Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Изоткиной И.В, судей Черновой Н.В, Петровой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абдурахмановой М. Г. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, Министерству обороны Российской Федерации, Территориальному отделу "Саратовский" филиала "Центральный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации Кировского района муниципального образования "Город Саратов" о признании нуждающимися в жилом помещении, признании права на внеочередное получение жилого помещения, по кассационной жалобе Абдурахмановой М. Г.
на решение Кировского районного суда г. Саратова от 17 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 20 мая 2021 г, заслушав доклад судьи Черновой Н.В, объяснения Абдурахмановой М.Г, ее представителя Уманца И.В, Абдурахманова К.А, поддержавших кассационную жалобу, судебная коллегия
установила:
Абдурахманова М.Г. обратилась в суд с иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, Министерству обороны Российской Федерации, Территориальному отделу "Саратовский" филиала "Центральный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации Кировского района муниципального образования "Город Саратов" о признании нуждающимися в жилом помещении, признании права на внеочередное получение жилого помещения.
В обоснование заявленных требований истец указала, что она является матерью погибшего 6 июня 2002 г. военнослужащего Абдурахманова Р.А. и не может реализовать свое право на внеочередное получение жилья, в котором нуждалась на момент гибели сына и по настоящее время. Полагала, что семья погибшего военнослужащего, на дату гибели сына, имела основания быть признанной нуждающейся в жилом помещении во внеочередном порядке с учетом права погибшего военнослужащего.
Просила суд признать семью погибшего военнослужащего срочной службы 6 июня 2002 г. Абдурахманова Р.А, 28 мая 1983 г. рождения в составе семьи из 6-ти человек: матери - Абдурахмановой М.Г, отца -Абдурахманова А.А, сестры - Абдурахмановой Р.А, брата - Абдурахманова Н.А, брата - Абдурахманова З.А, нуждающейся в жилом помещении на момент его гибели и имеющей право на получение жилого помещения на территории Российской Федерации в любом месте по своему выбору, с установлением, определением, признанием и указанием исполнителя, обязанного предоставить жилье семье истца во внеочередном порядке.
Решением Кировского районного суда г. Саратова от 17 февраля 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 20 мая 2021 г, указанное решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Абдурахмановой М.Г. подана кассационная жалоба, в которой просит отменить названные выше судебные постановления как незаконные.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия таких нарушений при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Абдурахманова М.Г. является матерью Абдурахманова Р.А, 1983 г. рождения, погибшего при прохождении срочной военной службы в Чеченской Республике 6 июня 2002 г.
Распоряжением администрации муниципального образования "Хивский район" Республики Дагестан от 13 августа 2014 г. N 125-р Абдурахманова М.Г, как мать погибшего военнослужащего принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
У Абдурахмановой М.Г. на праве собственности отсутствуют жилые помещения.
Вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Махачкалы от 16 октября 2017 г, в удовлетворений исковых требований Абдурахмановой М.Г. к Министерству труда и социального развития Республики Дагестан о признании права на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья и обязанности выдачи субсидии на приобретение жилья в связи с не постановкой на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. отказано.
Абдурахманова М.Г. зарегистрирована по адресу: "адрес".
Судом установлено, что фактически истец проживает по адресу: "адрес", по адресу регистрации своей дочери Абдурахмановой Р.А, регистрации по месту пребывания не имеет.
Абдурахманова М.Г. принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий распоряжением администрации муниципального образования "Хивский район" Республики Дагестан, по линии Министерства труда и социального развития Республики Дагестан.
Ответом администрации Кировского района муниципального образования "Город Саратов" от 23 августа 2019 г. на заявление Абдурахмановой М.Г. по вопросу постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения из муниципального фонда, истцу разъяснен порядок постановки на учет с указанием перечня документов, необходимых для постановки на учет.
Истец в установленном порядке по линии Министерства обороны на жилищный учет не вставала, заявление с приложением необходимого пакета документов в уполномоченный орган не предоставляла.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 49, 52 ЖК РФ, абз. 1 п. 1 ст. 15, п. 3.1 ст. 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", ст. 16, 21, 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" исходил из того, что обеспечение жильем по договору социального найма осуществляют органы местного самоуправления по месту жительства, вместе с тем истцом не представлено доказательств подтверждающих, что она была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении либо состояла в очереди на предоставление жилого помещения, сведений об обращении с таким заявлением в установленном законом порядке в администрацию Кировского района муниципального образования "Город Саратов" суду не представлено, следовательно, несоблюдение процедуры обращения и постановки на учет свидетельствует об отсутствии нарушенного права. Кроме этого судом учтено, что истец состоит на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по месту регистрации в республике Дагестан с 13 августа 2014 г, ввиду чего подлежит обеспечению жильем в установленном жилищным законодательством порядке органом, осуществившим учет.
