Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 11 февраля 2022 г. по делу N 16-635/2022-
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калужской области "Калужская областная клиническая больница скорой медицинской помощи" им. К.Н. Шевченко Цкаева А.Ю. на вступившие в законную силу постановление судьи Калужского районного суда Калужской области от 7 июля 2021 года и решение судьи Калужского областного суда от 31 августа 2021 года, вынесенные в отношении государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калужской области "Калужская областная клиническая больница скорой медицинской помощи" им. К.Н. Шевченко (далее также - ГБУЗ КО "БСМП" им. К.Н. Шевченко, учреждение) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Калужского районного суда Калужской области от 7 июля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Калужского областного суда от 31 августа 2021 года, ГБУЗ КО "БСМП" им. К.Н. Шевченко признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель учреждения Цкаев А.Ю. просит об отмене судебных актов, считая их незаконными, и прекращении производства по делу.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения учреждения к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии с частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (абз.2); разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (абз.3).
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Согласно пункту 3 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 названного Федерального закона.
Соблюдение санитарных правил, санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, пункты 1.3, 2.1, 2.6, 2.7 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", утвержденных постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 года N 65).
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 внесено изменение в постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих", согласно которому коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В соответствии пунктом 1 постановления Правительства Калужской области от 17 марта 2020 года N 200 "О введении режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы Калужской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" на территории Калужской области с 17 марта 2020 года введен режим повышенной готовности.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 15 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - СП 3.1.3597-20), которые устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.
Пунктом 4.4 СП 3.1.3597-20 предусмотрены мероприятия, направленные на "разрыв" механизма передачи инфекции.
Согласно пункту 5.7 СП 3.1.3597-20 при выявлении лиц с подтвержденным диагнозом COVID-19 и лиц с подозрением на заболевание в непрофильных медицинских организациях проводятся: перевод больного COVID-19 в специализированную медицинскую организацию; установление лиц, контактировавших с больными COVID-19, среди работников медицинских организаций и больных, их изоляция в домашних условиях или госпитализация в том числе по эпидемиологическим показаниям, лабораторное обследование на COVID-19 и установление медицинского наблюдения на срок 14 календарных дней со дня последнего контакта с больным, назначение средств экстренной профилактики (профилактического лечения); закрытие отделения на "прием", максимальная выписка пациентов из отделения, заключительная дезинфекция; в зависимости от эпидемиологических рисков закрытие стационара на "прием" с обсервацией больных и работников медицинских организаций.
Как усматривается из материалов дела, на основании информации врио главного врача филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Калужской области" от 4 апреля 2021 года в период с 30 марта 2021 года по 4 апреля 2021 года проведено эпидемиологическое обследование очага новой короновирусной инфекции в отделениях ГБУЗ КО "БСМП" им. К.Н. Шевченко (г. Калуга, ул. Октябрьская, д. 3).
По результатам проведенного должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Калужской области административного расследования 27 апреля 2021 года установлено, что со 2 апреля 2021 года по 4 апреля 2021 года в адрес ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Калужской области" из ГБУЗ КО "БСМП" им. К.Н. Шевченко поступило 9 экстренных извещений с положительными ПЦР - анализами на новую коронавирусную инфекцию у пациентов хирургического отделения N 1 (3 случая), хирургического отделения N 2 (6 случаев).
При проведении эпидемиологического обследования очага новой коронавирусной инфекции в ГБУЗ КО "БСМП" им. К.Н. Шевченко в период с 30 марта 2021 года по 4 апреля 2021 года установлено:
- в хирургическом отделении N 1: в палате N3 зарегистрирован 1 случай заболевания пациента (положительный ПЦР - анализ от 1 апреля 2021 года), который находился в ней с 18 марта 2021 года по 2 апреля 2021 года, затем он выписан на амбулаторное лечение, 5 контактных лиц не обследованы. В палате N 6 зарегистрирован 1 случай заболевания пациента (положительный ПЦР - анализ от 1 апреля 2021 года), который находился в ней с 25 марта 2021 года по 3 апреля 2021 года, затем он переведен в COVID-отделение, 5 контактных лиц не обследованы. В палате N8 1 случай заболевания (положительный ПЦР - анализ от 1 апреля 2021 года), который находился в ней с 25 марта 2021 года по 3 апреля 2021 года, затем он переведен в COVID-отделение. Кроме того, 2 апреля 2021 года в данную палату был размещен новый пациент, то есть отделение не было закрыто на "прием", не были выполнены мероприятия, направленные на разрыв механизма передачи инфекции.
- в хирургическом отделении N 2: в палате N2 зарегистрирован 1 случай заболевания пациента (положительный ПЦР - анализ от 30 марта 2021 года), который находился в ней с 25 марта 2021 года по 2 апреля 2021 года, затем он выписан на амбулаторное лечение, 5 контактных лиц не обследованы. Кроме того, 30 марта 2021 года и 1 апреля 2021 года в данную палату были размещены 2 новых пациента, отделение не было закрыто на "прием", не были выполнены мероприятия, направленные на разрыв механизма передачи инфекции. В палате N 3 зарегистрирован 1 случай заболевания пациента (положительный ПЦР - анализ от 30 марта 2021 года), который в ней находился с 24 марта 2021 года по 31 марта 2021 года, затем он выписан на амбулаторное лечение, 5 контактных лиц не обследованы. Кроме того, в данную палату 30 марта 2021 года был размещен новый пациент. В палате N 4 зарегистрировано 4 случая заболевания пациентов (положительные ПЦР - анализы от 30 марта 2021 года), которые находились в ней с 18 марта 2021 года по 1 апреля 2021 года, с 26 марта 2021 года по 30 марта 2021 года, с 22 марта 2021 года по 2 апреля 2021 года и с 24 марта 2021 года по 1 апреля 2021 года, а затем они переводились в COVID-отделение, выписывались на амбулаторное лечение. При этом 2 контактных лица не обследованы. Кроме того, 20 марта 2021 года и 1 апреля 2021 года в данную палату были размещены 2 новых пациента.
Приведенные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении (л.д.7-10), информацией врио главного врача филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Калужской области" от 4 апреля 2021 года (л.д.20-22), списками контактных лиц по больным новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) в хирургических отделениях (л.д.29-40) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние ГБУЗ КО "БСМП" им. К.Н. Шевченко образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о том, что учреждение не было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, является несостоятельным.
Из материалов дела усматривается, что Управлением Роспотребнадзора по Калужской области 14 мая 2021 года направлялось в адрес ГБУЗ КО "БСМП" им. К.Н. Шевченко извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 10 июня 2021 года, которое получено учреждением 19 мая 2021 года (л.д.11, 12).
Из содержания указанного извещения следует, что для участия в составлении названного протокола приглашался законный представитель юридического лица.
При таких обстоятельствах оснований считать нарушенным право ГБУЗ КО "БСМП" им. К.Н. Шевченко, не имеется.
Порядок и срок давности привлечения ГБУЗ КО "БСМП" им. К.Н. Шевченко к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ГБУЗ КО "БСМП" им. К.Н. Шевченко с учетом санкции части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положений ст.ст.3.1, 3.5, 4.1-4.3 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение либо отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Калужского районного суда Калужской области от 7 июля 2021 года и решение судьи Калужского областного суда от 31 августа 2021 года, вынесенные в отношении государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калужской области "Калужская областная клиническая больница скорой медицинской помощи" им. К.Н. Шевченко оставить без изменения, жалобу главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калужской области "Калужская областная клиническая больница скорой медицинской помощи" им. К.Н. Шевченко Цкаева А.Ю. - без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.