Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 09 февраля 2022 г. по делу N 16-825/2022-
Председатель Первого кассационного суда общей юрисдикции Н.Н. Подкопаев, рассмотрев жалобу Алиева Н.С.о. на вступившее в законную силу постановление судьи Ленинского районного суда г. Н. Новгорода от 24 сентября 2018 года, решение судьи Нижегородского областного суда от 16 октября 2018 года, вынесенные в отношении Алиева Н.С.о. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Ленинского районного суда г. Н. Новгорода от 24 сентября 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Нижегородского областного суда от 16 октября 2018 года, Алиев Н.С.о. признан виновным и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации по ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе Алиев Н.С.о. просит отменить постановление судьи Ленинского районного суда г. Н. Новгорода от 24 сентября 2018 года, исключив дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы территории Российской Федерации.
Считает, что выдворение является серьезным вмешательством со стороны государства в осуществление его права на уважение семейной жизни, поскольку на территории Российской Федерации проживает его родной брат А.М.С.о - гражданин Российской Федерации и его отец А.С.Г.о, который на основании договора купли-продажи квартиры с использованием кредитных средств является собственником жилого помещения (квартиры), расположенного по адресу: ***.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Как следует из протокола об административном правонарушении в вину Алиеву Н.С.о. вменяется следующее: что 23 сентября 2018 года в 17 час. 30 мин. по адресу: г. Н. Новгород, ул. Энтузиастов, д. 8 выявлен факт нарушения гражданином Азербайджана Алиевым Н.С.о. миграционного законодательства Российской Федерации, а именно: 31 мая 2016 года Алиев Н.С.о. прибыл на территорию Российской Федерации, встал на миграционный учет. Срок его законного пребывания на территории Российской Федерации закончился 28 августа 2016 года. По истечении установленного законом срока территорию Российской Федерации не покинул, а продолжил находиться, не имея законных оснований до 27 июля 2018 года, что является нарушением ч.2 ст.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Факт совершения административного правонарушения и вина Алиева Н.С.о. в его совершении подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, а именно: рапортом должностного лица; письменными объяснениями Алиева Н.С.о.; сведениями из АС ЦБДУИГ; копией паспорта.
Оценив приведённые в совокупности доказательства, судебные инстанции обоснованно признали их допустимыми и сослались в обоснование выводов о виновности Алиева Н.С.о в совершённом правонарушении и верно квалифицировал его действия по ч.1.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о том, что выдворение Алиева Н.С.о. является серьезным вмешательством со стороны государства в осуществление его права на уважение семейной жизни, так как на территории Российской Федерации проживают его родной брат А.М.С.о - гражданин Российской Федерации и его отец А.С.Г.о, который на основании договора купли-продажи квартиры с использованием кредитных средств является собственником жилого помещения (квартиры), расположенного по адресу: ***, не могут повлечь отмену или изменение состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных решений.
Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признавая право каждого на уважение его личной и семейной жизни, не допускает вмешательства со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, защиты прав и свобод других лиц.
Относительно критериев допустимости высылки в демократическом обществе Европейский Суд по правам человека отметил, что значение, придаваемое тому или иному из них, будет различным в зависимости от обстоятельств конкретного дела, государство, связанное необходимостью установить справедливое равновесие между конкурирующими интересами отдельного лица и общества в целом, имеет определенные пределы усмотрения; в то же время право властей применять выдворение может быть важным средством предотвращения серьезных и неоднократных нарушений иммиграционного закона, поскольку оставление их безнаказанными подрывало бы уважение к такому закону. При этом законность проживания мигранта позволяет судить о его лояльности к правопорядку страны пребывания.
Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости.
Материалы дела свидетельствуют о том, что Алиев Н.С.о. никаких мер к легализации своего пребывания на территории Российской Федерации не принял, заявлений о признании гражданином Российской Федерации, о приеме в гражданство Российской Федерации или о выдаче вида на жительство им не подано, сведения об обратном в материалы дела не приложены, с жалобой не представлены.
Также, принимая во внимание действующий порядок осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации, о наличии какого-либо источника дохода Алиев Н.С.о. не указал.
Ссылка Алиева Н.С.о. на то, что на территории Российской Федерации проживают его брат А.М.С.о и отец А.С.Г.о, которые являются гражданами Российской Федерации, как и наличие у его отца А.С.Г.о в собственности жилого помещения, не освобождает Алиева Н.С.о, как гражданина иностранного государства от обязанности соблюдать миграционное законодательство страны пребывания и не является основанием к невозможности применения к нему наказания в виде административного выдворения за ее пределы.
Объективных данных, свидетельствующих о том, что на момент привлечения к административной ответственности с указанными лицами у Алиева Н.С.о. сложились устойчивые семейные отношения в составе одной семьи, что он совместно с ними проживал, вел общее хозяйство, не имеется.
С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела назначение административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации не противоречит требованиям ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и не влечет нарушения прав Алиева Н.С.о. на уважение его личной, семейной жизни.
Алиев Н.С.о. имел необходимое и достаточное время для соблюдения требований российского законодательства, в частности ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан Российской Федерации".
Незаконно пребывая на территории Российской Федерации, Алиев Н.С.о. надлежащих мер к устранению сложившейся противоправной ситуации и легализации своего пребывания на территории данного государства не предпринял, что свидетельствует об игнорировании установленного в данном государстве правопорядка.
Назначение Алиеву Н.С.о дополнительного наказания основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему указанной меры ответственности и ее соразмерность предусмотренным частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
То обстоятельство, что Алиев Н.С.о. оплатил штраф за данное административное правонарушение, не является основанием для его освобождения от административной ответственности или изменения обжалуемого постановления в части назначенного дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Н. Новгорода от 24 сентября 2018 года, решение судьи Нижегородского областного суда от 16 октября 2018 года, вынесенные в отношении Алиева Н.С.о. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Алиева Н.С.о. - без удовлетворения.
Председатель суда Н.Н. Подкопаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.