Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Камышовой Т.В.
судей Климовой В.В, Нурмухаметовой Р.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Вышегуровой Хадижат Идрисовны к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия о признании незаконным и отмене решения о снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и возложении обязанности восстановить на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, по кассационной жалобе Вышегуровой Хадижат Идрисовны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетии от 12 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Климовой В.В, выслушав представителя Вышегуровой Х.И. - Цороева И.В, поддержавшего кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Вышегурова Х.И. обратилась в Магасский районный суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия, в котором просила признать незаконным решение жилищной комиссии МВД по Республике Ингушетия от 10 июня 2020 года в части снятия с учета в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Хашатырова А.Р. в связи со смертью и отсутствием прав у членов его семьи на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязать отменить указанное решение жилищной комиссии и восстановить ее семью на данном учете.
Решением Магасского районного суда Республике Ингушетия от 20 апреля 2021 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетии от 12 августа 2021 года решение Магасского районного суда Республике Ингушетия от 20 апреля 2021 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении требований Вышегуровой Х.И. отказано в полном объёме.
В кассационной жалобе Вышегурова Х.И. ставит вопрос об отмене апелляционного определения, ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным по материалам гражданского дела, установлены.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец Вышегурова Х.И. является вдовой Хаштырова А.Р, бывшего сотрудника органов внутренних дел Республики Ингушетия, умершего на пенсии 23 июня 2017 года.
После смерти Хаштырова А.Р. и по настоящий момент истец не вступала повторно в брак.
Хаштыров А.Р. проходил службу в органах внутренних дел Республики Ингушетия в чине старшины полиции с 2006 по2015 гг. Приказом ФГКУ УВО МВД по Республики Ингушетия от 07.09.2015 N75 л/с Хаштыров А.Р. уволен со службы в органах внутренних дел по собственной инициативе.
Приказом ФГКУ УВО МВД по Республике Ингушетия от 11.11.2015 N104 в приказ об увольнении по собственному желанию внесены изменения в части увольнения. Этим приказом определено Хаштырова А.Р. считать уволенным по п.1 ч.3 ст.82 (в связи с болезнью - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел) Федерального закона от 30.11.2011 N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
При жизни старшина полиции Хаштыров А.Р. решением жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Ингушетия от 01.08.2013 был принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.
Решением жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Ингушетия от 10.06.2020 (протокол N45) Хаштыров А.Р. как бывший сотрудник органов внутренних дел снят с учета в качестве нуждающегося в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи со смертью и отсутствием прав у членов его семьи на указанные выплаты.
Из данного решения следует, что Хаштыров А.Р. снят с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилья в связи с тем, что его смерть наступила вследствие болезни, полученной в период военной службы, а не вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у Вышегуровой Х.И. права на получение единовременной социальной выплаты как вдовы умершего бывшего сотрудника органов внутренних дел Республики Ингушетия, который состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что правом на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения наделены только члены семьи сотрудников, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, в связи с чем пришел к выводу о том, что положения части 3 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ не распространяются на истца.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы суда апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии частью 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ) данным Законом регулируются, в том числе, отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также отношения, связанные с предоставлением им иных социальных гарантий.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Согласно части 6 статьи 4 указанного Федерального закона N247-ФЗ право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям (обстоятельствам), перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ.
Так, согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г..N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности.
Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии; 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (название документа приведено в редакции, действующей по состоянию на дату обращения Семеновой Н.В, в УМВД России по Оренбургской области с заявлением о постановке на учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения - 8 сентября 2017 г, далее также - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
В пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты названы документы, представляемые сотрудником в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения вместе с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. В число этих документов, в частности, включены: копии паспорта сотрудника и паспортов членов его семьи; копия (копии) свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); копия (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) сотрудника; копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы (подпункты "б", "в", "г", "е").
Разделом III названных Правил регламентируется определение размера единовременной социальной выплаты.
В части 2 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ названы лица, относящиеся к членам семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицам, находящимся (находившимся) на их иждивении, на которых распространяется действие данного Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями этого Федерального закона: 1) супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; 2) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день его гибели (смерти); 3) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; 4) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Абзацем четвертым пункта 3 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что членам семьи, а также родителям погибших (умерших) сотрудников, предоставление единовременной выплаты осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены для сотрудников.
Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется не позднее одного года со дня гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел в равных частях членам семьи, а также родителям сотрудника погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, при наличии у погибшего (умершего) сотрудника условий, предусмотренных частью 2 названной статьи.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ право на социальные гарантии, установленные этим Федеральным законом членам семьи сотрудника, гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицам, находящимся на иждивении сотрудника, гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, сохраняется за ними в случае гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел.
Исходя из содержания абзаца второго подпункта "а" пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты (в редакции, действовавшей на дату обращения Семеновой Н.В. в УМВД России по Оренбургской области с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты - 8 сентября 2017 г.) члены семьи погибшего (умершего) сотрудника дополнительно представляют копии свидетельства о смерти сотрудника и заключения военно-врачебной комиссии о причинной связи смерти сотрудника с увечьем или иным повреждением здоровья, полученными в связи с выполнением служебных обязанностей, либо заболеванием, полученным в период прохождения службы в органах внутренних дел.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ в качестве одной из социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, нуждающимся в жилых помещениях, предусмотрено их обеспечение жилыми помещениями путем предоставления с учетом совместно проживающих с ними членов семьи единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Эта социальная гарантия сохраняется за членами семьи сотрудника и в случае его смерти по причинам, названным в законе: гибель (смерть) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел. Члены семьи погибшего (умершего) сотрудника имеют право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения при наличии у погибшего (умершего) сотрудника условий, предусмотренных частью 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, то есть при нуждаемости в жилом помещении.
При этом сам сотрудник и члены семьи могут не состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты на день его гибели (смерти), вместе с тем члены семьи сотрудника, подтвердив нуждаемость в жилом помещении соответствующими документами, имеют право на получение единовременной социальной выплаты, которая должна быть им предоставлена не позднее одного года со дня гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел в равных частях. Данный срок является периодом, в течение которого федеральный орган исполнительной власти или уполномоченный им руководитель обязан предоставить единовременную социальную выплату членам семьи погибшего (умершего) сотрудника.
Приведенные нормативные положения о социальных гарантиях членам семьи погибшего (умершего) сотрудника, основой которых являются положения статьи 7 Конституции Российской Федерации о Российской Федерации как о социальном государстве, предназначение которого - поддержка граждан, нуждающихся в материальной и иной помощи со стороны государства, судебными инстанциями при рассмотрении настоящего дела применены к спорным отношениям неправильно.
Между тем, отказывая в удовлетворении требований иска суд апелляционной инстанции не учел, что Вышегурова Х.И, реализуя гарантированное ей право на судебную защиту, обратилась в суд за разрешением спора, поставив перед судом вопрос о правомерности снятия с учета в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Хаштырова А.Р. для получения единовременной социальной выплаты и в связи с этим о наличии у нее права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, как вдовы бывшего сотрудника. Однако, суд апелляционной инстанции не осуществил полномочия суда апелляционной инстанции, установленные абзацем вторым части 1 статьи 327, частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по повторному рассмотрению дела и, отменив решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований Вышегуровой Х.И, возложенную на него законом обязанность по разрешению возникшего между сторонами спора по существу не исполнил, спор о законности снятия Министерством внутренних дел по Республике Ингушетия Хаштырова А.Р. с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не разрешил.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
По смыслу данной нормы, бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По данному делу с учетом исковых требований Вышегуровой Х.И, возражений на них ответчика и регулирующих спорные отношения норм материального права юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими установлению по делу, являются: сохранилось ли за Хаштыровым А.Р. при увольнении право на единовременную социальную выплату, для чего суду необходимо было определить, был он уволен с правом на пенсию, либо без таковой; а также установить была ли связана причина смерти Хаштырова А.Р. с заболеванием, полученным им в период прохождения службы в органах внутренних дел или нет, и в зависимости от этого разрешить указанный спор.
Однако, суд апелляционной инстанций юридически значимые обстоятельства по делу не установил, они не вошли в предмет доказывания и, соответственно, правовой оценки суда по правилам статей 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не получили.
Допущенные судом апелляционной инстанции нарушение норм материального и процессуального права повлекли за собой вынесение решения, не отвечающего требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Ввиду изложенного определение суда апелляционной инстанции нельзя признать законными, оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 ГПК РФ, является основанием для отмены указанного судебного постановления и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с требованиями подлежащих применению к спорным отношениям сторон норм права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетии от 12 августа 2021 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Климова В.В.
Нурмухаметова Р.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.