Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства, кассационное представление прокурора Московской области на решение Московского областного суда от 21 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 июня 2021 года по административному делу по административным исковым заявлениям Федерального агентства лесного хозяйства, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации к Совету депутатов Одинцовского муниципального района Московской области об оспаривании Генерального плана сельского поселения Ершовское Одинцовского муниципального района Московской области, утвержденного решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 14 декабря 2018 года N 8/51.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, объяснения представителей Рослесхоза Сныдченко Т.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, заинтересованного лица - комитета лесного хозяйства Московской области Михалкина А.В, не возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, представителей Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области Шмитова И.С, заинтересованных лиц - акционерного общества "Совхоз Москворецкий" Сушкова И.А, акционерного общества "Агркомплекс Горки-2", акционерного общества Племсовхоз "Нароосановский", общества с ограниченной ответственностью "Усово сити" Воронова Е.П, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора четвертого отдела (кассационного) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, полагавшего кассационною жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам
установила:
Советом депутатов Одинцовского муниципального района Московской области принято решение от 14 декабря 2018 года N 8/51 "Об утверждении Генерального плана сельского поселения Ершовское Одинцовского муниципального района Московской области" (далее также Генеральный план).
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) обратилось в суд административным исковым заявлением, с учетом уточнений, просило признать недействующим со дня принятия Генеральный план в части включения земель лесного фонда Звенигородского лесничества общей площадью 420, 836 га в границы населенных пунктов сельского поселения Ершовское в координатах, указанных в таблице N1, в том числе:
- д. Анашкино - Звенигородское лесничество, Звенигородское сельское участковое лесничество, квартал 9 площадь наложения 13916 кв.м, Коралловское участковое лесничество, квартал 78, площадь наложения 337 в.м.;
- д. Андрианково - Звенигородское лесничество, Звенигородское сельское участковое лесничество, квартал 9, площадь наложения 30 кв.м;
- д. Дьяконово - Звенигородское лесничество, Звенигородское сельское участковое лесничества, квартал 19, площадь наложения 33 кв.м;
- д. Дяденьково - Звенигородское лесничество, Звенигородское сельское участковое лесничество, квартал 1, площадь наложения 103957 кв.м, Коралловское участковое лесничество, квартал 37, площадь наложения 30 кв.м; квартал 45, площадь наложения 290 кв.м, квартал 46, площадь наложения 22 кв.м;
д. Ивано-Константиновское - Звенигородское лесничество, Звенигородское сельское участковое лесничество, квартал 1, площадь наложения 38859 кв.м, Таракановское участковое лесничество, квартал 18 площадь наложения 8409 кв.м; квартал 23, площадь наложения 105 кв.м, 24 площадь наложения 105 кв.м;
- д. Иглово - Звенигородское лесничество, Звенигородское сельское участковое лесничество, квартал 1, площадь наложения 72133 кв.м; Звенигородское лесничество, Коралловское участковое лесничество, квартал 23, площадь наложения 8137 кв.м, квартал 24 площадь наложения 671 кв.м;
- д Кезьмино - Звенигородское лесничество, Звенигородское участковое лестничество квартал 10 площадь наложения 111 кв.м, квартал 11, площадь наложения 6 кв.м, квартал 18, площадь наложения 14505 кв.м, квартал 19, площадь наложения 2517 кв.м, Звенигородское сельское участковое лестничество, квартал 2, площадь наложения 41259 кв.м, Рождественское участковое лесничество, квартал 81, площадь наложения 821 кв.м;
- д. Красные Всходы - Звенигородское лесничество, Звенигородское сельское участковое лесничество, квартал 2 площадь наложения 6 кв.м, Коралловское участковое лесничество, квартал 34 площадь наложения 4 кв.м; квартал 35 площадь наложения 37 кв.м, квартал 36 площадь наложения 25 кв.м;
- д. Ларюшино - Звенигородское лесничество, Звенигородское участковое лесничество, квартал 38, площадь наложения 78 кв.м, квартал 39 площадь наложения 13 кв.м;
- д. Липки - Звенигородское лесничество, Звенигородское участковое лесничество, квартал 31, площадь наложения 13 кв.м; квартал 38, площадь наложения 52 кв.м, квартал 61 площадь 296386 кв.м;
- д. Носоново - Звенигородское лесничество, Звенигородское сельское участковое лесничество, квартал 2 площадь наложения 23729 кв.м; Коралловское участковое лесничество, квартал 43 площадь наложения 39 кв.м;
- д. Палицы - Звенигородское лесничество, Звенигородское участковое лесничество, квартал 38, площадь наложения 4 кв.м, квартал 39 площадь наложения 53 кв.м;
- д. Покровское - Звенигородское лесничество, Звенигородское сельское участковое лесничество, квартал 8 площадь наложения 105979 кв.м;
- д. Сергиево - Звенигородское лесничество, Таракановское участковое лесничество, квартал 33 площадь наложения 35 кв.м;
- д. Синьково - Звенигородское лесничество, Звенигородское участковое лесничество, квартал 46 площадь наложения 29 кв.м;
- д. Скоково - Звенигородское лесничество, Звенигородское участковое лесничество, квартал 49 площадь наложения 36585 кв.м, квартал 50 площадь наложения 120 кв.м, квартал 53 площадь наложения 17 кв.м;
