Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Макаровой Н.А, судей Филатовой В.Ю, Булатовой Е.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании поступившее 19 октября 2021 года гражданское дело по исковому заявлению Хрущевой Н.П. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Людиновском районе Калужской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в установлении пенсии по старости, возложении обязанности назначить досрочно страховую пенсию, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Людиновском районе Калужской области (межрайонное) на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 6 сентября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Филатовой В.Ю, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Хрущева Н.П. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Людиновском районе Калужской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в установлении пенсии по старости, возложении обязанности назначить досрочно страховую пенсию.
Решением Людиновского районного суда Калужской области от 16 июня 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 6 сентября 2021 года, признано незаконным решение ГУ УПФР в Людиновском районе Калужской области от 24 декабря 2020 года N 199512/20 об отказе в установлении пенсии Хрущевой Н.П.
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Людиновском районе Калужской области (межрайонное) возложена обязанность назначить Хрущевой Н.П. досрочно страховую пенсию по старости с момента обращения в пенсионный орган, то есть с 3 ноября 2020 года.
В кассационной жалобе представитель Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Людиновском районе Калужской области (межрайонное) просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 6 сентября 2021 года отменить, направить дело на новое рассмотрение, в связи с неправильным применением норм материального права.
В возражениях на кассационную жалобу Хрущева Н.П. просит судебные постановления оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам по доводам, изложенным в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), оснований для отмены вынесенного судебного постановления не имеется.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Данный возраст, являющийся общеустановленным пенсионным возрастом, может быть снижен при наличии какой-либо льготы на назначение досрочной пенсии.
Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 этого же закона, или Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
В силу статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, переселенные из зоны отселения и постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N12441 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
На основании статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в порядке, предусмотренном статьями 30-37 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1.
Положениями статей 32-37 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрен порядок применения норм снижения пенсионного возраста при назначении пенсии по старости.
Статья 35 указанного закона предусматривает, что пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного возраста на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.
При этом условия назначения пенсии по старости указанным гражданам зависят от статуса лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, продолжительности проживания в прошлое и настоящее время на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.
Уменьшением возраста выхода на пенсию по старости производится пропорционально периоду постоянного проживания или работы на территории соответствующей зоны радиоактивного загрязнения.
Законодатель наделяет указанные категории граждан различным льготным статусом, что связано с различиями в масштабах радиоактивного влияния на организм человека (уровень радиационного загрязнения соответствующей территории и длительности постоянного проживания (работы) на ней).
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного Закона.
Согласно статье 34 приведенного Закона гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 данного Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В примечании к статье 35 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" указано, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Хрущева Н.П, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с 26 апреля 1986 года по 1 июля 1991 года проживала по адресу: Брянская область, Новозыбковский район, село Новые Бобовичи. С 8 ноября 1995 года по настоящее время истец проживает в городе Людиново Калужской области.
3 ноября 2020 года Хрущева Н.П. обратилась в ГУ-УПФ РФ в Людиновском районе Калужской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной пенсии, в связи с проживанием на территории, подвергшейся воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
Решением N 199512/20 от 24 декабря 2020 года ГУ-УПФ РФ в Людиновском районе Калужской области отказало Хрущевой Н.П. в назначении пенсии со снижением пенсионного возраста, в связи с тем, что на дату обращения за назначением пенсии период проживания истца в зоне отселения составляет 5 лет 2 месяца 6 дней, в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом - 24 года 11 месяцев 22 дня. В связи с тем, что суммирование величин уменьшения возраста за проживание в разных зонах радиоактивного загрязнения не предусмотрено законом, у Хрущевой Н.П. на момент обращения не возникло право на назначение пенсии по старости.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств, оценив представленные доказательства, установив факт постоянного проживания истца с 26 апреля 1986 года и по 1 июля 1991 года на территории зоны отселения, с 8 ноября 1995 года и по настоящее время на территории с льготно-экономическим статусом, пришел к правильному выводу о наличии у истца права на досрочное назначение пенсии в соответствии со статьями 35, 34 Закона Российской Федерации N 1244-1 от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 7 лет, которое возникло у Хрущевой Н.А. в возрасте 46 лет 7 месяцев, то есть с 3 ноября 2020 года.
В судебных постановлениях приведено толкование норм материального права, в частности, статей 5, 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", статей 3, 13, 28.1, 34, 35, 37 Закона Российской Федерации N 1244-1 от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с выводами, изложенными в оспариваемых судебных постановлениях, поскольку указанные выводы основаны на законе, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судебными инстанциями и представленным доказательствам.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований для суммирования величины снижения пенсионного возраста, являются необоснованными.
Приведенные нормы Закона Российской Федерации N 1244-1 от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" содержат две величины снижения пенсионного возраста - первоначальную и дополнительную, а также предельную величину уменьшения названного возраста.
При этом ни в данном Законе, ни в Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" нет норм, устанавливающих порядок назначения пенсии с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста с учетом времени проживания в определенной зоне радиоактивного загрязнения, если заявитель проживал в зонах с разным уровнем радиоактивного загрязнения.
При решении вопроса о назначении пенсии с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, проживающим в различных зонах радиоактивного загрязнения, факт проживания на этой территории каждой из них не может не учитываться.
Право на назначение пенсии с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста указанным гражданам должно быть обеспечено с учетом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией.
На основании изложенного дополнительные величины снижения пенсионного возраста при определении возраста выхода на пенсию граждан, проживающих в различных зонах радиоактивного загрязнения, могут суммироваться. Однако при таком суммировании полученная величина снижения пенсионного возраста не должна превышать предельную величину, установленную соответствующей статьей Закона Российской Федерации N 1244-1 от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Для Хрущевой Н.П. величина уменьшения пенсионного возраста не может превышать 7 лет.
В соответствии с Перечнем населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденным распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года N 237-Р, постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 года N 1074 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" село Новые Бобовичи Новозыбковского района Брянской области относится к зоне отселения, город Людиново Калужской области к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Судом обоснованно указано на то, что действующим законодательством не предусмотрен запрет на возмещение вреда и предоставление мер социальной поддержки по различным основаниям, установленным законодателем, поскольку соответствующий вред возмещается и меры социальной поддержки предоставляются по всем имеющимся основаниям. Проживание в разные периоды времени в разных зонах радиоактивного загрязнения нельзя отнести к одинаковым основаниям реализации соответствующих прав.
В связи с тем, что факт постоянного проживания Хрущевой Н.П. в различных населенных пунктах в зонах радиоактивного загрязнения в периоды по состоянию на 26 апреля 1986 года и по 7 ноября 1995 года в селе Новые Бобовичи Новозыбковского района Брянской области, с 8 ноября 1999 года и по настоящее время в городе Людинового Калужской области подтверждается материалами дела и не оспаривался ответчиком, суды пришли к правильному выводу о наличии оснований для уменьшения общеустановленного пенсионного возраста истцу с учетом периодов ее проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения.
Доводы кассационной жалобы, являлись предметом проверки судебных инстанций, направлены на переоценку установленных обстоятельств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не относится к полномочиям суда кассационной инстанции.
В связи с тем, что при рассмотрении заявленного спора нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по доводам жалобы по делу не допущено, предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5-379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 6 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Людиновском районе Калужской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.