Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Гайдарова М.Б, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Максименко Р.В. на решение Клинцовского городского суда Брянской области от 3 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 20 июля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Брянской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 1 по Брянской области) к Максименко Р.В. о взыскании штрафа за несвоевременную уплату налога.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, возражения на кассационную жалобу представителя Межрайонной ИФНС России N 1 по Брянской области Рублевской Ж.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Межрайонная ИФНС России N 1 по Брянской области обратилась в суд с административным иском, в котором просила взыскать с Максименко Р.В. штраф за нарушение срока представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц, предусмотренного пунктом 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 44 850 рублей.
В обоснование заявленных требований налоговый орган указал, что Максименко Р.В. является плательщиком налога на имущество физических лиц. 29 октября 2019 года административный ответчик представил в Межрайонную ИФНС России N 1 по Брянской области уточненную налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2016 год. По результатам рассмотрения декларации в ходе камеральной налоговой проверки установлено, что Максименко Р.В. не уплатил за 2016 год налог в размере 448 500 рублей в связи с продажей имущества, которым владел менее трех лет. Решением налогового органа от 17 марта 2020 года N Максименко Р.В. привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, ему выставлено требование об уплате штрафа от 15 мая 2020 года N на сумму 44 850 рублей за несвоевременное представление декларации по налогу на доходы физических лиц, размер штрафа определен с учетом смягчающих обстоятельств. Требование налогового органа не исполнено.
Решением Клинцовского городского суда Брянской области от 3 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 20 июля 2021 года, с Максименко Р.В. взыскан штраф в размере 44 850 рублей, государственная пошлина в сумме 1 545 рублей 50 копеек.
В кассационной жалобе, поданной 20 ноября 2021 года почтой через Клинцовский городской суд Брянской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 6 декабря 2021 года, Максименко Р.В. просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права. В обоснование доводов кассационной жалобы указал, что в материалах дела отсутствует первичная налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц, а предоставление уточненной налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц без предоставления первичной декларации законодательством не предусмотрено. Полагает, что неверным расчет суммы налога на доходы физических лиц в декларации, что привело к некорректному расчету штрафа.
На кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 1 по Брянской области поданы письменные возражения.
Максименко Р.В. о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явился, что в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Из материалов административного дела следует и установлено судами, что 23 октября 2019 года в Межрайонную ИФНС России N 1 по Брянской области Максименко Р.В. представлена декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2016 год, а 29 октября 2019 года почтой направлена уточненная налоговая декларация за 2016 год, в которой отражен полученный им по договору купли-продажи дома и земельного участка доход в размере 4 450 000 рублей, исчислен к уплате налог в сумме 448 500 рублей.
По результатам проведения камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2016 год, Межрайонной ИФНС России N 1 по Брянской области вынесено решение от 17 марта 2019 года N о привлечении Максименко Р.В. к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа, размер которого с учетом смягчающих обстоятельств 44 850 рублей.
В адрес налогоплательщика направлено требование от 15 мая 2020 года N об уплате штрафа, со сроком исполнения до 8 июля 2020 года, которое получено Максименко Р.В. 29 мая 2020 года.
Требование оставлено без исполнения, назначенный налоговым органом штраф административным ответчиком не оплачен.
24 августа 2020 года мировым судьей судебного участка N судебного района "адрес" по заявлению Межрайонной ИФНС России N 1 по Брянской области выдан судебный приказ о взыскании с административного ответчика штрафа, который по заявлению Максименко Р.В. определением мирового судьи от 26 августа 2020 года отменен.
10 ноября 2020 года налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что Максименко Р.В. является плательщиком налога на доходы физических лиц; порядок и процедура направления требования об уплате штрафа соблюдены; расчет штрафа соответствует закону и задолженность не погашена; решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в установленном законом порядке не оспорено, срок обращения в суд с заявленными требованиями не пропущен.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении заявленных требований.
Согласно пункту 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В силу статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации.
К доходам от источников в Российской Федерации, в соответствии со статьей 208 Налогового кодекса Российской Федерации, относятся, в том числе доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации.