- д. Спасское - Звенигородское лесничество, Таракановское участковое лесничество, квартал 33 площадь наложения 5 кв.м;
- д. Супонево - Звенигородское лесничество, Звенигородское участковое лесничество, квартал 60, площадь наложения 345 кв.м;
- д. Сурмино - Звенигородское лесничество, Звенигородское сельское участковое лесничество, квартал 2, площадь наложения 47910 кв.м, Коралловское участковое лесничество, квартал 13, площадь наложения 6896 кв.м;
- д. Улитино - Звенигородское лесничество, Звенигородское сельское новое лесничество, квартал 19, площадь наложения 768326 кв.м, Таракановское участковое лесничество, квартал 61, площадь наложения 62 кв.м, квартал 65 площадь наложения 156045 кв.м;
- д. Фуньково - Звенигородское лесничество, Звенигородское участковое лесничество, квартал 7 площадь наложения 5 кв.м, квартал 8, площадь наложения 15395 кв.м, квартал 15, площадь пересечения 9 кв.м;
- д. Хаустово - Звенигородское лесничество, Звенигородское сельское участковое лесничество, квартал 1 площадь наложения 134563 кв.м, квартал 8, площадь 4353701 кв.м, квартал 9, площадь пересечения 31 кв.м, Коралловское участковое лесничество, квартал 62, площадь наложения 724 кв.м, Таракановское участковое лесничество, квартал 24, площадь пресечения 3642 кв.м, квартал 31, площадь наложения 1 кв.м;
- д. Хотяжи - Звенигородское лесничество, Чепелевское участковое лесничество, квартал 48, площадь наложения 39 кв.м;
- п. Мозжинка - Звенигородское лесничество, Звенигородское участковое лесничество, квартал 59, площадь наложения 33 кв.м, Таракановское участковое лесничество, квартал 59, площадь наложения 33 кв.м;
- с. Андреевское - Звенигородское лесничество, Таракановское участковое лесничество, квартал 13, площадь наложения 1 кв.м;
- с. Ершово - Звенигородское лесничество, Звенигородское участковое лесничество, квартал 55, площадь наложения 444 кв.м, Звенигородское сельское участковое лесничество, квартал 3, площадь наложения 17356 кв.м;
- с. Каринское - Звенигородское лесничество, Звенигородское сельское участковое лесничество, квартал 11, площадь наложения 593433 кв.м, Коралловское участковое лесничество, квартал 78, площадь наложения 70 кв.м;
- с. Козино - Звенигородское лесничество, Звенигородское участковое лесничество, квартал 3, площадь наложения 314 кв.м;
- с. Локотня - Звенигородское лесничество, Звенигородское сельское участковое лесничество, квартал 18, площадь наложения 190557 кв.м, Таракановское участковое лесничество, квартал 45, площадь наложения 32124 кв.м, квартал 52, площадь пересечения 53 кв.м;
- с. Михайловское - Звенигородское лесничество, Звенигородское сельское участковое лесничество, квартал 21, площадь наложения 1035104 кв.м, Таракановское участковое лесничество, квартал 64, площадь наложения 1 кв.м;
- с. Саввинская Слобода - Звенигородское лесничество, Звенигородское сельское участковое лесничество, квартал 10, площадь наложения 11 кв.м, Коралловское участковое лесничество, квартал 80, площадь наложения 33 кв.м.
Определением Московского областного суда к участию в деле в качестве административного соистца привлечено Минприроды России, от которого поступило административное исковое заявление о признании указанного нормативного правового акта не действующим в той же части (с учетом последующего уточнения).
По мнению административных истцов находящиеся в федеральной собственности лесные участки включены Генеральным планом в границы населенных пунктов, входящих в состав территории Ершовского сельского поселения, с нарушением процедуры согласования проекта Генерального плана, предусмотренной статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации; в нарушение положений Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель) изменены целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, что препятствует органам федеральной власти осуществлять мероприятия по управлению землями лесного фонда, охране, защите и воспроизводству лесов.
Решением Московского областного суда от 21 декабря 2020 года административный иск удовлетворен частично: признан недействующим со дня принятия Генеральный план в части включения в границы деревни Скоково сельского поселения Ершовское Одинцовского муниципального района Московской области земельного участка с кадастровым N. В удовлетворении административного иска в остальной части отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 июня 2021 года названное решение отменено в части признания недействующим со дня принятия Генерального плана в части включения в границы деревни Скоково сельского поселения Ершовское Одинцовского муниципального района Московской области земельного участка с кадастровым N. В указанной части принято новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 3 декабря 2021 года, представитель Рослесхоза просит отменить состоявшиеся судебные постановления, вынести по делу новое решение об удовлетворении административного иска, настаивает на нарушении процедуры согласования проекта Генерального плана, предусмотренной статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В кассационном представлении, поступившем в суд первой инстанции 10 декабря 2021 года, прокурор Московской области просит отменить состоявшиеся судебные постановления, вынести по делу новое решение об удовлетворении административного иска. До судебного заседания в материалы дела поступило заявление прокурора об отзыве кассационного представления.
