Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Гайдарова М.Б, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Новозыбковской городской администрации Брянской области на решение Новозыбковского городского суда Брянской области от 4 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 19 октября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Новозыбковского межрайонного прокурора к Новозыбковской городской администрации о признании незаконным бездействия.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Гайдарова М.Б, возражения прокурора четвертого отдела (кассационного) с дислокацией в г. Саратове апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Новозыбковский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействие Новозыбковской городской администрации Брянской области в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, просил обязать административного ответчика обратиться в межмуниципальный отдел по Новозыбковскому, Злынковскому районам и г. Новозыбкову Управления Росреестра по Брянской области с заявлением и документами, необходимыми для постановки данного шахтного колодца на учет в качестве бесхозяйного имущества.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки установлено, что на территории Новозыбковского городского округа по адресу: Брянская область, Новозыбковский городской округ, с. Внуковичи, ул. Советская, рядом с домом N, расположен бесхозяйный источник водоснабжения (шахтный колодец). Указанное сооружение в собственность не оформлялось, в реестре муниципальной собственности не числится, на балансе администрации не состоит, не имеет собственника, то есть, является бесхозяйным. Отсутствие собственника шахтного колодца создает не только сложности в его техническом обслуживании при эксплуатации, но и угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, которая может повлечь за собой причинение ущерба здоровью людей и окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Решением Новозыбковского городского суда Брянской области от 4 июня 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 19 октября 2021 года, признано незаконным бездействие Новозыбковской городской администрации Брянской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.
Суд обязал Новозыбковскую городскую администрацию Брянской области обратиться в межмуниципальный отдел по Новозыбковскому, Злынковскому районам и г. Новозыбкову Управления Росреестра по Брянской области с заявлением и документами, необходимыми для постановки на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - нецентрализованного источника водоснабжения (шахтного колодца), расположенного по адресу: Брянская область, Новозыбковский городской округ, с. Внуковичи, ул. Советская, рядом с домом N, в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе, поданной 13 декабря 2021 года Новозыбковской городской администрацией Брянской области, через суд первой инстанции, оспаривается законность и обоснованность судебных актов первой и апелляционной инстанций, ставится вопрос об их отмене, направлении дела на новое рассмотрение.
Доводы кассационной жалобы указывают на нецелесообразность удовлетворения требований прокурора ввиду отсутствия у административного ответчика, в том числе, финансовой возможности для исполнения решения суда.
Иные стороны в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, что, в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не препятствует рассмотрению кассационных жалобы, представления. Явка сторон не признавалась обязательной.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения прокурора, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, что такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной Новозыбковской межрайонной прокуратурой, установлено, что источник нецентрализованного водоснабжения (шахтный колодец), расположенный по адресу: Брянская область, Новозыбковский городской округ, с. Внуковичи, ул. Советская, рядом с домом N, является бесхозяйным имуществом, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений на указанный объект.
По информации, представленной Управлением имущественных отношений Брянской области и межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, указанный шахтный колодец в реестре государственного имущества Брянской области и в реестре федерального имущества отсутствует.
Из представленных Новозыбковской городской администрацией Брянской области сведений следует, что указанный объект недвижимости является шахтным колодцем, ранее использовавшимся для водоснабжения населения, может быть использован в качестве резервного источника водоснабжения.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования, исходил из того, что непринятие мер по оформлению права собственности на бесхозяйный источник нецентрализованного водоснабжения (шахтный колодец), приведет к отсутствию контроля за состоянием колодца и его работоспособностью, создаст угрозу санитарному благополучию граждан.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу статьи 3 Закона Брянской области от 2 апреля 2019 года N 18-3 "Об объединении муниципальных образований, входящих в состав Новозыбковского муниципального района Брянской области, с муниципальным образованием город Новозыбков и внесении изменений в отдельные законодательные акты Брянской области" Новозыбковский городской округ является правопреемником сельских поселений и Новозыбковского муниципального района. Органы местного самоуправления Новозыбковского городского округа являются правопреемниками органов местного самоуправления сельских поселений, органов местного самоуправления Новозыбковского муниципального района.
Решением Совета народных депутатов города Новозыбкова от 26 апреля 2019 года N 5-561 "О реорганизации органов местного самоуправления муниципального образования "город Новозыбков" администрация Новозыбковского района присоединена к администрации города Новозыбкова.
В рассматриваемом случае обязанности организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию источников нецентрализованного водоснабжения, в том числе, бесхозяйных, возложены в силу закона на Новозыбковскую городскую администрацию, как на правопреемника органов местного самоуправления сельских поселений, органов местного самоуправления Новозыбковского муниципального района.
Вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", вступившим в силу с 1 января 2017 года.
Законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, в связи с чем, бездействие Новозыбковского городской администрации в части обращения в межмуниципальный отдел по Новозыбковскому, Злынковскому районам и г. Новозыбков Управления Росреестра по Брянской области с заявлением о принятии источника нецентрализованного водоснабжения (шахтного колодца), расположенного по адресу: Брянская область, Новозыбковский городской округ, с. Внуковичи, ул. Советская, рядом с домом N, на учет, как бесхозяйного имущества, что свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенной на него обязанности.
Судебная коллегия кассационной инстанции в пределах полномочий, предоставленных статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом всей совокупности обстоятельств и исследованных доказательств соглашается с такими выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В силу положений статьи 227 названного кодекса в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Согласно обстоятельствам административного дела и требованиям статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обязанность принятия мер в отношении названного бесхозяйного имущества лежит на органах местного самоуправления, то есть на административном ответчике.
При таких данных, доводы кассационной жалобы о нецелесообразности принятого судебного решения за отсутствием у стороны финансовой возможности исполнить его не имеет в настоящем случае правового значения и не может служить основанием к отмене оспариваемых судебных актов судом кассационной инстанции.
Вопреки доводам кассационной жалобы, выводы судов соответствуют обстоятельствам административного дела и требованиям закона.
С учетом указанных обстоятельств доводы кассационной жалобы, фактически повторяющие позицию стороны в судах, которой в оспариваемых судебных актах дана правильная правовая оценка, не содержат оснований к отмене судебных актов судом кассационной инстанции.
При таких данных, оспариваемые судебные акты первой и апелляционной инстанций полностью отвечают требованиям законности и обоснованности, у кассационной инстанции общей юрисдикции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к отмене и (или) изменению судебных актов, в связи с чем, кассационная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Новозыбковского городского суда Брянской области от 4 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 19 октября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Новозыбковской городской администрации Брянской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 4 февраля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.