Камеральная налоговая проверка согласно статье 88 Налогового кодекса Российской Федерации проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) или заявления, указанного в пункте 2 статьи 221.1 настоящего кодекса, и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (пункт 7 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу положений пунктов 1, 2, 3 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если при получении физическими лицами доходов налоговыми агентами не был удержан налог, такие физические лица самостоятельно исчисляют сумму налога, подлежащего уплате в соответствующий бюджет. В таком случае указанные лица обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
Согласно пункту 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика, с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация предоставляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 Кодекса, не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Учитывая изложенные обстоятельства дела, нормы материального права, судебная коллегия кассационной инстанции находит выводы судов об удовлетворении заявленных требований правильными.
Довод кассационной жалобы о том, что в материалах дела отсутствует налоговая декларация по форме 3-НДФЛ, а следовательно, у Максименко Р.В. не было обязанности подавать уточненную налоговую декларацию, которую почтой не направлял и не подписывал, является не состоятельным.
Копия налоговой декларации по форме 3-НДФЛ от 23 октября 2019 года за налоговый период 2016 года за подписью административного ответчика имеется в материалах дела, и являлась приложением к административному иску.
Что касается уточненной налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2016 год, являвшейся предметом камеральной налоговой проверки, направленной Максименко Р.В. почтой от 29 октября 2019 года, то основания для отказа в ее приеме у налогового органа отсутствовали, проверять принадлежность подписи лицу, ее подписавшему, в обязанности налогового органа не входит.
Приказом ФНС России от 8 июля 2019 года N ММВ-7-19/343@ утвержден Административный регламент Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию налогоплательщиков, плательщиком сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков соборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов).
В соответствии с пунктом 150 Административного регламента основанием для начала административной процедуры является представление в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налоговой декларации (расчета) заявителем в налоговый орган по месту учета на бумажном носителе по почте, а также налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц, представленной через МФЦ.
При приеме налоговой декларации (расчета) налоговый орган осуществляет действия, указанные в пункте 142 Административного регламента:
1) проверяет у заявителя, представившего налоговую декларацию (расчет) лично, документ, удостоверяющий личность этого заявителя, и документ, подтверждающий полномочие представителя заявителя на представление налоговой декларации (расчета);
2) проверяет, соответствует ли налоговая декларация (расчет) установленной форме;
3) проверяет указание в налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц фамилии, имени, отчества (при наличии). При отсутствии ИНН - в дополнение к фамилии, имени, отчеству (при наличии) проверяет персональные данные заявителя, предусмотренные пунктом 1 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации;
4) проверяет указание в налоговой декларации (расчете) для организации полного ее наименования (ее обособленного подразделения, при наличии его наименования);
5) проверяет указание ИНН, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации;
6) проверяет указание вида документа: первичный (корректирующий);
7) проверяет наличие наименования налогового органа;
8) проверяет наличие подписей лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете);
9) регистрирует налоговую декларацию (расчет), представленную по установленной форме (установленному формату);
10) по просьбе заявителя проставляет на представленной заявителем копии налоговой декларации (расчета) отметку о приеме налоговой декларации (расчета) и дату ее приема.
При наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пункте 19 настоящего Административного регламента, и отсутствии в налоговой декларации (расчете) реквизитов, указанных в настоящем пункте, заявитель информируется об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) с указанием причины.
Основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги в части приема налоговых деклараций (расчетов), являются основания, указанные в пункте 19 Административного регламента.
Довод кассационной жалобы о неверном расчете суммы налога, который привел к некорректному расчету штрафа, не может быть принят во внимание.
Вступившим в законную силу решением Клинцовского районного суда Брянской области от 16 июля 2020 года удовлетворен административный иск Межрайонной ИФНС России N 1 по Брянской области о взыскании с Максименко Р.В. налога на доходы физических лиц по требованию от 8 ноября 2019 года N на сумму 545 136 рублей 80 копеек, в том числе налог с полученного в 2016 году дохода (448 500 рублей). Поскольку налоговая декларация по форме 3-НДФЛ, подтверждающая полученный доход с исчислением к уплате налога была подана с нарушением срока, то в силу пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации указанное обстоятельство влечет привлечение к налоговой ответственности и штрафу в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом смягчающих обстоятельств налоговым органом штраф уменьшен в 2 раза (448 500х20%:2) и составил 44 850 рублей.
Таким образом, расчет штрафа произведен правильно.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, и обоснованно отклонены, отмены оспариваемых судебных актов не влекут. Оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Клинцовского городского суда Брянской области от 3 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 20 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Максименко Р.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 26 января 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.