Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 10 февраля 2022 г. по делу N 16-563/2022-
Заместитель председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции Переверзева И.Н., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Лестехсервис плюс" Самцова В В на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника межрайонной ИФНС России N 2 по Калужской области от 6 октября 2020 года N N, решение руководителя УФНС России по Калужской области от 5 мая 2021 года N N, решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 2 июля 2021 года, решение судьи Калужского областного суда от 24 сентября 2021 года, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Лестехсервис плюс" Самцова В В по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением заместителя начальника межрайонной ИФНС России N 2 по Калужской области от 6 октября 2020 года N N оставленным без изменения решением руководителя УФНС России по Калужской области от 5 мая 2021 года N N решением судьи Калужского районного суда Калужской области от 2 июля 2021 года, решением судьи Калужского областного суда от 24 сентября 2021 года, директор общества с ограниченной ответственностью "Лестехсервис плюс" (далее ООО "Лестехсервис плюс") Самцов В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Самцов В.В. просит отменить состоявшиеся по делу об административном правонарушении акты, производство по делу прекратить.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление перевода денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 года N 291-ФЗ) (далее также - Закон N 173-ФЗ) резидентами являются: физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации (подпункт "а"); иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации (подпункт "б"); юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт "в").
Физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона о валютном регулировании и валютном контроле являются нерезидентами (подпункт "а" пункта 7 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа является валютной операцией.
Частью 2 статьи 14 Федерального закона о валютном регулировании и валютном контроле установлен исчерпывающий перечень допустимых случаев осуществления юридическими лицами - резидентами расчетов с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации и наличной иностранной валюте без использования банковских счетов в уполномоченных банках, к каковым выплата заработной платы работнику - нерезиденту не относится.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 26 марта 2018 года между ООО "Лестехсервис плюс" в лице директора Самцова В.В. и гражданином Республики Таджикистан Нумоновым И. заключен трудовой договор N N, согласно которому последний принимается на работу подсобным рабочим, договор заключен на неопределенный срок, вступает в силу с 26 марта 2018 года, размер должностного оклада работника составляет 12 300 рублей в месяц. При заключении договора названным работником предъявлены копии миграционной карты и уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, а также патент на работу.
1 октября 2018 года между ООО "Лестехсервис плюс" в лице директора Самцова В.В. и гражданином Республики Таджикистан Нумановым Ф.М. заключен трудовой договор, согласно которому последний принимается на работу подсобным рабочим, договор заключен на неопределенный срок, вступает в силу с 1 октября 2018 года, размер должностного оклада работника составляет 12 300 рублей в месяц. При заключении договора названным работником предъявлены копии миграционной карты и уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, а также патент на работу.
3 декабря 2019 года работодателем произведен расчет по заработной плате с вышеназванными работниками, являющимися иностранными гражданами, путем выплаты ООО "Лестехсервис плюс" на основании подписанных Самцовым В.В. платежных ведомостей за расчетный период (аванс и заработная плата за ноябрь 2019 года) наличных денежных средств. При этом Нумонов И. и Нуманов Ф.М. с заявлениями о выдаче вида на жительство на территории Калужской области в установленном законом порядке не обращались, что свидетельствует о том, что они являются нерезидентами.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения директора ООО "Лестехсервис плюс" Самцова В.В. к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, которые оценены по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Самцов В.В, являясь директором ООО "Лестехсервис плюс", осуществляя организационно-распорядительные функции, зная о возложенных на него обязанностях по соблюдению требований валютного законодательства, исчерпывающие меры по их соблюдению не предпринял.
Действия директора ООО "Лестехсервис плюс" Самцова В.В. квалифицированы по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Доводы жалобы, в том числе о неоднократном привлечении Самцова В.В. к административной ответственности за совершение одного и того же деяния, несоответствии назначенного административного наказания требованиям статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наличии оснований для применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и замене назначенного административного наказания в виде штрафа на предупреждение, судебной практике рассмотрения судами иных дел об административных правонарушениях указанной категории, являлись предметом исследования в ходе рассмотрения дела судьей районного суда и судьей областного суда, им дана надлежащая оценка, не согласиться с которой оснований не имеется.
Доводы, имеющие правовое значение и аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки на предыдущих стадиях производства по делу. Несогласие заявителя с оценкой установленных обстоятельств правовым основанием к отмене обжалуемых актов не является.
Иные доводы жалобы, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, являются несущественными и не влияют на законность принятых решений.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Самцову В.В. в пределах санкции части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену состоявшихся по делу актов, не установлено.
Заявленное в жалобе ходатайство о восстановлении срока обжалования принятых по делу актов не подлежит рассмотрению, поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит срока, в течение которого может быть подана жалоба, протест на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, заместитель председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановила:
постановление заместителя начальника межрайонной ИФНС России N 2 по Калужской области от 6 октября 2020 года N N, решение руководителя УФНС России по Калужской области от 5 мая 2021 года N N, решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 2 июля 2021 года, решение судьи Калужского областного суда от 24 сентября 2021 года, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Лестехсервис плюс" Самцова В В по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Лестехсервис плюс" Самцова В В - без удовлетворения.
Заместитель председателя суда И.Н. Переверзева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.