1 статьи 308 поименованного Кодекса суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положения статьи 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действующей в системной связи с другими положениями главы 34 этого Кодекса, являются процессуальной гарантией правильного рассмотрения и разрешения судом административных дел и направлены на исправление в апелляционном порядке возможной ошибки, допущенной судом нижестоящей инстанции.
Обязательность надлежащей мотивированности судебного акта суда апелляционной инстанции предопределена характером деятельности данной инстанции исходя из сути апелляции, перед которой стоят равнозначные задачи повторного рассмотрения дела по существу и проверки решения суда нижестоящей инстанции.
Вместе с тем, отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не установили не исследовал указанные выше обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего административного дела, что привело к вынесению апелляционного определения не соответствующего задачам и смыслу административного судопроизводства, установленных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Допущенные нарушения норм процессуального права являются существенными, повлекли принятие незаконного судебного постановления, что влечет его отмену с направлением дела в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение. Равно как и не применение норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, могло повлечь принятие судом апелляционной инстанции неправильного решения.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции необходимо учесть изложенное выше и разрешить административное дело в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 03.12.2021 отменить, направить дело на новое апелляционное рассмотрение в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 22.02.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.