Также суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно ст. 1.1 Закона Саратовской области от 28.04.2005 г. N 39-3CO "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области" (принят Саратовской областной Думой 20 апреля 2005 г.) социальные выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения предоставляются гражданам, вставшим на учет до 1 января 2005 г, имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными (законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в том числе: а) ветеранам боевых действий; б) инвалидам боевых действий; в) членам семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий; г) инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов.
Порядок предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилых помещений устанавливается Правительством области.
В соответствии с п. 4 постановления Правительства Саратовской области от 9 октября. 2008 г. N 382-П "О порядке предоставления отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений" уполномоченный орган ежегодно формирует список нуждающихся в получении Социальных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений отдельно по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности. В которой каждый из нуждающихся в получении социальной выплаты был поставлен на жилищный учет в органах местного самоуправления.
Формирование списка граждан - получателей социальных выплат, предоставляемых за счет субвенций из федерального бюджета, а также списка граждан - получателей социальных выплат, предоставляемых за счет средств областного бюджета, осуществляется уполномоченным органом из списка граждан, нуждающихся в получении социальных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений, отдельно по категориям граждан в той же хронологической последовательности, в которой каждый из нуждающихся в получении социальных выплат был поставлен на учет в органах местного самоуправления или признан нуждающимся в улучшении жилищных условий уполномоченным органом.
Поскольку истец не значится в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г. представленных органами местного самоуправления, суд пришел к выводу о том, что не имеется оснований для представления истцу меры социальной поддержки в рамках реализации Федерального закона N 5-ФЗ и Федерального закона N 76-ФЗ.
Кроме того, учитывая, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях из муниципального жилищного фонда по договору социального найма осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления по месту жительства, а Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, Министерство обороны Российской Федерации, Территориальный отдел "Саратовский" филиала "Центральный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, Администрация МО "Город Саратов", не обладают полномочиями по постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Федеральным законом N5-ФЗ "О ветеранах", пришел к выводу, что данные органы являются ненадлежащими ответчиками по делу.
Ссылка истца на определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13.07.2015 N 5-КГ15-67 судом первой инстанции не принята во внимание, поскольку по данному делу разрешались требования супруги погибшего военнослужащего, проходившего службу по контракту, о признании незаконными действий в части отказа в удовлетворении заявления о признании нуждающимися в обеспечении жилым помещением, то есть по обстоятельствам, не являющимся тождественными настоящему спору, в настоящем случае погибший военнослужащий проходил срочную службу.
Представленная суду многочисленная переписка истца с ответчиками в досудебном порядке, судом первой инстанции отклонена, поскольку она носит разъяснительный характер и не свидетельствует о том, что ответчиками были нарушены права истца на обеспечение жилым помещением. Абдурахманова М.Г. не обращалась в администрацию Кировского района муниципального образования "Город Саратов" с соответствующим заявлением (с приложением всех необходимых документов), в том числе, содержащим просьбу об истребовании ее учетного дела из администрации муниципального образования "Хивский район" Республики Дагестан.
Суд апелляционной инстанции согласился с таким выводом суда первой инстанции.
Судебная коллегия соглашается с обоснованностью выводов судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на совокупности исследованных по правилам ст. 67 ГПК РФ доказательств, не противоречат закону и подробно мотивированы в судебных актах.
В силу абзаца первого пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абзацу первому пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 405-ФЗ) членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с указанным федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18, и 19 статьи 15 и статьей 15.1 названного федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
При этом лицам, указанным в абзацах первом и третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в соответствии с данным федеральным законом во внеочередном порядке (абзац четвертый пункта 3.1 статьи 24 Закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 405-ФЗ).
Из содержания положения пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ следует, что члены семьи граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы обладают самостоятельным правом быть обеспеченными жилыми помещениями при условии признания их нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с указанным федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы.
Однако судом установлено, что Абдурахманов Р.А. проходил срочную военную службу по призыву.
Кроме этого судебная коллегия отмечает, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Гарантированное статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации.
Как разъяснено в пп. "а" п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что Абдурахманова М.Г, Абдурахманов А.А, Абдурахманова Р.А, Абдурахманов Н.А, Абдурахманов З.А, претендующие на обеспечение жильем, в качестве членов семьи погибшего военнослужащего, являлись членами его семьи.
Доводы кассационной жалобы, являлись предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций, получили соответствующую правовую оценку и не подтверждают нарушений норм права, повлиявших на исход дела, и не являются основанием для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных актов.
Доводы кассационной жалобы фактически являются позицией лица, подавшего жалобу, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений. Материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен правильно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене обжалуемых судебных актов, кассационная жалоба не содержит.
Несогласие с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Саратова от 17 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 20 мая 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Абдурахмановой М. Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.