Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 11 февраля 2022 г. по делу N 16-411/2022-
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах управления экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Калужской области Агеевой М.П. на вступившие в законную силу решение судьи Людиновского районного суда Калужской области от 16 августа 2021 года и решение судьи Калужского областного суда от 13 октября 2021 года, вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Обрезкова С.В. по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.25 и частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах управления экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Калужской области от 25 июня 2021 года N147 индивидуальный предприниматель Обрезков С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Постановлением начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах управления экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Калужской области от 25 июня 2021 года N148 индивидуальный предприниматель Обрезков С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с постановлениями должностного лица, Обрезков С.В. подал на них жалобы в Людиновский районный суд Калужской области.
Судьей Людиновского районного суда Калужской области указанные дела об административных правонарушениях объединены в одно производство.
Решением судьи Людиновского районного суда Калужской области от 16 августа 2021 года постановления начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах управления экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Калужской области изменены, индивидуальному предпринимателю Обрезкову С.В. назначено административное наказание с применением части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей. В остальной части постановления должностного лица оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее постановления по делам об административных правонарушениях, Агеева М.П. просит об отмене судебных актов, считая их незаконными, и возвращении дела на новое рассмотрение.
Оберзков С.В, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, возражений на нее не представил.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил заготовки древесины влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Подпунктом "з" пункта 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 1 декабря 2020 года N993 (далее - Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации), предусмотрено, что при заготовке древесины не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке.
Пунктом 29 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 года N 1614 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах), установлено, что заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1, 4 метра.
В соответствии с пунктом 31 Правил пожарной безопасности в лесах складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии: 20 метров от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров; 40 метров от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров.
Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1, 4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - 2 такими полосами на расстоянии 5 - 10 метров одна от другой.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с договором аренды лесного участка, проектом освоения лесов, получившим положительное заключение государственной экспертизы, и лесной декларацией индивидуальным предпринимателем Обрезковым С.В. со 2 мая 2020 года по 1 мая 2021 года осуществлялась деятельность по заготовке древесины в квартале 13, выделе 12 Жиздринского участкового лесничества ГКУ КО "Жиздринское лесничество".
28 мая должностными лицами ГКУ КО "Жиздринское лесничество" на основании приказа ГКУ КО "Жиздринское лесничество" от 27 апреля 2021 года "О проведении мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах" проведено мероприятие по контролю (патрулированию) в лесах в квартале 13, выделе 12 Жиздринского участкового лесничества ГКУ КО "Жиздринское лесничество".
В ходе проведения патрулирования установлено, что на территории лесосеки N1 в квартале 13, выделе 12 Жиздринского участкового лесничества ГКУ КО "Жиздринское лесничество" не вывезена в установленный срок заготовленная древесина, что является нарушением подпункта "з" пункта 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации; данная заготовленная древесина складирована на территории указанной лесосеки в непосредственной близости (на расстоянии менее 20 метров) от прилегающих лесных насаждений; место складирования данной заготовленной древесины (штабель) противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1, 4 метра не отделено, что является нарушением пунктов 29, 31 Правил пожарной безопасности в лесах.
Указанные обстоятельства, подтвержденные собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 названного Кодекса, послужили основанием для вынесения должностным лицом административного органа 25 июня 2021 года постановлений о привлечении индивидуального предпринимателя Обрезкова С.В. к административной ответственности, предусмотренной названными нормами, и назначении ему административных наказаний.
Судья районного суда, рассмотрев жалобы, поданные Обрезковым С.В. в порядке статей 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объединил указанные дела в одно производство и решением от 16 августа 2021 года постановления должностного лица изменил, назначив названному лицу административное наказание с учетом положений части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 50000 рублей. В остальной части состоявшиеся по делу акты оставлены без изменения.
Судья Калужского областного суда, рассмотрев жалобу должностного лица, вынесшего постановления по делам об административных правонарушениях, Агеевой М.П, поданную на указанное решение в порядке статей 30.9, 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принятый судьей районного суда судебный акт оставил без изменения.
Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции пришли к выводу о том, что по делам об административных правонарушениях, совершенных Обрезковым С.В, усматривается совокупность условий, установленных частью 2 статьи 4.4 названного Кодекса.
Вопреки доводам жалобы судебные акты отменены быть не могут.
Согласно части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) данного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены вступившего в законную силу постановления и (или) решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения этого лица тем более недопустимо при отмене состоявшегося по делу постановления о назначении административного наказания.
В силу пункта 2 статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (в редакции Протокола N 11), пункта 3 части 2 статьи 30.17 названного Кодекса и правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 года N 1788-О, отмена вступившего в законную силу акта об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении или о прекращении производства по такому делу возможны только в случае, если в ходе предыдущего разбирательства допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
При рассмотрении настоящей жалобы не установлено, что на предыдущих стадиях судебного разбирательства были допущены такие нарушения.
Учитывая изложенное, решение судьи Людиновского районного суда Калужской области от 16 августа 2021 года и решение судьи Калужского областного суда от 13 октября 2021 года отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение судьи Людиновского районного суда Калужской области от 16 августа 2021 года и решение судьи Калужского областного суда от 13 октября 2021 года, вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Обрезкова С.В. по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.25 и частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах управления экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Калужской области Агеевой А.П. - без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.