Относительно кассационной жалобы комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области, акционерным обществом Племсовхоз "Нароосановский" представлены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального образования (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 7, пункту 20 части 1 и частям 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статье 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генерального плана сельского поселения относится к вопросам местного значения муниципального района.
С учетом такого регулирования суды пришли к правомерному выводу о том, что Генеральный план принят уполномоченным органом в установленной форме; правила официального опубликования Генерального плана соблюдены.
Вопреки доводам кассационной жалобы, фактические обстоятельства дела свидетельствуют о соблюдении процедуры принятия Генерального плана.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что утверждение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о переводе земель установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о переводе земель допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.
В соответствии частями 3 и 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит, в том числе, положение о территориальном планировании; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, на которой отображаются границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения и особенности его согласования регламентированы статьями 24 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми проект генерального плана до его утверждения подлежит обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда.
При проверке доводов о наложении границ населенных пунктов Ершовского сельского поселения на земли лесного фонда по запросу суда первой инстанции ФГБУ "Рослесинфорг" выполнено графическое совмещение границ Звенигородского лесничества в Московской области (на основании координат границ Звенигородского лесничества, утвержденных приказом Рослесхоза от 11 февраля 2019 года N127), с границами населенных пунктов сельского поселения Ершовское Одинцовского муниципального района Московской области. По итогам совмещения представлены сведения о кадастровых номерах конкретных земельных участков, границы которых имеют пересечение с границами земель лесного фонда, в частности с кадастровыми номерами: N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, принадлежащих на праве собственности заинтересованным лицам, конкретные сведения о правах которых на каждый из земельных участков содержаться в имеющихся в деле выписках из ЕГРН.
Судом установлено, что восемь из указанных земельных участков с кадастровыми N, N, N, N, N, N, N, N относятся к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования под индивидуально жилищное строительство. Остальные земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства.
Как верно отмечено судебными инстанциями, лесные участки из земель лесного фонда находятся исключительно в федеральной собственности, что обусловливает необходимость согласования проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, с органом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Приказом Минэкономразвития России от 21 июля 2016 года N 460 утвержден Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования.
Названным приказом предусмотрено, что Минэкономразвития России осуществляет подготовку Сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений отраслевых федеральных органов о согласии с таким проектом документа или о несогласии с таким проектом документа с обоснованием принятого решения и направляет Сводное заключение органу, уполномоченному на подготовку проекта документа территориального планирования.
Согласно подпункту "в" пункта 2.7 названного Порядка согласования отраслевой федеральный орган осуществляет проверку проектов генеральных планов в части включения в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения земельных участков из земель лесного фонда в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736 следует, что таким уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Рослесхоз, осуществляющий функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений (пункт 1).
Так, Рослесхоз осуществляет: рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других (иных) категорий (подпункт 5.4.2); рассмотрение проектов генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции подпункт 5.4.3).
Как следует из частей 7 и 8 статьи 25 Градостроительного кодека Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ) согласование проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществлялось в трехмесячный срок со дня поступления в этот орган уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования. В случае непоступления в установленный срок главе муниципального образования заключений на проект генерального плана от уполномоченного федерального органа исполнительной власти данный проект считается согласованным с таким органом.
По делу установлено, что 16 октября 2017 года Главархитектурой Московской области в Минэкономразвития России было направлено уведомление об обеспечении доступа во ФГИС ТП к проекту Генерального плана. Уведомление было зарегистрировано в Минэкономразвития России 16 октября 2017 года N.
В пределах установленного трехмесячного срока заключение на проект Генерального плана от уполномоченного федерального органа исполнительной власти не поступило, что, как правильно указано судами, давало разработчику Генерального плана основания считать соответствующий проект согласованным.
Сводное заключение о несогласии с проектом Генерального плана от 25 января 2018 года N 1527-СШ/Д27и поступило в Главархитектуру Московской области 6 февраля 2018 года, то есть после истечения установленного срока, когда проект Генерального плана уже считался согласованным.
С учетом изложенного судебной коллегией отклоняются доводы кассационной жалобы о несоблюдении процедуры согласования проекта Генерального плана, предусмотренной статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Ссылки автора кассационной жалобы на роль и значимость лесного фонда не ставят под сомнение правильность выводов судебных инстанций, и не свидетельствуют о несоответствии Генерального плана нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Иных доводов кассационная жалоба не содержит.
Кассационное представление прокурора Московской области, от которого последний отказался, подлежит оставлению без рассмотрения по существу на основании пункта 4 части 1 статьи 321, пункта 6 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебного постановления не установлено.
С учетом изложенного решение суда (в неотмененной части) и апелляционное определение следует оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского областного суда от 21 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства - без удовлетворения.
Кассационное представление прокурора Московской области на решение Московского областного суда от 21 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 июня 2021 года оставить без рассмотрения по существу.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 11 февраля 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.