Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 11 февраля 2022 г. по делу N 16-620/2022-
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "РусМит" (далее - ООО "РусМит"), являющегося управляющей организацией общества с ограниченной ответственностью "Специализированное хозяйство Московское" (далее также - ООО "Специализированное хозяйство Московское", общество), Устюгова Е.Е. на вступившее в законную силу решение судьи Воронежского областного суда от 7 сентября 2021 года, состоявшееся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Специализированное хозяйство Московское"
установил:
постановлением судьи Бобровского районного суда Воронежской области от 16 июля 2021 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Специализированное хозяйство Московское" прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Воронежского областного суда от 7 сентября 2021 года постановление судьи районного суда отменено с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, директор ООО "РусМит", являющегося управляющей организацией ООО "Специализированное хозяйство Московское", Устюгов Е.Е. просит об отмене решения судьи Воронежского областного суда от 7 сентября 2021 года, считая его незаконным.
Изучение материалов дела и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) предусмотрено, что лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Законом N 99-ФЗ с учетом положений Закона N 89-ФЗ.
Как усматривается из материалов дела, на основании приказа руководителя Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора от 31 мая 2021 года N558/п/в должностными лицами названного органа в период с 4 июня 2021 года по 23 июня 2021 года проведена плановая выездная проверка в отношении ООО "Специализированное хозяйство Московское".
По результатам проведенной проверки 23 июня 2021 года составлен акт N50, в котором указано о том, что ООО "Специализированное хозяйство Московское" ("адрес") эксплуатирует объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - объект по выращиванию и разведению свиней I категории, код объекта 20-0136-001640-П, местоположение: "адрес", западная часть кадастрового квартала 36:02:5700003.
В нарушение требований пункта 1 статьи 9 Закона N 89-ФЗ, пункта 30 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ общество осуществляет обработку отхода 3 класса опасности стоков навозных при самосплавной системе навозоудаления свиней (код ФККО 11255212323) путем его разделения на твердую и жидкую фракцию, с последующей утилизацией жидкой фракции путем получения полезных компонентов - органической составляющей навоза с последующим их извлечением для внесения в поля в качестве органического удобрения.
Указанные обстоятельства явились основанием для составления 21 июня 2021 года в отношении ООО "Специализированное хозяйство Московское" протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья районного суда, рассмотрев дело об административном правонарушении, постановлением от 16 июля 2021 производство по нему прекратил в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья областного суда, рассмотрев жалобу должностного лица административного органа ФИО4, поданную в порядке статей 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решением от 7 сентября 2021 года постановление по делу об административном правонарушении отменил с направлением его на новое рассмотрение в тот же суд.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24 октября 2013 года N 1696-О, проверка законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении предполагает, в частности, обязанность суда общей юрисдикции установить, соблюдена ли установленная законом процедура рассмотрения дела. В случае же существенных нарушений процессуальных требований по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение о его отмене и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело (пункт 4 части 1 статьи 30.7 данного Кодекса). При этом данное решение лишь указывает на необходимость устранения выявленных процессуальных нарушений и не предопределяет выводы о виновности лица, привлекаемого к административной ответственности.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, судья областного суда сделал вывод о том, что судьей районного суда при рассмотрении дела допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Вопреки доводам жалобы оснований не согласиться с выводами судьи областного суда, не усматривается.
На момент возвращения дела срок давности привлечения общества к административной ответственности не истек.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение судьи Воронежского областного суда от 7 сентября 2021 года, состоявшееся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Специализированное хозяйство Московское" оставить без изменения, жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "РусМит", являющегося управляющей организацией общества с ограниченной ответственностью "Специализированное хозяйство Московское", Усюгова Е.Е. - без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.